search
main
0

Крупицы истинного знания,. или Творим с историей

Объекты нашего мира многомерны во многих смыслах, и именно на пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины. Об одном из способов создания смысловых перекрестков пойдет речь в данной статье.

У исторической науки есть определенная проблема с образами. Их традиционно мало в учебниках, на них традиционно мало времени на уроках, и они традиционно уходят на третий-четвертый план. Напротив, работа с текстом является сильной стороной истории, потому что тексты доминируют как источники информации на уроке, а также преобладают среди доступных исторических источников. На работу с текстом ориентируют нас задания ЕГЭ части С. В то же время задания олимпиадного уровня всегда включают в себя работу с символическими образами, изображениями и портретами, потому что это хороший показатель умения переводить имеющиеся знания из одной плоскости в другую, оперировать ими, анализировать, сравнивать и сопоставлять. Хорошим средством для творчества, которое можно сделать частью систематической работы по предмету, является кроссенс.Кроссенс, или «Пересечемся!»Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Что значит пересечение смыслов? Давайте рассмотрим на упрощенном варианте небольшой цепочки ассоциаций (см. рис. 1.)Повинуясь нормам чтения в русском языке, нужно начинать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Итак, если для вас это Юрий Гагарин, то следующий шаг – найти, что его связывает с предыдущей картинкой и последующей. Слева от него птица гагара, а внизу автомобиль, который призван поднять из глубин нашей памяти его знаменитое «Поехали!». Автомобиль и самолет связывает принадлежность к транспорту, а самолет и птицу роднят небо и крылья. Как и зачем создавать кроссенсЛюбую историческую фигуру или явление можно рассмотреть с нескольких сторон. Мы можем по-разному рассказать о Наполеоне или Александре Македонском – как о личностях, политиках или полководцах. Мы можем трактовать итоги Второй мировой войны с позиций СССР, Германии, США, Великобритании или Японии. А значение реформ Петра  I  будет зависеть от того, экономический, политический, социальный или культурный аспект мы рассматриваем. Каждая сторона нужна и важна, потому что только в комплексе получается целостность, только на пересечении всех смыслов появляется новый как следующая ступень понимания. Кроссенс – хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.Вот пример: кроссенс по исторической эпохе (см. рис. 2). Ученикам дается задание определить тему кроссенса (то есть эпоху) и найти связи между соседними картинками. Поскольку это самый простой и прямолинейный вариант, то ребята, если не споткнутся на Петре I, называют эпоху дворцовых переворотов и правителей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II. Связи между соседними изображениями можно найти не только в очередности правления, но и в родственных связях, особенностях личности, именах, привычках и массе других фактов. Петр I помещен в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для нее своей политикой и указом. А теперь посмотрим, каким образом это задание может стать более сложным, многомерным и символичным. Перед вами еще один кроссенс на тему «Эпоха дворцовых переворотов» (см. рис. 3). Прямые изображения государственных деятелей заменили те или иные символы, олицетворяющие их или черты их правления. Прежний кроссенс не исчез, он ушел на нижний план, являясь примером первого уровня понимания – буквального восприятия изображения. Данный кроссенс требует второго уровня – символической трактовки. Итак, снова начинаем с верхнего левого угла: 8 Марта – Марта Скавронская (настоящее имя Екатерины I); охота – любимое занятие Петра II (собаки и лошади); Ледяной дом – самая эксцентричная постройка Анны Иоанновны; карта Архангельской области (Холмогоры) – место ссылки и смерти Анны Леопольдовны; орех – Шлиссельбургская крепость (Орешек), место заключения Ивана VI; гардемарины – опора Елизаветы Петровны (в фильме ее эпоха); солдатики – хобби Петра III, прусские порядки и дисциплина в армии; двуглавый орел – герб времен Екатерины II, фавориты братья Орловы. Центр – новая столица Петербург и окно в Европу, открытое Петром I и впустившее новую эпоху и новые традиции. В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:1. Определение тематики, общей идеи.2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.10. Выход на новый уровень. Как работает кроссенс учителяПрименение кроссенса в курсах истории или обществознания имеет множество вариантов: – проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).Как работает кроссенс ученикаТакой кроссенс еще полезнее, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Стремясь отразить свое видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Прим. ред. Здесь дан лишь фрагмент статьи. Полностью материал опубликован на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/214 ​Марина НИКОАРЭ, учитель истории и обществознания средней школы №30 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте