Демократия нуждается в постоянном взаимодействии на паритетных началах гражданского общества и государства, постоянном диалоге неправительственных, некоммерческих организаций с представителями власти. Что этому мешает? Какие противоречия возникают между теми и другими, какие первоочередные проблемы должны обсуждаться обеими сторонами? Об этом был детальный разговор участников «круглого стола», который организовала Федерация мира и согласия в конце прошлого года. Тема совещания – «Государство и гражданское общество в России: проблема диалога в современных условиях». В обсуждении участвовали представители государственной власти, научных и образовательных институтов, политических и общественных объединений, средств массовой информации.
Комментарий «Уû конце ноября Союз журналистов г. Москвы провел «круглый стол» на тему «Информационное пространство горожанина». Следует особо подчеркнуть, что организаторам его удалось пригласить очень интересных, компетентных, заинтересованных людей, поэтому разговор получился интересным и важным для присутствовавших на нем журналистов. Многие из выступавших говорили об ответственности работников СМИ перед читателями, зрителями, слушателями.
Александр Горелик, директор Информационного центра ООН, в своем вступительном слове особо обратил внимание собравшихся на необходимость разработки кодекса поведения членов неправительственных организаций на то, что права и обязанности их должны рассматриваться вместе с ответственностью этих организаций перед обществом. Они, по его мнению, бывают протестными, бывают энергичными, но бывают и непрозрачными, безответственными в своей деятельности.
Большинство выступавших тоже касались этой проблемы, они говорили о том, что готовы быть ответственными и прозрачными.
Президент Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отметила, что сегодня сотрудничество правозащитных организаций с представителями власти значительно улучшилось, однако, заметила она, многие правозащитники не осознают такой истины, что они не всегда должны противостоять власти, а сотрудничать с ней. Противостоять следует только в том случае, если не удается договариваться на равных. Однако уже немало появилось организаций, которые умеют устанавливать партнерские отношения с руководителями разных органов.
Заведующий сектором сравнительного права Института государства и права РАН Алексей Автомонов заявил, что у него нет проблем во взаимодействии с правительственными организациями. Он говорил также о том, что гражданское общество в стране продолжает развиваться, но в разных регионах неодинаково. Скажем, в крупных городах, а также на Сахалине это движение становится все заметнее, но есть территории, которые, по существу, остаются вне этого процесса. Еще хуже обстоит дело в некоторых странах СНГ. В Белоруссии, Казахстане и Таджикистане, например, нет вообще неправительственных организаций. Если говорить о тоталитарных государствах, то там нет места гражданскому обществу.
Наряду с многими задачами, которые пытается решать или хотя бы заострить на них внимание большинства людей наше молодое гражданское общество, есть такие, до которых еще общественность не дошла. Скажем, неправительственные организации не занимаются конституционным правом отзыва депутатов, которые не выполняют своих функций.
Проректор Института подготовки кадров РАГС при Президенте РФ Анатолий Прохода считает, что природа государства и гражданского общества одинакова, но у них разная позиция. Это проявилось и во время проведения гражданского форума, который состоялся три года назад. Форум показал свой потенциал, имеющийся ресурс, который может быть использован государственными органами для решения многих насущных проблем. Однако результат такого представительного совещания оказался нулевым. На секционных занятиях было предложено множество ценных идей. Но о них попросту забыли.
Каковы задачи неправительственных организаций на ближайшее время? Прежде всего стремиться перейти от диалога с правительственными органами к взаимодействию с ними. Гражданскому обществу нельзя политизироваться. Оно не должно ослаблять государство, а содействовать гражданскому участию большего числа людей в политической, общественной жизни страны, способствовать развитию демократических отношений, повышать собственное гражданское сознание и гражданское сознание населения.
Комментарии