Полтора года назад в нескольких российских школах начали изучать курс “Мой выбор”. За это время у него появилось большое количество сторонников не только среди учителей, но и среди руководителей школ, органов образования. И число их постоянно растет. Курс используется на уроках граждановедения, обществознания, по его тематике проводятся классные часы. В Москве, Брянске, Самаре были открыты творческие лаборатории, позволившие расширить его применение. В Новоуральске и Сызрани программа “Мой выбор” помогает решать социальные проблемы в масштабах целого города.
Недавно в Ростове-на-Дону прошел “круглый стол”, за которым представители педагогической общественности обсудили проблемы освоения всероссийской образовательной программы “Мой выбор” в контексте реализации комплексного целевого социально-педагогического проекта “Гражданин Ростова-на-Дону – Гражданин России”. Участники его обсудили следующие вопросы: в чем вы видите особенности учебного курса “Мой выбор”? Какое место может занять этот курс в образовательной программе общеобразовательных школ? Каковы возможные перспективы развития и совершенствования курса “Мой выбор”?
Лидия КОРОЛЬ, директор Методического центра образования г.Ростова-на-Дону:
– Прошлым летом в нашем городе состоялся установочный семинар по проблемам апробации курса “Мой выбор”, на котором собрались педагоги, руководители образовательных учреждений, ученые. Он продемонстрировал заинтересованное желание абсолютного большинства участников использовать этот курс в гражданском образовании. Состоявшаяся в конце февраля 2002 г. в Москве конференция “Свобода выбора и ответственность как учебно-воспитательная проблема” заставила нас проанализировать накопленный опыт, соотнести его с российским, найти оптимальные пути более эффективной работы.
Владимир ФОМЕНКО, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Ростовского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор:
– Обращают на себя внимание две особенности курса “Мой выбор”. Одна, наиболее существенная, относится к содержанию обсуждаемых материалов. Развиваемые в современной гуманистической педагогике идеи личностно-ориентированного образования нашли здесь конкретное воплощение. Более того, именно в этом пособии воплощена идея “свободы выбора”.
Методика “Моего выбора” предполагает самоопределение учащихся в смысловых позициях, а именно они, смыслы, составляют основу личностного развития подростков.
Другая особенность курса – его дидактический аспект. Материалы синхронно обращены одновременно к учителю и к ученику. Здесь учебный процесс предстает как двуединая деятельность учителя и учащегося, в которой они выступают подлинными субъектами совместного процесса. При этом содержание обоих пособий хорошо структурировано, точно учитывает специфику действий школьников в условиях поиска смысловой основы выбора, а также действий учителя по поддержанию активности детей.
Определяя место курса, нужно исходить из системы гражданского образования, сложившейся в конкретной школе. Следовательно, “Мой выбор”, как предельно конкретный, минимально академический, должен стоять “за” базовым курсом обществознания, образуя с ним, вместе с другими вариативными граждановедческими курсами своеобразную “радиальную систему”. Возможен и обратный, и даже параллельный вариант, и тогда, естественно, место программы “Мой выбор” в общей логике гражданского образования старшеклассников должно быть интерпретировано иначе. Она базируется на общечеловеческих демократических ценностях. Имеются выходы и в реалии российской гражданской действительности, но как бы вторичным планом. Перспектива развития заключается в том, чтобы учебный курс был более в духе ментальных черт, присущих российскому этносу. Он должен быть более открытым реальной жизни и предполагать, выражаясь языком психологов, поиск “смысловых единиц жизни”.
Виталий ФЕДОРОВ, профессор Ростовского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук:
– Как известно, сегодня наиболее важная задача – воспитание гражданина правового, демократического государства, уважающего права и свободы личности, ответственного перед собой и обществом. Гражданственность должна стать интегральным качеством личности, ощущающей себя юридически, социально, нравственно, политически дееспособной.
В нынешнем социальном заказе образованию можно выделить ряд важнейших приоритетов: социализация личности, ответственности за себя и общество; реализация ресурсов свободы выбора каждого гражданина, способности к самоорганизации, умения отстаивать свои права и др.
“Мой выбор” в значительной степени отвечает этим вызовам времени и поэтому особо востребован. Он помогает разрешить противоречивую ситуацию, тем более что социально-педагогические проблемы чрезвычайно слабо обеспечены учебно-методическим материалом.
Данный курс не декларативно, а по своему существу (цели, принципы, содержание, технологии) реализует парадигму личностно-ориентированного воспитания. Создание ситуаций реального пространства личной свободы выбора и ответственности моделирует учебные занятия, где главным действующим лицом становится ученик, где как бы изнутри, в личном выборе рождается индивидуальное решение (вариант) вечной проблемы взаимоотношений свободы и необходимости, свободы внешней и свободы внутренней.
Тематика курса достаточно содержательна. В нем синтезированы ценностно-смысловая, информационная, познавательная и практическая составляющие процесса гражданского воспитания. Методическая составляющая хорошо структурирована, насыщена активными методами (ролевая игра, социальные проекты, работа с документами и др.). Стоит отметить также хорошую полиграфическую культуру. Эстетику оформления пособия. И все же я хотел бы высказать несколько пожеланий по совершенствованию курса: для учителя стоило бы дать, учитывая фундаментальность темы, общий базовый глоссарий, а также усилить в логике “Моего выбора” аспект диалектики “личное – общественное”, “социальное – индивидуальное”. Уделить больше внимания проблеме (и методам) самопознания, без самопознания свобода иллюзорна. Больше акцентировать внимание на особенности российского гражданского общества, российского менталитета в построении свободного общества. Тактичнее сбалансировать в смысловых заставках, эпиграфах, в высказываниях знаменитых личностей, авторов российских и зарубежных исследований (последних заметно больше); уточнить, как учитывать качество образовательных результатов до этого курса и на финише (с учетом базовых учебных пособий по обществознанию).
В целом же курс “Мой выбор” вполне может претендовать на базовый обобщающий, итоговый в старших классах средней школы при условии творческого подхода педагогов к его освоению.
Лариса СТУС, учитель истории и обществознания школы N 61:
– Я хочу сказать об особенностях курса “Мой выбор”, используя результаты опроса, проведенного среди учащихся нашей школы. Девятиклассники отвечали на вопрос: “Что значит для тебя курс “Мой выбор”?”. Наиболее характерными были такие ответы: “Курс интересный. Помогает определить свое место в жизни”; “Благодаря этому курсу я не совершил тех поступков, которые казались для меня нормой поведения в кругу близких мне людей”; “Теперь я имею свое мнение по поводу решения той или иной ситуации”.
Мнения ребят свидетельствуют о несомненной ценности курса. Он должен занять достойное место в образовательной программе любой школы.
Татьяна РОМАНЕНКО, заместитель директора школы N 107 “Экология и диалектика”:
– Прежде всего мне хочется подчеркнуть большой ценностно-ориентировочный и личностно-смысловой потенциал курса “Мой выбор”. Поэтому он так естественно входит во многие модели школьных воспитательных систем и находит место в традиционных для той или иной школы коллективных делах и праздниках. Вместе с тем важно, чтобы главная идея курса получила адекватную возрасту школьников интерпретацию. Особенно это необходимо начальной школе. Именно там должны быть заложены семена будущего самостоятельного и ответственного личного выбора.
Филипп ФИЛАТОВ, преподаватель Ростовского государственного университета, кандидат психологических наук:
– Когда в обществе не развита система свободного и осмысленного выбора, манипуляция массовым сознанием становится основным механизмом принятия решений. При этом широко декларируемое волеизъявление и самоопределение личности подменяется “ложным выбором” – безальтернативным и навязанным извне. Прошедшие десять лет во многом подтвердили эту закономерность. Наглядным примером может служить “выбор меньшего из двух зол”, в котором отсутствует позитивная альтернатива и выбирающий может лишь усилить или ослабить степень предлагаемого ему “зла”. С помощью средств массовой информации манипулятивные технологии охватывают самые различные сферы социальной жизни. В результате потребителю навязывается не только бесполезная, а иногда и вредная продукция, но и набор стереотипов, призванных подменить самостоятельное мышление и самоопределение. Та же проблема существует и на уровне межличностных отношений. К примеру, как часто подростки оказываются под негативным влиянием антисоциальных группировок и течений, будучи не в состоянии противостоять этому влиянию.
