До недавнего времени проявить свою гражданскую активность учащиеся могли в основном в ролевых и деловых играх, дебатах, дискуссиях. И учителей порой охватывало опасение, что та деловая энергия, ответственность, которую подростки готовы проявить уже сегодня, вполне может исчезнуть к тому времени, когда они станут взрослыми. Пассивность старших поколений захватит и их.
И вот, когда у школьников России появилась возможность участвовать в социальных проектах, учителя, преподающие граждановедческие дисциплины, восприняли их как необходимую практику, как репетицию юных граждан перед вступлением в большую жизнь.
В конце прошлого года Институт “Открытое общество” и “Учительская газета” объявили Всероссийский конкурс социальных проектов “Сделаем свое будущее”. Всего было прислано более 500 работ из 57 регионов России, над которыми работали ученики 5-11-х классов.
Жюри назвало 30 лучших проектов, их авторы вместе со своими педагогами приехали в Москву. Для награждения были определены шесть номинаций: “Культура будущего”, “Мир будущего”, “Школа будущего”, “Экология будущего”, “Общество будущего”, “Город будущего”. Причем многое из намеченного не осталось на бумаге, а уже реализовано. Тем самым подтверждена истина: будущее начинается сегодня.
Три дня провели вместе 30 победителей. Познакомились. Подружились. Каждый представлял и защищал свой проект. Ребята участвовали в увлекательной игре “Заседание правительства Российской Федерации”. Кабинет “юных министров” обсудил программу социально-экономического развития страны, которую в тот же день обсуждало реальное Правительство России.
Социальные проекты, над которыми работали ребята в своих школах, показали, что их волнуют те же проблемы, над которыми ломают головы депутаты Государственной Думы, министры, руководители регионов, известные политики, экономисты, социологи.
Ученики предлагают свои решения таких сложнейших вопросов: как вывести страну из экономического, социального кризисов, как помочь безработным и детям-сиротам. Они предлагают решение как малых проблем (транспорт маленького поселка), так и глобальных (наркомания, преступность, насилие, экология).
Торжественная церемония награждения победителей состоялась в последний день в Московском Доме учителя. Поздравляя ребят, президент Института “Открытое общество” Екатерина Гениева предположила, что среди авторов социальных проектов найдутся и нобелевские лауреаты, а все сидящие в зале, став взрослыми, не побоятся взять на себя ответственность за происходящее в стране.
Главный редактор “Учительской газеты”, президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” Петр Положевец выразил уверенность, что именно эти авторы проектов составят будущую политическую, экономическую, культурную элиту, потому что они уже показали, что умеют мыслить по-государственному, быть социально ответственными, и им известно, как нашу жизнь сделать лучше. Победителей также приветствовали президент Российской академии образования Николай Никандров, директор Российского центра избирательных технологий при ЦИК РФ Юрий Веденеев и другие.
Конкурс социальных проектов еще раз подтвердил, что Россия реально может стать демократическим, правовым государством.
Сегодня за нашим “круглым столом” собрались педагоги, которые консультировали авторов этих проектов. Они обсудили важность, необходимость социальных исследований, практических работ школьников, продемонстрировавших уровень своего гражданского самосознания и готовность уже теперь служить своему Отечеству.
Ирина БАБИЧ, психолог гимназии г. Юбилейный, Московская обл.:
– Сегодня мы выполняем социальный заказ – воспитываем личность, всесторонне развитую, ответственную, уже не на уровне лозунгов, теоретически, а с помощью практических, гражданских дел.
В ситуации, когда человек рождается в одном мире, а самостоятельно ему приходится действовать в другом, потому что жизнь радикально меняется у него на глазах, школа призвана прививать ученикам различные навыки: умение приспособиться и найти себя так же, как и умение собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, умение работать в коллективе. От пассивной модели обучения нынешняя ситуация требует от учителей перейти к активной, когда дети начинают действовать самостоятельно.
Елена АВИНСКАЯ, учитель из Санкт-Петербурга:
– Вот вы упомянули о коллективных методах работы, я думаю, что сегодня это важно. Развивая индивидуальность каждого ребенка, воспитывая самодостаточную личность, нам следует также внушать детям чувство коллективизма, умение работать сообща, помогая друг другу. Мои ученики сами пришли от индивидуальной формы работы над проектами к групповым. Они научились распределять обязанности, уважать мнение каждого. Итак, мои ребята от индивидуальных научных работ перешли к групповым социальным проектам. Они сами мне говорили, что интереснее работать группой, что наиболее актуальные проблемы они решали все вместе.
Ольга ТИТОВА, учитель, г. Сызрань:
– Воспитать активную, деятельную личность, неравнодушного гражданина ко всему, что происходит в родном городе, во всей стране, одними словами невозможно. Вот почему мы так активно включились в осуществление проекта “Гражданин”, над которым наши ребята работают уже четвертый год. Наш социальный проект называется: “Мост, соединяющий сердца”. Речь идет о детях-инвалидах, о том, чтобы им помочь адаптироваться, почувствовать себя полноценными людьми в обществе. После проведения анкетирования стало ясно, что большинство учеников не хотели бы учиться рядом с такими детьми, хотя и высказывали сочувствие к ним. И тут возник вопрос о толерантности. Мы изучили все проблемы, связанные с детьми-инвалидами. И, постепенно занимаясь этим проектом, подростки сами поняли, что они не имеют права не помочь обездоленным детям. Их боль стала нашей болью.
Наталья МАТЮХИНА, учитель Малокуликовской школы, Орловская обл.:
– Наши сельские дети по сути своей коллективисты. Они все делают сообща. И мысль работать над этим проектом пришла сразу к нескольким ребятам.
В чем состоит проблема, которой мои ученики посвятили свой проект? Наш небольшой поселок связан с областным центром автобусом, который ходит очень редко, к тому же не доезжает до другого конца, что очень неудобно. Дорога довольно узкая, тротуаров нет, и люди идут пешком по проезжей части. Однажды ребята пришли ко мне глубоко взволнованные. Мама одного из учеников, не попав на автобус, потому что он был переполнен, отправилась пешком, и на нее на большой скорости наехала машина, женщина погибла. Дети тогда мне сказали: у нас такое чувство, словно мы в этом виноваты: нужно добиваться дополнительных рейсов.
Но когда ребята пошли с просьбой пустить еще один автобус, им сказали, что это невыгодно, потому что и на имеющихся ездит мало народа. И тогда мои ученики совершили несколько поездок, чтобы проверить, так ли это? Оказалось, что автобусы на самом деле переполнены, но кондуктор не всем выдает проездные билеты. Потом они посетили милицию, чтобы выявить, сколько было нападений в позднее время на прохожих, которым не удалось уехать на автобусе? Там назвали всего два случая, а населению поселка известно больше. Одна девушка, у которой сняли серьги, не стала писать заявление в милицию, потому что ей просто пригрозили.
Начинали мы свой проект коллективом в десять человек. Потом он расширился до 25, появилось много добровольцев, в том числе из родителей. Они всячески поддерживали своих детей.
Конечно, все нужно было делать на научной основе. Чтобы научиться общаться с местным, областным начальством, мы провели несколько занятий по Карнеги. Дети сельские довольно зажаты, не знают правил деловых общений. Так мы приобрели коммуникативный ресурс.
Меня коллеги спрашивали: а что вы будете сами иметь от этого проекта? Я им отвечала так: я тем самым определяю свое достойное будущее, своих детей и внуков, потому что сегодняшние дети вырастут хорошими гражданами.
Мы договорились с детьми, что на каждом этапе обязательно выберем какой-нибудь эпиграф. Основным стали слова Ромена Роллана: “Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела”. Эта фраза была помещена на стенде, где мы вешали короткие сообщения о том, что у нас получилось, что не получилось, и просили других ребят оказать помощь.
Этот девиз мы постоянно помнили. Действительно, все начинается с маленьких добрых дел. И их надо сначала делать там, где живешь.
Что меня поразило? Ребята, занимаясь заботами нашего микросоциума, все более и более стали мыслить глобальными категориями, сначала в масштабах области, затем страны. Они многое узнали, готовя наш социальный проект. Во время посещения руководителя транспортного отдела подростки сделали для себя неожиданное открытие. У него ребята просили пустить дополнительный рейс, думая, что это сделать несложно. Он же рассказал детям о своих трудностях. Оказывается, что в 1997 году с транспортом в области сложилась критическая ситуация. Почему? Так случилось, что в нашем регионе из 900 тысяч жителей 500 тысяч оказались льготниками. А ведомства к тому же перестали перечислять деньги за транспорт. Цены на билеты резко поднять было нельзя. Нависла угроза, что весь городской транспорт остановится. И тогда была разработана программа социального заказа. Появились рейсы автобусов, на которых еще и велись экскурсии, во время поездок на них были отменены всякие льготы.
После этой беседы ребята поняли, как тяжело решать проблему, которую они поставили перед собой. Они узнали, что за последний “Икарус”, который покупали четыре года назад, было уплачено 150 тысяч долларов. Значит, приобрести еще один для нашей области было нереально.
Что было предложено? “Уазики” и “газели” сделать маршрутными такси. А чтобы решить нашу проблему – продлить маршрут и добавить еще один рейс, – нужно было 10 миллионов рублей. И тогда мои ученики отправились с этим к депутату.
Полученная ими от этих визитов информация изменила взгляды подростков на многие вещи. Они уже не могли пассивно сидеть и ждать, они постепенно превращались из жителей микросоциума в активных граждан.
Они теперь много знают о проблемах транспорта. Дети по-иному увидели мир взрослых. Они поняли, что могут из обычных наблюдателей стать деятельными личностями, влияющими на решение транспортной проблемы нашего поселка. А главное, что они многого добились: был продлен маршрут автобуса.
Наталья ЛУНЯК, учитель школы N 11, г. Воронеж:
– Слушая вас, я поняла, что решать многие социальные проблемы трудно из-за финансирования. Где взять деньги? Вот основной вопрос, который волнует ребят и нас, учителей. Вот, скажем, наш экологический проект. Мы написали красные книги птиц и растений области. И наши ученые взяли их за основу. Теперь мы хотим создавать малые экологические лаборатории. Но осуществить идею трудно, если нет материального обеспечения.
Ольга ТИТОВА, учитель школы N 29, г. Сызрань:
– Наши дети поняли, что нужно искать спонсоров. Они поняли, что открываются те двери, в которые стучатся. Мы со своим проектом вышли на заседание городской Думы. Сам мэр заинтересовался этим проектом. Спонсоры, крупные государственные чиновники помогают, но надо научиться и самим зарабатывать деньги, не ждать, когда кто-то их даст. И вот мы задумались: как? А почему нам не заняться сбором и сдачей макулатуры и металлолома? Ведь в США этим школьники занимаются постоянно. И мы тоже стали сдавать макулатуру. Создали музей этнографии и краеведения. Экскурсии платные. Пусть деньги небольшие. Всего 50 копеек. Но к концу года скапливается не очень маленькая сумма.
Марина РУЖЬЕВА, учитель школы N 210, г. Санкт-Петербург:
– У ребят после занятия социальными проектами появляются положительный заряд, уверенность. “Мы это можем”, – с гордостью говорят они. Они пытаются изменить себя, окружающий мир – значит у нас растет достойная смена старшим поколениям, значит, они смогут возродить нашу Россию. Практическая деятельность наших ребят является тому доказательством. И это ответ тем, кто не верит, что наша страна воспрянет.
Наталья МАТЮХИНА:
– Что касается пессимистов, то это в основном те, кто ничего не делает, сидит на месте и говорит, что ничего к лучшему изменить нельзя. Они предпочитают ждать, что за них это сделают другие.
Елена АВИНСКАЯ:
– Работа, которую представили на конкурс мои ученики, – это школа нового тысячелетия глазами современного подростка. Мы над ней трудились не один год. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге была попытка создать молодежную организацию. У истоков ее стоял Аничков дворец, в недрах которого была создана программа “Ученые будущего”. Мои ребята тоже занимались здесь научно-практической деятельностью, возрождали в школе научное общество.
Кроме того, мы попытались раскручивать те проблемы, которые предлагали сами подростки. Они поднимали проблемы современной школы, с которыми сталкивались каждый день. Отсюда появились анкеты: чему и как должна учить школа, о роли школьного научного общества, об общественных объединениях в школе, о гражданской позиции. Именно это волновало ребят.
Мы пришли к необходимости исследовать общественное мнение. Создали координационный совет, который разработал эти анкеты и руководил опросом учащихся разных школ. Анкеты обрабатывались, обсуждались.
Главное, что сами подростки поняли, что основное для них – не накопить информацию, а научиться получать ее и пользоваться ею. По любой проблеме нужно знать, где достать сведения.
Когда дети это осознали, я поняла, что они не потонут в нашем информационном мире, что они готовы взяться за любое дело и в состоянии с ним справиться. Они умеют вычленить главную проблему и знают, как к ней подойти.
За время работы над проектом дети сильно изменились: повзрослели, стали по-другому относиться к своему образованию, начали пытаться разобраться, в чем их призвание.
В чем они видят роль научных обществ? Считают, что они и есть та форма общественного объединения, которая сплачивает ребят, позволяет заниматься любимым делом. Кроме знаний, ребята получают опыт социальной жизни, у них складывается активная жизненная позиция.
Интересной была анкета “Хорошая школа – это…”. Отвечая на нее, ребята сначала перечисляли признаки хорошей школы, даже идеальной. Получилось, что тех ценностей, которые им представляются идеальными, в нынешних школах нет.
Если младшие школьники видят хорошую школу только в красивом здании и привлекательном внутреннем убранстве, то старшие больше внимания обращают на содержание образования, на то, чтобы оно было бесплатным. Им по душе тот учитель, который меньше говорит, а больше слушает детей.
Светлана БОРОВСКИХ, учитель гимназии N 12, г. Ленинск-Кузнецкий:
– У нас маленький город. Все крупные театры, музеи от нас далеко. Но мне хотелось бы, чтобы наши ребята росли разносторонними, знающими и любящими искусство и литературу, тем более что в нашей гимназии учатся наиболее одаренные дети. Чтобы помочь им развиваться, решили создать класс-музей Пушкина, который стал бы источником духовного роста учеников.
Музей был открыт в день 200-летия со дня рождения великого поэта. На первом этапе самое активное участие в его создании принимали ученики, учителя, родители. Они приносили из дома книги, альбомы, репродукции, вырезки из газет и журналов. Другим источником экспонатов стали туристические поездки по пушкинским местам. Каждый год мы с ребятами отправляемся в эти путешествия: в Санкт-Петербург, Москву, село Михайловское. Кроме того, у нас завязалась переписка, и не только с музеями, а также с почитателями Пушкина, в том числе со школами.
Как работает наш класс-музей? Устраиваем литературные гостиные. Постоянные наши гости – местные поэты, объединенные клубом “Парус”. Они к нам приходят, читают стихи. И сами ребята тоже пишут стихи. Представители школы искусств – тоже наши частые гости. С их приходом в нашей гостиной звучат романы, классическая музыка.
Как проходит научная поисковая работа? Каждый класс имеет свою тему. Результаты исследований оформляются, и это тоже становится экспозицией. Одна из них называется “Местные поэты о творчестве Пушкина”. С нами сотрудничает научное общество. Члены его пишут рефераты на пушкинскую тематику.
Сам музей напоминает собой кабинет Пушкина в Музее-квартире на Мойке, 12. Он живет и действует. Расширяет наше культурное пространство и наш интеллектуальный, творческий потенциал.
Эта проектная деятельность важна для будущего наших ребят. Она обогащает знаниями, умениями. Я думаю, что из них получатся думающие студенты. Результаты окрыляют. Нашу гимназию мы иногда называем “Школа радостей”. Дети любят ее. Она для них стала вторым домом. Наши ребята развиваются хорошо. Нет у них ни причин, ни времени для асоциального поведения. Однако нам, педагогам гимназии, хочется, чтобы и в городе обстановка значительно улучшилась, чтобы и у других детей появилось увлекательное занятие. Поэтому следующий проект касается города и называется “Муниципальный молодежный центр”. Мы хотим создать его в нашем Ленинске-Кузнецком.
Татьяна КОЖИНА, учитель гимназии, г. Выборг:
– Когда мы начали работать над своим проектом, то нами руководила такая идея: объединить всех одаренных детей в один клуб. Ребятам предлагались разные интеллектуальные игры. Получилось так: ученики, уставшие в школе от занятий, приходили тем не менее в наш клуб решать интеллектуальные задачи. Это им было интересно, потому что мы разработали систему особых оценок. Их привлекло, что негативная оценка у нас совсем отсутствует. Придумали такой уклад, который является какой-то моделью общественной организации. Получилось так, что мы заняли определенную нишу, которая освободилась после исчезновения пионерской, комсомольской организаций. В Выборге уже около 500 тысяч членов нашего клуба. Когда мы начали собираться вместе, оказалось, что необходимо выработать общие правила, по которым мы будем жить, определять, какие ценности будут для нас основными.
Тогда появился меморандум. В нем все наши основные положения. Он зачитывается один раз в год, когда принимаем новых членов.
Есть определенные атрибуты клуба, которые и привлекают детей. Он получил название “Квинт”. Основной принцип общения – уважение к человеческой личности. Высоко ценится любая идея. Царит атмосфера взаимопомощи. И к нам пошли школьники. Сначала основные учителя ревновали их к клубу. Но потом они поняли, что это межшкольное объединение, которое подросткам необходимо. У нас есть материальное поощрение или материальная оценка. Надо сказать, что большинство ребят, членов клуба, – из малообеспеченных семей. Вот мы и решили поддержать их. За всю их деятельность в течение года платили свою собственную валюту.
Деньги бумажные. Они имеют хождение во всем городе. В течение года они накапливаются. В конце проводим громадный аукцион. На нем выставляем для продажи около двухсот дорогих книг. Ездим за ними в специальный магазин. И ребята покупают эти книги только за местную валюту. Говорят, ее можно подделать, но в течение нескольких лет ни разу этого не было. Раньше в клубе была в основном совместная игровая деятельность. Но вдруг стали приходить родители и говорить – мой ребенок хочет что-то делать самостоятельно. И это поощряется. Дети разные. И они по-разному хотят реализоваться. У нас открывается новая секция – краеведения и истории, потому что у города богатое историческое прошлое. Есть средневековый замок. Выборг – город трех культур: шведской, финской и русской. Он был заселен людьми, которые недостаточно терпимо относились к другим культурам. И поэтому мы обнаружили большую гражданскую проблему – нетерпимость старшего поколения, неуважение к тем людям, которые этот город основали. И вот мы с ребятами отправились в экспедиции. Кроме того, начали устраивать детские чтения, которые назвали “Малая ассамблея”. Появились маленькие исследовательские краеведческие проекты. Это привлекло многих.
К нам приехали гости из Карелии. Мы с ними дружим. Они побывали на наших чтениях. Приятно было узнать, как они берегут свою культуру и традиции. Чтения у нас проходят в апреле и в декабре. Собираются люди разного возраста и разных убеждений. Я горжусь тем, что наши школьники научились более терпимо относиться к инакомыслию, к другой культуре. Когда они ходят по полуразрушенным финским зданиям, вернее, по тому, что от них осталось, когда видят фотографии и рядом описание, как их взрывали, они говорят о том, что сделают все, чтобы подобного больше никогда не случилось.
У нас нет своего помещения, нет своего офиса, поэтому наш клуб занимается во всем городе. Это наш принцип. Чем более открытая система, тем больше у нас возможностей. Все библиотеки, городской актив, музей “Выборгский замок” – все работает на нас.
Зоя ЗБИТНЕВА, методист Ленинского отдела образования, г. Барнаул:
– Беспокоясь о будущем нашей страны, мы думаем о тех, кто сегодня учится в школе. Наша цель – развивать их всесторонне, воспитывать творческими личностями. В нашем районе есть банк одаренных детей. Их насчитывается около девятисот. Разработана целая система работы с ними. Что мы делаем для воспитания творческой личности? Создаем классы, однородные по интеллекту, потому что данные психологических исследований убеждают, что обучение вместе с другими детьми, имеющими высокий интеллектуальный уровень, благоприятно влияет на самооценку, ведь в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Активно используем на уроках и после них проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учеников. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимися возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. Учителя придумывают оригинальные задания, развивающие логику, образность, умение проводить ассоциации, предлагать варианты решений.
Светлана КУЛЕВА, преподаватель лицея, г. Нижний Новгород:
– Никакой человек будущего невозможен без физического совершенства. Для нас физическая культура – это прежде всего культура поведения, культура движения, духовное здоровье.
Мы против перегрузки, необдуманного расширения содержания предметов из-за амбиции некоторых педагогов. Социализация должна начинаться с того, чтобы научить ребенка жить в согласии с самим собой и помочь ему раскрыть свой потенциал, привить интерес к познанию как к виду деятельности, создавать условия для реализации права самоуправления как права жить в демократическом обществе. И еще одно важное обстоятельство – воспитывать личность нравственную, потому что знания, не обремененные нравственностью, порождают конформизм. Воспитывать политически и социально компетентную, ориентированную на национальные и общечеловеческие ценности личность гражданина. В этом нам и помогают социальные проекты.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии