Чтобы ответить на вопросы читателей “УГ”, в Министерстве образования РФ мы собрали небольшой “круглый стол”. Вот мнение ведущих специалистов.
Светлана Иванова, заместитель руководителя Департамента общего образования:
– Сначала скажу о педагогических кадрах. Проблема – их старение. К сожалению, у нас до сих пор нет механизмов, которые бы могли заставить выпускников факультета начальной школы пойти работать по специальности. Возможно, одним из таких механизмов явится готовящееся, я слышала, изменение отраслевой тарифной сетки.
Алексей Водянский, заместитель руководителя Департамента общего образования:
– В начальной школе воспитательный процесс можно осуществлять на любом предмете: на факультативном курсе истории и на обязательных ОБЖ, чтении, рисовании, физкультуре, музыке. Все зависит от желания и умения учителя. Какие бы нужные и правильные реформы мы ни затевали, понятно, что их успех всегда зависит от талантливости конкретных педагогов. У нас в министерстве есть и комплексная программа воспитания, и программа патриотического воспитания, и программа воспитания толерантного сознания. Но заниматься воспитанием сегодня надо по-новому: не навязчиво, не в лоб, тонко. Знакомить учащихся с существующими этическими, эстетическими, гражданскими ценностями. А многие наши педагоги привыкли действовать в одной парадигме – идеологической.
Екатерина Яременко, главный специалист отдела программы стандартов начального образования:
– В июне мы разослали по регионам методические рекомендации по проведению 1 сентября во всех первых классах страны “Урока гражданина”. Его задача – вызвать у детей интерес к России, дать первоначальные представления о родном крае, понятиях: “государство”, “гражданин”, “права и обязанности гражданина”, “законы страны”, “государственные символы”. Едва ступив в школу, ребенок должен понять: он – член большого общества, патриот, и должен и гордиться Родиной, и переживать с ней ее горе и радости, стараться сделать ее сильной и богатой. Мы рекомендуем проводить перед праздником Российской Конституции “Урок России”. Рассылаем сейчас пособия и по этой теме.
Если же педагогический коллектив школы решил опираться в воспитании в начальной школе на курс родной истории, к его услугам переработанный факультативный учебник-хрестоматия для 3-го класса Н. Чутко, которая всегда работала по системе Занкова; факультативный учебник Студеникина. Но Базисный учебный план одиннадцатилетней школы по одному из своих вариантов разрешает один час в неделю в третьем-четвертом классах преподавание обязательного предмета “Введение в историю”. Нами одобрены прекрасные пропедевтические учебники Е. Саплиной и Н. Ворожейкиной.
В эстетическом воспитании помогут замечательно иллюстрированные учебники: “Изобразительное искусство” Кузина, “Изобразительное искусство” Шпикаловой, “Музыка” Сергеева.
Алексей Водянский:
– А вот в начальных классах 1730 школ, работающих в 76 регионах страны, с 2001 г. по эксперименту, цель которого – обновление структуры и содержания общего образования, обязательного предмета “Истории” нет. Там только “Окружающий мир”. Объясню почему. В “ОМ” действительно есть целый блок “Истории”, наряду с блоками “Человек” и “Природа”. Мы умышленно разгружаем начальную школу! Современные дети и так очень ослаблены!
Екатерина Яременко:
– Данные же о здоровье школьников шокируют даже нас. Среди 6-7-летних первоклассников 18-20% имеют пограничные или грубые нарушения психического здоровья, а 80-90% – физические отклонения. И вот в ходе эксперимента, о котором уже сказал Алексей Миронович, речь идет об адаптационном периоде первоклассников не в две-три недели, а в два-три месяца. Перемены не менее десяти минут. 5-6 учебных недель сменяются недельными каникулами. Ежедневно проводится не более четырех уроков. Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением 1-2 физкультминуток не по 30 секунд, а по 2-3 минуты каждая. После второго урока – динамическая пауза на свежем воздухе с активными играми. Экспериментальная школа заботится, чтобы в рекреациях были мячи, маты, “шведские стенки”, обручи, кегли, шары.
Но в целом все школы страны должны вводить в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Любой учитель начальных классов должен постоянно помнить, что семилетние дети очень быстро утомляются! Младший школьник вообще не может активно работать на каждом уроке более пятнадцати минут.
В экспериментальных первых классах мы сейчас стараемся уйти и от отметок. Что же касается работы с одаренными ребятами, о которой написала ваша читательница, программа предусматривает, что таким ученикам просто должны даваться более сложные задания. Не знаем, какой будет конечная форма оценки, но, скорее всего, она начнет учитывать успех каждого в сравнении с его вчерашними достижениями!
Светлана Иванова:
– И только во второй класс экспериментальной школы мы ввели обязательными предметами информатику и иностранный язык. Важно заметить, что при изучении иностранного языка следует начинать не с букв и правил, а с навыков языкового общения. Иное преподавание языка вообще сегодня недопустимо.
Хочу заметить, что рекомендациями, которые мы даем для экспериментальных начальных классов, могут воспользоваться и другие школы. Особенно, если они хотят участвовать в эксперименте на муниципальном или школьном уровне.
Очень хотелось бы обратить внимание ваших читателей и на внесение изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”, опубликованный 16 июля и в “УГ”. Прием в первый класс осуществляется ныне с 6,5 лет по медицинским показаниям и до восьми лет. Может быть прием и с более раннего возраста, но лишь по решению учредителя образовательного учреждения. Это не значит, конечно, что в подготовительных группах детских садов разрешено пятилетних малышей учить по программе первого класса. Ни в коем случае! В изменениях и дополнениях к закону жестко прописана ответственность родителей за то, чтобы дети вовремя пошли в школу. А то были случаи, когда родители не торопились привести в первый класс и вполне здоровых девятилетних детей.
Хотелось бы напомнить читателям “УГ”, что в первых классах профильное обучение существовать не может! Поэтому не может быть и никакого отбора и “выбраковки” детей. Тесты и собеседования могут проводиться только с одной целью – определить уровень подготовки ребенка к школе. Но при этом с ребенка нельзя требовать того, чему он еще только должен научиться: читать, считать, писать, рисовать или танцевать, если это, например, школа с эстетическим уклоном.
Очень “горячий” вопрос – выбор учебников для начальной школы! До сих пор приходится сталкиваться с ситуациями, когда некими учеными, якобы работающими в Москве, предлагаются в регионы учебники, которых нет в списке, рекомендованном нашим министерством! Это тоже недопустимо.
Наконец, читательница “УГ” задает вопрос: нормально ли, что в одном шестом классе окажутся вместе десяти-и двенадцатилетние дети. Конечно, ненормально. Из-за того, что одни из них пришли в пятый класс из четырехлетки, а другие из трехлетки, разницы в образовании у них нет. Но их физиологическое и психическое состояния могут разниться. Плохо, что у нас на протяжении последних лет дети из третьего класса начальной школы сразу переходили в пятый. И это вина конкретных школ. Они принимали в трехлетнюю школу детей, не достигших семилетнего возраста. Такие дети должны были идти в четырехлетку. И сегодня важно не повторять ошибок прошлого.
Так потеряла ли Россия свою начальную школу? Конечно, нет. Каждый год, когда наступает август, то и дело слышишь во дворах домов от разновозрастной детворы: “Надоели каникулы! Поскорее бы в школу!”. И это значит, что наши дети хотят учиться и любят своих одноклассников и учителей. Важно лишь, чтобы мы с вами подольше удержали их в этом состоянии любви!
Комментарии