В свою очередь и взрослые, зрелые люди нередко попадают в ловушки всевозможных шарлатанов. Все перечисленные ситуации объединяет одно обстоятельство: посредством манипулятивных воздействий личность лишается возможности свободного осмысленного выбора или в лучшем случае этот выбор затруднен.
Незащищенность индивидуального сознания от манипуляций разного рода создает реальную опасность, мешающую полноценному социальному развитию. Очевидно, что построение открытого общества невозможно без обеспечения условий самостоятельного выбора, основанного на осознанной иерархии мотивов и ценностей. Среди социальных институтов следует выделить систему образования. Ведь именно школа является одним из доминирующих факторов развития личности, той социальной силой, которая формирует не только базовые навыки, представления, установки, но и в значительной мере целостное мировоззрение человека. Соответственно инновации в системе среднего образования, связанные с усилением и развитием установки на осмысленный, ответственный выбор, могли бы составить значительный противовес бесчисленным манипулятивным технологиям ложного навязанного выбора.
Вот почему несомненный интерес представляет учебно-методическое пособие “Мой выбор” и включенный в него двенадцатичасовой курс. Оригинальность и достоинство этой учебной программы заключается, на мой взгляд, в том, что она не преследует цели транслировать какие-либо однозначные и “правильные” положения, алгоритмы разрешения проблем, она раскрывает перед подростками проблемное поле свободного и ответственного выбора, показывая реальные, действенные механизмы осмысленного самоопределения в таких значимых сферах жизни, как здоровье, право, политика, СМИ. Занятия эти побуждают учащихся размышлять, рефлексировать над рядом фундаментальных категорий (“свобода”, “ответственность”, индивидуальный и коллективный выбор), осмыслять связанные с ними проблемы и вырабатывать осознанное, критическое отношение к различным явлениям жизни.
Кроме того, предлагаемая методика позволяет как продумывать предложенные темы, так и их инсценировать, проигрывать в активном тренинге. Программа ориентирована на творческие способности детей, возможности их воображения и аналитического мышления. Она способствует развитию спонтанности, инициативы. Вместе с тем хорошо бы усилить психологическую составляющую этого учебного курса и акцентировать в нем мотивационно-ценностный аспект проблематики выбора. Более четко обозначить механизмы и стратегии принятия решения в различных социальных ситуациях.
Важно осознавать, что большее число выборов человек осуществляет, следуя стратегии избегания, по принципу “движения от” возможной потенциальной угрозы и руководствуясь базовым мотивом сохранения безопасности.
Однако подлинный осмысленный выбор предполагает осознание мотивов и целей своего поведения, ценностей и уникального смысла жизни. Он выражается в целенаправленном “стремлении к” их реализации. Поэтому дополнительный акцент на целях и ценностных основаниях выбора, соотнесение индивидуальных ценностных ориентаций с ценностями культуры и ценностными универсалиями человечества могли бы повысить психологическую значимость учебной программы “Мой выбор”. Отмечу также, что раздел, посвященный выбору здорового образа жизни, желательно расширить, дополнив развернутым анализом негативного влияния вредных привычек, обсуждением позитивных факторов, способствующих укреплению здоровья. Они также могут включать жизненные ценности и цели, реализация которых требует здорового образа жизни как необходимого условия. Тогда выбор “в пользу” здоровья будет осуществляться не по принципу избегания (ухода от болезни), а как стремление к всесторонней самореализации и осмысленности жизни.
В целом следует еще раз отметить значимость инновационной программы “Мой выбор”, а ее внедрение можно рассматривать как важный шаг на пути реформирования среднего образования. Только таким путем школа может готовить свободного и ответственного гражданина. Выбор – это такая кульминационная точка человеческой активности, в которой воссоединяются свобода и ответственность.
Елена ПУЗАНОВА, учитель истории и обществознания школы N 106, руководитель районного методического объединения:
– Я использую курс “Мой выбор” как модуль в курсе “Обществознание” (8-9-е классы) и через систему классных часов (10-й класс). Сегодня уже могу сделать некоторые выводы: наиболее эффективен был бы спецкурс (34 часа). Он позволил бы углубить содержание, развить определенную логику. Так, включение в программу тем “Духовные ценности”, “Цель определяет выбор”, “Основа выбора – взгляды и убеждения”; “Выбор ограничен возможностью” усилит поиск подростками содержательных смыслов выбора. Важно в перспективе разработать программы курса “Мой выбор” для учащихся 1-4-х классов, 5-9-х классов, 10-11-х классов.
Вадим САХИБГОРЯЕВ, учитель истории и обществознания гимназии N 36, кандидат философских наук:
– Так сложилось, что современная школа лишена по-настоящему емкого и, что самое главное, интересного предмета, который знакомил бы школьников с проблемами развития общества и человека. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отсутствием национальной идеологии, которая если бы и не решала все проблемы, то по крайней мере сформировала бы алгоритм, систему базовых понятий и дефиниций, помогающую выстроить цепь необходимых и достаточных знаний о человеке и его месте в обществе. И, во-вторых, сами обществоведы до последнего времени не предполагали, за редким исключением, ничего нового в этой сфере. Предмет “Обществознание” (“Человек и общество”) давно превратился в набор нравоучительных полезностей, сборник сказок, каждая из которых несет свою мудрость, свой урок “добрым молодцам”. Прочитав такую сказку, невольно хочется почесать затылок и промычать в задумчивости: “Вот оно как! Это же надо!”
Содержание материалов об обществе и человеке говорит о его крайне скудном объеме, поверхности, неактуальности. А ведь именно они формируют основные социальные навыки, мировоззрение, представляют истинную ценность нравственных культурных традиций, пополняют творческий потенциал. Положение дел таково, что выпускник современной школы затрудняется даже назвать основные научные дисциплины, занимающиеся проблемами человека и общества.
Настоящим прорывом в области реформирования гуманитарного образования представляется учебный комплект “Мой выбор”, созданный коллективом авторов под общей редакцией Петра Положевца. Комплект состоит из учебно-методического пособия для учителя и рабочей тетради для учащихся, содержащей разнообразные задания и актуальный аналитический материал.
Уже первое знакомство с ним убеждает в том, что курс вполне соответствует не только весьма жестким требованиям времени, но и той динамике, в которой современное общество находится. Авторы не ограничиваются хрестоматийным минимумом знаний, умений и навыков. Они стремятся к построению фундаментальных качеств личности, в основе которых, как известно, лежит крайне сложный и мучительный акт идентификации. “Кто я?”, “Как жить?”, “Каково мое предназначение, место в жизни?”, “Как я оцениваю происходящее вокруг?” – вот вопросы, на которые должен ответить ученик в итоге. Основные темы не предполагают отстраненного изучения общественных процессов и феноменов и усредненного, “идеального” поведения человека. Они не требуют покорного усвоения этических принципов и неких правил, которые принято считать хорошими. Вместе с тем тут нет призывов к интеллектуальному и духовному бунтарству, отвергающему жизненные ценности, выработке пресловутой активной жизненной позиции, которая, как известно, не всегда является конструктивной или, скажем, корректной, деликатной. Авторы сосредоточивают свои усилия на формировании открытой позиции учащегося, открытой в том числе для критики, сомнений, сочувствия, советов, содействия и т.д., открытой для поиска и всего многообразия жизненных проявлений. По-видимому, это и послужило основой того, что учебный комплект носит название “Мой выбор”, что предполагает большую умственную работу учащегося, идущего по пути обретения жизненных ориентиров.
Изучая курс, педагог и учащийся непременно сталкиваются с правовыми, этическими, философскими, психологическими и другими проблемами. Авторы учебного комплекта отошли от традиционной схемы создания программ и пособий, когда сначала формируется обязательный теоретический минимум по принципу “без этого нельзя”, а затем адаптируется отобранный материал. “Мой выбор” создавался по принципу “такова жизнь”, помещая учащегося в круг реальных общественных и индивидуальных проблем, предлагая механизм осмысления и преодоления их.
Так, одна из тем курса, которая называется “Мое здоровье”, совершенно лишена пропагандистской окраски. Вместо набивших оскомину лозунгов и призывов проблема рассматривается на основе разнообразного и увлекательного материала. Обсуждение не носит абстрактного характера. Каждый должен изложить свое видение вопроса, услышать и обсудить аргументы товарищей, а возможно, стать участником острой дискуссии. В заключение, когда позиции проясняются, дискуссия получает новый импульс, так как окончательный выбор все-таки невозможен без главного ответа: кто несет ответственность за здоровье человека?
Понимание степени риска от табакокурения, употребления наркотиков и алкоголя, осознанное освобождение от “приятного рабства” вредных привычек – вот лейтмотив данного урока.
В целом же алгоритм деятельности, предложенный авторами, представляется следующим: постановка задачи – ознакомление с необходимым теоретическим материалом – обсуждение – волевое решение, которое всегда индивидуально. Благодаря ему подросток получает не только возможность самовыражения, но и возможность – увидеть себя в зеркале своих поступков, стремлений и проблем.
Еще одно обстоятельство делает курс очень интересным. Все учебные занятия построены на интерактивной методике. Коллектив класса превращается в весьма подвижную субстанцию. Метаморфозы безграничны. Работа в группах, ролевые игры, диапазон которых достаточно широк, эффективно формируют навыки совместной деятельности. Интерактивность позволяет вовлечь в процесс изучения и обсуждения темы практически весь класс. Да и роль учителя становится иной. На смену строгому ментору приходит наставник-игротехник. Призрак равенства, школьной демократии обретет реальные черты.
Интерактивность, столь эффективно и неожиданно расширившая круг методов обучения, постепенно становится явлением повседневной работы учителя. И это очень важно. Во-первых, она способна активизировать, интенсифицировать и разнообразить самые обычные уроки. Она прекрасно сочетается с активными и пассивными методами обучения, обогащает технику и технологию преподавания, открывает большие возможности. Во-вторых, интерактивность – это творческая активность каждого. Она привносит в класс дух демократии, демократические механизмы коллективной деятельности. Социализация личности осуществляется не как пассивный процесс усвоения знаний об обществе, а через практику, формирующую способы и навыки общежития. Именно благодаря им демократия постепенно укореняется в современной школе.
Одним, но весьма существенным недостатком данного учебного курса является его “пристрелочный”, пробный характер. Авторы предлагают лишь двенадцатичасовой курс, чего недостаточно, для того чтобы стать полноценным школьным предметом. “Мой выбор” должен быть расширен. Однако и в своем кратком варианте курс “Мой выбор” работает и помогает педагогам воспитывать свободную личность.
Елена ШАРОВА, учитель истории и обществознания школы N 13:
– Учитель до тех пор может быть учителем, пока будет продолжать учиться. С большим интересом слежу за всеми новыми наработками коллег, замечаниями по тому или иному вопросу, отдельным темам, новейшими методиками.
Появление курса “Мой выбор” является иллюстрацией ценного педагогического опыта и оригинальных технологических моделей. Те ситуации, в которые ставятся ученики, позволяют им с учетом жизненного опыта сделать самостоятельно собственный вывод.
Безусловно, что данный труд, представленный на наш суд, если бы был не интересен, то не вызвал бы столько мнений, споров, “круглых столов”, где поднимались самые разнообразные вопросы и отмечались плюсы и минусы курса. Правы те, кто считает, что примеры и ситуации некоторых тем являются несколько поверхностными или недостаточно содержательными, так как ученик уже обладает достаточным жизненным и социальным, а преподаватель и профессиональным опытом, и эти обе стороны могут привести примеры более полные и содержательные. С другой стороны, представленные технологии без специального постановления уже с успехом применяются отдельными учителями-новаторами на уроках граждановедения, обществознания, истории, в воспитании детей. И это лучший ответ на вопрос – быть или не быть курсу. Ученики на уроках, где применяются технологии “Моего выбора”, становятся активными участниками учебного процесса.
Показателен тот интерес, с которым учащиеся воспринимают методы и приемы данного курса. Они ждут этих уроков, они готовы к игре, где нет отстраненных и равнодушных, а тем более прогуливающих.
Двенадцать часов на курс “Мой выбор”, как показывает опыт, действительно недостаточно, и это вызывает справедливую критику и замечания со стороны учителей. Не всегда у педагогов есть время дорабатывать отдельные места курсов, наполнять их новыми смысловыми нагрузками, моделировать ситуации. Эффективнее работа на основе современных, полноценных программ и пособий.
Владимир КОЗЕРЬ, учитель истории и обществознания школы N 12:
– Курс “Мой выбор” уже становится частью системы гражданского образования в средних школах города Ростова-на-Дону. Он рассчитан на аудиторию 13-14-летних подростков (8-9-е классы средних школ), с его помощью предполагается сформировать у них умение делать обоснованный выбор в конкретных ситуациях, принимая на себя ответственность за свои решения.
Об актуальности разработанного Петром Положевцем и его коллегами курса говорит многое: ясность и важность целей и задач, тематика занятий, методика преподавания. Он построен на основе идеи личностно-ориентированного образования и учебного сотрудничества, передовых педагогических технологий, прежде всего проблемного обучения и деловых игр, которые в традиционной педагогике называются активными методами.
При любом варианте использования курса “Мой выбор” учитель встретится с рядом трудностей. Двенадцатичасовой курс как самостоятельный предмет с трудом вписывается в учебный план школы, поэтому предлагается увеличить количество часов до 36. Тогда “Мой выбор” будет изучаться в течение одного учебного года в восьмом или девятом классе. Здесь возникает два вопроса: первый – какой курс будет изучаться на следующий год (во многих школах уже выстроена система обществоведческого и гражданско-правового образования с 5-го по 9-й, иногда по 11-й класс), и второй – как предложенные 12 тем курса “Мой выбор” соотнести с требованиями “Обязательного минимума содержания обществоведческого образования”.
Заманчива идея интеграции курса “Мой выбор” с каким-либо другим объемным и хорошо разработанным обществоведческим. Тогда разрешается проблема обязательного минимума образования в области обществознания, нет вопроса, какой курс преподавать на следующий год. Но возникают организационно-методические вопросы, прежде всего, как органически интегрировать курс “Мой выбор” в другие. В 8-9-х классах изучаются: “Обществознание” (А.Иоффе, О.Кишенкова), культурологический, политико-правовой курс; “Азбука гражданина” (В.Мушинский), гражданско-правовой курс; “Введение в обществознание” (Л.Боголюбов и др.), интегрированный обществоведческий курс; “Граждановедение” (Я.Соколов); “Право и политика”, 9-й класс (А.Никитин). Каждый из этих курсов имеет свою логику построения, внутренне согласован и методически оснащен.
Наконец, еще один вариант – использование материалов “Моего выбора” во внеклассной работе. Здесь у нас уже имеется положительный опыт. В нашей школе был открыт политический клуб (9-11-е классы). На заседаниях его обсуждаются актуальные общественно-политические события в стране, городе и школе. Помимо этого, участники включены в тренинговую работу, которую можно назвать тренингом лидерских навыков. Для реализации второй задачи участникам семинара предложена программа курса “Мой выбор”. Уже первые занятия показали заинтересованность ребят в овладении лидерскими навыками и их стремление научиться принимать ответственные решения. Учебные материалы курса “Мой выбор” были адаптированы с учетом специфики внеклассной работы, несколько сокращено количество заданий, добавлены занятия специализированного тренинга лидерских качеств, разработанного А.Прутченковым.
Этот вариант использования, на мой взгляд, является наиболее простым и удобным, так как учебные планы перегружены, а замену одного обществоведческого курса на другой в 8-9-м классах необходимо серьезно обосновать.
Существует определенная тенденция развития новых обществоведческих и человековедческих курсов. Вначале появляется программа и первый учебник, затем полнокровный, хорошо изданный учебник и методический комплект с рабочей тетрадью, книгой для учителя, другими методическими пособиями. Вполне возможно, что и авторы “Моего выбора” пойдут по этому пути и мы в ближайшем будущем увидим курс, который станет конкурентом уже известным в области обществознания. Я считаю, что этот доработанный с учетом “обязательного минимума” курс вполне мог бы претендовать на роль базового по обществознанию в 8-9-х классах.
Николай КАРПЕНЯ, учитель обществознания школы N 40:
– Курс “Мой выбор” является реальной попыткой пересмотра содержания и методов преподавания обществоведческих дисциплин. Одна из существенных проблем современного состояния образования заключается в отрыве ряда изучаемых проблем от реалий жизни. В результате школа ограничивается механическим запоминанием “правильных” истин, которые не становятся для ученика ценностью, не превращаются в умения и навыки.
Авторы этого пособия акцентировали внимание на достаточно распространенной мысли о том, что в современном мире учащийся “может черпать любую информацию”, использовать различные информационные системы. Учителю важно не столько давать ему информацию, сколько помочь приобрести социальный опыт, адаптироваться в этом мире. “Мой выбор” позволяет эффективно делать это. Разработчики постарались максимально облегчить труд учителя, детально разработать все этапы урока. Технологические приемы достаточно просты и предельно конкретны. При этом сохраняется свобода для реализации педагогом своих приемов, использования своего мастерства. Курс приобретает двоякую ценность: во-первых, реализация творческих способностей учеников; во-вторых, творчество самого учителя. Это дает возможность решения еще одной важной проблемы современного образования – переход к субъект-субъектным отношениям. Такая позиция подчеркивается авторами в аннотации к учебно-методическому пособию: “В основе данного курса лежит открытая позиция педагога…” Данный подход позволяет сформировать доверительные отношения между учителем и учеником, без которых невозможно ожидание откровенных высказываний ребят и, как следствие, искажение цели курса. Создание обстановки творчества и сотрудничества способствует развитию у подростков устной речи, вырабатывает у них аналитические навыки, которые используются при изучении всего спектра гуманитарных дисциплин.
Однако необходимо учесть также и то, что современный российский учащийся привык обучаться по учебникам. Авторы же курса не разработали, на мой взгляд, необходимый компонент – учебник для учащихся. Его отсутствие приводит к необходимости заполнения данного “вакуума” учителями, что приводит к дефициту времени и невозможности изучения материала по предложенным автором второму и третьему уровням, а ограничивается в основном первым. В этом случае курс носит характер только образовательного учебного курса и не приводит к ожидаемым результатам. Курс же является практико-ориентированным, “непосредственно связанным с жизнью, потребностями и интересами самих школьников”. В этом, на мой взгляд, его абсолютная ценность, позволяющая решить одну из важнейших проблем современного образования – выработать у учащихся ценностный подход к учебе, учебной мотивации, которая ставится у авторов курса на первое место. При этом она не абстрактная, а личностно-ориентированная.
Необходимо также остановиться на оценивании работы учащихся. Авторы выделяют три возможных критерия оценки. На мой взгляд, они противоречат изначальной посылке пособия: “…не настаивайте на правильном ответе ученика…”. В качестве же первых двух критериев предлагается “точность определения понятий” и “полнота ответа”. Такой подход изначально затрудняет вовлечение в активную учебную деятельность учащихся, имеющих определенные трудности в обучении и общении со сверстниками. Для эффективности и результативности курса было бы наиболее правильным вообще отказаться от оценочной системы или хотя бы от отметки как стимула деятельности. Оценка не должна играть роль мотивации учебной деятельности. Ценность курса заключается в том, что он, помимо заявленной авторами цели, способствует осознанию учащимися своих поступков, позволяет взглянуть им на себя со стороны, способствует самопознанию. В этом процессе подростки используют хотя и не богатый, но свой социальный опыт. Как можно оценить этот опыт? Оценка может быть связана со степенью вовлеченности в деятельность. Но это в большей степени связано с профессионализмом учителя, с выполнением хотя бы тех рекомендаций, которые даны в учебно-методическом пособии.
В заключение хочется отметить, что приведенные выше аспекты анализа курса связаны с попыткой его практической реализации в восьмом классе, в котором обучаются дети с различной степенью подготовленности и различным социальным опытом. Обращает на себя внимание то, что высокую степень активности проявляют учащиеся, имеющие проблемы с учебой, а также учащиеся с девиантным поведением. Это свидетельствует о большой значимости курса в реализации воспитательных целей школы, в создании условий для более глубокого понимания психологических особенностей детей.
Игорь ПАПАКИН, директор школы N 107 “Экология и диалектика”:
– Мне представляется возможным определить особенность курса “Мой выбор” следующими ключевыми словосочетаниями: актуальность в сегодняшних условиях; цельность, единство формы и содержания. Отличная методическая оснащенность. Высокая технологичность и активизация личностных начал учащихся, то есть практические шаги по переводу ученика из роли слушателя (от слова “слушаться”) в роль активной личности, принимающей решения самостоятельно.
В том формате, в котором курс существует сейчас, он удобнее всего может быть включен в школьный компонент содержания образования. И здесь, как показывает опыт нашей школы, практически отсутствуют всякие ограничения, если идеи и темы курса становятся содержанием классных часов и даже общешкольных учебно-воспитательных акций. А вот для того, чтобы он был включен в региональный и тем более в федеральный компонент, курс необходимо дополнить, расширить и обеспечить доступным по цене учебником.
Лидия КОРОЛЬ, директор Методического центра образования г.Ростова-на-Дону:
– Размышляя о необходимости реформирования системы образования, особенно гуманитарного, мы отчетливо понимаем, что решить проблему быстро и простыми средствами невозможно. Требуется осознание ее чрезвычайной важности на государственном уровне и принятие самых широких мер, включая политические решения и экономические инвестиции.
Но есть решения и инвестиции, которые во многом зависят от нас – людей, имеющих прямое отношение к образованию: учителей и руководителей образовательных учреждений, ученых и методистов. К их числу я отношу методологические философские основания образования, его смыслы. Убеждена: сегодня мы еще недостаточно освоили их. И причины этого прежде всего в многозначности понятия “образование”. Приоритетно последнее отождествляется с приобщением человека к культурным ценностям, достижениям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, то есть с превращением природного человека в культурного. При этом как бы само собой разумеется, что в основе образования как процесса сохранения норм, ориентированных на будущее состояние культуры, мышления и деятельности, лежит культурное самоопределение человека, реализуемое им на основе выбора. Позиция “самости” человека как субъекта собственной жизни, собственного развития, способного определять и реализовывать свое природное и космическое предназначение, уходит на второй план. И это в условиях глобальных общественных изменений, в условиях образовавшегося вакуума на месте разрушения выстроенной в советское время идеологии, когда каждому гражданину России особенно важно обрести личностное понимание собственной истории, личных “корней”, принадлежности к культурным традициям.
Еще в меньшей степени мы, работники образования, осмысливаем процессы, связанные с принятием человеком, ребенком жизненно важных решений. Исходя из опыта, каждый взрослый знает, как трудно принимать ответственные решения. Нужно признать честно, что не всегда люди, прожившие долгую жизнь, легко и просто делают это. Зачастую, это и споры, и мучительные размышления, и бессонные ночи. Легче, когда рядом близкие, друзья. А когда человек один? А как быть ребенку, когда он один? Как же нам, взрослым, помочь ему сделать выбор? Оказать помощь ребенку, обучить альтернативному выбору – основное предназначение нового обществоведческого курса. Это и определяет его главную особенность, смысл и огромное воспитательное значение.
С другой стороны – традиционно под образованием понимается технологически выстроенная деятельность, требующая от всех участников образовательного процесса, ученых и методистов переосмысления понятия “объект” образования. “Объекты” образования – это предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера, в процессе выбора, исследования и преобразования которых происходит самоопределение и саморазвитие учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества. Сегодня “объект” образования нарабатывает сам учитель. На это он тратит много сил, времени. А ценные наработки остаются невостребованными, так как не систематизируются и не обобщаются.
Учебно-методическое пособие для учителя и рабочая тетрадь для ученика “Мой выбор” позволяют ему эффективно работать, включать школьников в различные ситуации, организовывать поиск ими своего места в системе социальных отношений, активно реализовываться, соотносить свою “самость”, свое “я” с субъективностью других людей и своих сверстников. И в этом также важнейшая особенность и огромный потенциал курса “Мой выбор”. Именно в силу этих названных особенностей мы объединяем педагогические усилия на его реализацию и развитие образовательно-воспитательного курса “Мой выбор”.
Ростов-на-Дону
Комментарии