search
main
0

Круговорот знаний Биосферная этика для третьеклассника

Многие учителя-предметники жалуются, что начальная школа слишком много времени уделяет математике, письму и чтению, но слишком мало – рассмотрению естественно-научной картины мира. Отсюда и претензии к составителям программ и авторам учебников: почему важнейшие понятия географии, физики, химии и биологии дети узнают лишь в 6 – 8-м, а то и в 10-м классе?
Исправить этот недостаток нашей системы обучения и воспитания призван интегративный курс “Мир и человек”.

Учебник “Живые обитатели планеты”/ 3-й класс (А.А.Вахрушев, С.М.Алхутов, А.С. Раутиан/ Издательство “Дрофа”, 2000г.) является продолжением серии учебников для 1-го класса “Мир глазами человека” и для 2-го класса “Земля. Части света”. Главная цель учебника – познакомить младших школьников с ролью и значением живых организмов на Земле.
Говорят, каждое музыкальное произведение можно упростить всего лишь до нескольких нот, а смысл целой повести выразить несколькими словами. Ключевыми, основополагающими понятиями этой книги являются круговорот веществ и энергии, организм, экосистема, биосфера. Грамотное и популярное изложение этих понятий служит гарантией воспитания будущих поколений в духе новой, биосферной этики.
Авторы учебника уверены, что “решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира”. Исходя из этого они строят всю систему преподавания нового материала через маленькие открытия, совершаемые учениками на каждом уроке. Дети очень часто воспринимают те или иные явления как само собой разумеющееся. Но когда возникает первое “почему”, в ребенке рождается исследователь. И если ответ на этот вопрос будет найден самим учеником (хотя бы и под мудрым руководством педагога), то каждый ребенок превратится в первооткрывателя.
Простейшее явление, с которым ежедневно встречается любой человек: растворение кусочка сахара в стакане воды. Но задумывались ли вы над вопросом: куда делся сахар? Он стал невидимым! А может, он исчез? Так постепенно, шаг за шагом ученики приходят к выводу, что вещество состоит из мельчайших частичек (молекул и атомов), которые нельзя увидеть глазом. Или другой пример: “исчезновение” куска льда, который учитель вчера “забыл” на столе. Даже элементарный вопрос о том, откуда в доме берутся продукты, в конечном счете приводит человека к выводу о взаимосвязи организмов в природе, о зависимости города от деревни и так далее.
Дети с помощью учителя (или наоборот) открывают суть незнакомых явлений, законов природы и узнают, как можно применить полученные знания. При этом понимание сути явления и смысла информации, полученной учеником из книги, от учителя или в процессе беседы, является самым главным показателем деятельности каждого. Отсюда и главный тезис: учебники курса “Мир и человек” не рассчитаны на воспроизведение школьниками текстов. Ребята должны лишь разобраться в материале темы, уметь использовать этот текст для поиска ответов на задачи.
Переход из начальной школы в основную для многих детей проходит довольно тяжело, в частности из-за того, что меняется система оценивания ответов. А точнее – выставления отметок. И нередки обиды и слезы после уроков: вот я сказал правильно, а мне не поставили пятерку! Авторы учебника следуют лозунгу: “Больше оценок – меньше отметок”. Предложенные ими способы проверки знаний позволяют включать в работу всех детей в классе: это и задания в рабочей тетради, и вопросы в конце параграфов книги, и краткие вопросы перед обсуждением новой темы, а также в процессе беседы. Но отметку все же рекомендуется ставить в том случае, когда ученик может логично объяснить свою точку зрения. Это особенно важно, если мы хотим подготовить учеников думающих, способных рассуждать, а не стремящихся к бездумному списыванию или зубрежке. И воспитание в этом направлении начинается уже с первых лет учебы.
В комплект вместе с учебником входят “Рабочая тетрадь” и “Книга для учителя”. В “Тетради” ученики выполняют самые различные задания – отвечают на вопросы, раскрашивают рисунки, расставляют цифры в правильном порядке, вписывают пропущенные слова, решают кроссворды и т. д. (Особенно мне понравились задания вроде “научись правильно рисовать животных по предложенным образцам”.) “Книга для учителя” дает методические рекомендации по проведению каждого занятия. Делается это в виде практических советов по организации и проведению конкретного урока. Сразу видно, что весь материал перед тем, как попасть в учебник, многократно опробован на практике, так сказать, “откатан”.
Теперь несколько слов о недостатках. Сразу хочу обратиться ко всем нашим читателям, авторам, учебники которых находятся на стадии доработки.
Дорогие коллеги! Теснее сотрудничайте с художниками, которые в издательстве оформляют ваш труд! Поймите, они профессионалы, но только в своем деле, а отнюдь не в области вашей науки. Поэтому им простительно перевернуть, например, плаун вверх ногами (они просто его никогда не видели), разместить обозначения на рисунке так, что кубышка окажется сухопутным растением (не ботаники же они, в самом деле), перепутать подписи под растениями, обозвав стрелолист частухой, а тростник камышом (а не все ли равно?). Им может сойти с рук, если нарисованный косарь будет косить траву слева направо, зеленая суповая черепаха попадет в разряд аквариумных животных, а пути передвижения воды и питательных веществ по стеблю перепутаются. Да, это их ошибка. Но спрашивать-то читатель будет с вас, авторов! А читатель – ребенок, и если неправильная информация на рисунке запомнится ему в третьем классе, то в шестом-седьмом будет очень трудно переубедить его в обратном. И доверие ко всему изложенному и нарисованному в учебнике будет подорвано.
Можно также поспорить с авторами относительно некоторых утверждений. Например: “Главными хозяевами океана можно по праву назвать акул. Имея шесть и более рядов острых зубов, эти свирепые хищницы не знают пощады. Их опасаются даже крупные обитатели морей. Акулы опасны и для людей”. Но как же быть с китовой акулой? И с другими, отнюдь не “свирепыми и беспощадными”? Поэтому зачем же так категорично?
При всем этом нельзя не согласиться: комплект создан на очень высоком научно-методическом уровне, тщательно продуман и красочно оформлен. Такое издание поможет каждому школьнику в дальнейшем успешно освоить как отдельные науки – биологию, географию, экологию, – так и получить полную естественно-научную картину мира.
На самом же деле здесь как раз тот случай, когда первое издание учебника имеет прекрасную возможность избавиться от некоторых недоработок еще до того, как его выпустят массовым тиражом. Пожелаем успехов авторам в продолжении взятого ими курса вплоть до разработки учебников выпускного класса!
Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте