search
main
0

Круговая порука. Российско-шведский проект в действии

С 16 по 19 ноября в московском пансионате «Светлана» прошли курсы переподготовки руководителей городских и районных организаций профсоюза. На учебу приехали профлидеры из Бурятии, Северной Осетии, Белгорода, Тулы, Саратова и Астрахани. Первый день курсов был посвящен теории и практике кружковой работы. Дело в том, что в те же сроки в рамках российско-шведского проекта в «Светлане» проходил очередной оценочный семинар по развитию сети профсоюзных кружков в регионах. «Корифеи» – Брянская и Тамбовская области – делились опытом. Новички, недавно включившиеся в проект, рассказывали о первых результатах. Успехи российских коллег оценивали зарубежные партнеры во главе с Анн-Кристин ЛАРССОН, международным секретарем Профсоюза учителей Швеции.

Открыла семинар Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Как призналась Галина Ивановна, 9 лет назад, когда проект только начинался, мало кто понимал, что такое профсоюзные кружки и зачем они нужны. Теперь эффективность этой работы, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения. Это правовое просвещение, информирование и мотивация «в одном флаконе».

Первопроходцы давно пожинают плоды правового всеобуча. К примеру, в Тамбовской области за последние пять лет ряды профсоюза пополнили 6 тысяч человек. И по мнению Юлии РЕМНЕВОЙ, лидера областной организации, российско-шведский проект сыграл здесь не последнюю роль. Вопросы и проблемы, которые разрешаются в ходе кружковой работы, настолько актуальны, что люди вступают в профсоюз прямо на занятиях кружка в своей школе.

Дабы не быть голословной, Юлия Васильевна привезла на семинар своих коллег – двух руководителей профсоюзных кружков из Мичуринского района Тамбовской области. Александра ЗАЦЕПИНА, председатель профкома Турмасовской школы, рассказала о том, какие практические результаты приносит эта работа:

– Однажды мы решили рассмотреть тему «Надтарифный фонд» и выяснили, что образовательное учреждение с согласия профорганизации распределяет стимулирующий фонд зарплаты самостоятельно. Мы об этом даже не подозревали! На следующее занятие пригласили директора, подробно разобрали этот вопрос. Оказалось, что средства у школы были, и некоторые доплаты стали гораздо выше. Появились новые формы доплаты, например, за дежурство на дискотеках. Тогда коллектив понял, что занятия кружка – это не пустые разговоры.

Не менее эффективным, по словам Александры Николаевны, был разбор темы «Налоговые льготы»: три педагога, купивших квартиры, вернули 13% от стоимости жилья, двое – 13% от стоимости обучения детей и одна учительница – часть денег, потраченных на лечение матери.

По мнению Александры Зацепиной, то, что педагоги стали изучать законы, позволило заключить первичке и грамотный коллективный договор, который помимо прочего предусматривает 100-процентную оплату работникам школы при забастовке.

Напоследок Александра Николаевна показала профсоюзный кружок в действии, пригласив за парты профлидеров, приехавших на учебу из территорий. Под ее руководством семинаристы вывели схему исчисления пособия по временной нетрудоспособности, изучив соответствующие законы и комментарии юристов ЦК профсоюза, опубликованные в «МП».

Второй «мастер-класс» провела Елена ВЕСЕЛОВСКАЯ, учитель и руководитель профкружка «Наши права» 11-й школы Мичуринска. Как убедились участники семинара, кружковая работа может приобретать самые разнообразные формы и содержание:

– В преддверии акции протеста 12 октября в газете «Мой профсоюз» был объявлен конкурс лозунгов и плакатов. Учителя подхватили эту идею. В итоге на свет появилась социальная реклама, посвященная акции.

Творчество мичуринцев коллеги смогли оценить по слайдовой презентации, которую устроила Елена Веселовская. По словам Елены Николаевны, когда кружок в школе только начинал свою работу, в нем занималось всего шесть человек. Сейчас в ряды его слушателей в полном составе влилась профсоюзная организация расположенного по соседству детского сада. В проект невольно втягиваются не только друзья и коллеги, но и семьи педагогов. В занятиях кружка участвуют даже дети. Одна из последних разработок кружковцев посвящена теме «Моя мама – учитель». Ее Елена Николаевна и предложила разобрать на семинаре. Пятеро добровольцев, проштудировав Трудовой кодекс, нашли в нем те статьи, которые предоставляют дополнительные гарантии и льготы работникам, имеющим детей.

В Брянской области в пилотный проект одной из первых включилась профсоюзная организация сельского Брянского района. Сегодня здесь действуют 33 кружка, в которых занимаются 290 человек. О том, как координируется эта работа, рассказала председатель райкома Лидия КОНОВАЛОВА:

– Мы проводим семинары для руководителей профкружков на базе первичных организаций. Один из первых состоялся в небольшой сельской школе. Учитывая, что нашим учителям нередко приходится обивать начальственные пороги, мы посвятили его регулированию трудовых отношений. Позже было много семинаров, удачных и не очень, но в этой маленькой школе он прошел на высоком уровне. Это вселило в меня надежду на перспективность проекта. Мы решили, что в каждой школе проведем районный семинар. Рассматривались такие темы, как Устав профсоюза, трудовая дисциплина, правовые основы деятельности профорганизации. Четыре занятия мы посвятили изучению нового Трудового кодекса.

Еще одна наша задача – информирование членов профсоюза. Здесь нам помогают информационные бюллетени, которые оперативно направляет областной комитет, а также «Мой профсоюз». Причем газету «от корочки до корочки» читаем не только мы, профработники, но и руководители школ. Они в курсе всех профсоюзных дел. Кстати, директора всегда присутствуют на семинарах, которые мы проводим, учатся вместе с нами.

По словам Лидии Коноваловой, прочитав законы и узнав свои права, учителя начали активно за них бороться. Сельские педагоги Брянского района одними из первых в стране подали коллективные иски в суд, чтобы отстоять положенные им коммунальные льготы:

– На одном из районных семинаров открыли Закон «Об образовании» и увидели, что 55-я статья гласит: учитель сельской школы имеет право на бесплатное отопление и освещение. Откуда взялись какие-то ограничительные нормы? Два года мы судились. Иски выиграли все до единой школы. Все учителя сегодня получают льготы в полном объеме. По закону.

В 2004 году кружки «добрались» до Воронежской области. О том, как стартовал проект на территории региона, рассказала председатель областной организации профсоюза Тамара БИРЮКОВА:

– Проводя анкетирование членов профсоюза, встречаясь на профсобраниях, мы все время сталкивались с проблемой, что информационная работа у нас отстает. Наша задача – дойти до каждого члена профсоюза, но где-то эта цепочка обрывалась. Необходимо было искать новые формы работы. Мы слышали, что есть российско-шведский проект, что активно работают Брянская область, Тамбов, Чита, но подробностей не знали. Тогда мы стали изучать опыт коллег по публикациям в газете «Мой профсоюз», встретились с председателями обкомов, побывали на занятиях. И в конце 2004 года начали заниматься кружковой работой. На первый семинар мы собрали 6 председателей райкомов города Воронежа. Объяснили им, что такое кружок и для чего он нужен. Постарались убедить коллег в том, что педагог может защитить себя только в том случае, если хорошо знает законы и свои права, поэтому наша задача – заниматься просветительской работой.

Сегодня, по словам Тамары Андреевны, кружки в области активно работают, особенно в сельских школах. В числе участников первого семинара, проведенного обкомом, была Анна АСТАНКОВА, председатель Советского районного комитета профсоюза города Воронежа:

– У себя в районе мы проводили учебу профактива, я приглашала представителей Пенсионного фонда, юриста из обкома профсоюза, других специалистов. Но председатели профкомов бывают разные. Одни очень ответственные, обо всем, что узнали во время учебы, расскажут коллективу. Другие промолчат. А это проще всего. Поэтому когда у нас в области заговорили о правовых кружках, мы поняли, что они необходимы. Эта форма работы позволяет доводить информацию до каждого члена профсоюза.

Под занавес слово предоставили шведским коллегам. Анн-Кристин Ларссон рассказала о проблемах, которые стоят перед Профсоюзом учителей Швеции, поделилась достижениями и ответила на многочисленные вопросы участников семинара. Профлидеров интересовало все: какова структура профсоюза, на что идут членские взносы, кто платит зарплату учителям и от чего зависит ее размер.

Нам же в свою очередь было любопытно, как зарубежные партнеры оценивают успехи проекта.

– Ожидания изначально были высокие, с того момента, когда мы провели первый семинар в Брянске, – говорит Ан-Кристин. – Причина в руководителе областной организации профсоюза. Анна Голубева – один из лучших профсоюзных лидеров, с которыми мне приходилось встречаться. Она очень серьезно отнеслась к этой работе, все продумывала в деталях. С моей точки зрения, это отличный проект. Качество работы очень хорошее и результаты прекрасные.

Высокую оценку российским коллегам дал и Лейф ИСАКССОН, координатор Агентства международного сотрудничества профцентров Швеции. До этого Лейф был знаком с проектом лишь по отчетам и признался, что увиденное превзошло все его ожидания: «Теперь не мы, а вы должны нас учить».

Для дальнейшего развития проекта решено задействовать новые информационные технологии. Нынешний сайт ЦК профсоюза планируется преобразить в мощный портал, где каждый регион будет иметь свою страничку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте