В апреле 2012 года она победила на республиканском конкурсе «Учитель года Башкортостана-2012». В октябре стала лауреатом всероссийского финала педагогического состязания. А в ноябре ее назначили директором средней школы №110 Советского района города Уфы. Вот такой «урожайный» год сложился для учителя начальных классов Лиммы Баязитовны Сержаниной.
Лимму Сержанину всегда огорчал стереотип, сложившийся в обществе: мол, в школе остаются работать только неудачники, те, кто не смог найти себя в этой жизни. «Однажды я прочитала замечательную фразу Фаины Раневской: «Есть три профессии, которыми нельзя овладеть, – это учитель, врач и артист, ими надо родиться!» На мой взгляд, из этих трех профессий именно «учитель» – самая сложная, потому что учитель – это и педагог, и врач – целитель детских душ, и актер, который должен, заходя в класс, забыть о собственных проблемах и настолько искренне сыграть свою роль, чтобы дети поверили! Я ни в коем случае не хочу как-то возвысить профессию учителя над профессией врача, например. У меня папа – военный, мама – врач. Врач от Бога. Она уже на пенсии, но к ней до сих пор обращаются за советом и консультацией. Это особая профессия, и идти в медицину нужно только в том случае, если у тебя есть определенный дар от природы. Но каким будет врач, каким будет общество в целом, зависит именно от учителя! Однако мы предпочитаем умалчивать об этом. Взять то же телевидение. Есть передачи о здоровье, в которых рассказывают о работе врачей. Почти все мы знаем фамилии известных окулистов, хирургов, например. Разговор же о школе заходит только тогда, когда происходит какое-то ЧП. И студия сидит обсуждает, выплескивая негатив на учителя. А вы видели передачи, в которых бы рассказывали об инновациях, которые внедрил директор в своей школе, об успехе рядового учителя из провинциального городка? Вы знаете современных учителей? Даже я, работая в школе, пока не стала участвовать в профессиональных конкурсах, не знала многих из них…»Лимма Баязитовна родилась в Ашхабаде, столице одной из союзных республик огромной страны. Жили дружно и весело, о том, кто какой национальности, вспоминали только перед праздниками: шили костюмы, разучивали народные песни и танцы. О детстве у Лиммы сохранились самые светлые воспоминания: солнце, горы и море улыбок. В те времена люди умели быть счастливыми, умели находить радости в обыденном. Но, уверена Лимма, в наше время жизнь дает больше шансов реализоваться, дает возможность выбора. Если бы в ее время существовал ЕГЭ, Лимма, будучи круглой отличницей в школе, несомненно, смогла бы блестяще сдать экзамены и подать документы в несколько вузов страны. Но с другой стороны, если бы это произошло, кто знает, стала бы она учителем?.. Лимма Сержанина до сих пор с теплотой вспоминает свою первую учительницу. К тому времени семья Лиммы переехала в Уфу, и в первый класс она пошла в школу №5. Нина Биткулловна Чайка учила девочку всего год, потом они снова сменили место жительства, и оставшиеся 10 лет Лимма ходила уже в 37-ю школу, но именно она стала идеальным образом первого учителя. Впрочем, сознательно к учительству Лимма себя не готовила. Мечтала быть и врачом, и диктором. Однако после школы сначала поступила в педагогический колледж, где получила специальность «учитель начальных классов с углубленным знанием английского языка», потом в Башкирский государственный педагогический университет на факультет педагогики и психологии. Еще в училище она задумалась о роли и месте учителя. Однажды на уроке имиджелогии преподаватель спросил: «Как вы думаете, должен ли учитель отличаться от других людей? Можем ли мы, увидев человека в толпе, сразу определить, что он учитель?» Лимма не смогла тогда ответить на этот вопрос. Сегодня она знает ответ. Учитель должен отличаться не внешним видом, а уровнем культуры. Он должен стать примером для детей – как себя вести, как одеваться, как говорить… Именно поэтому она всю жизнь учится. Будучи студенткой, параллельно вела кружок эстрадных танцев – сегодня этот опыт помогает ей готовить с детьми танцевальные и сценические номера. Несколько лет работала диктором на радио. Это была настоящая школа общения: люди тебя не видят, но нужно, чтобы тебе поверили. Поэтому очень важно каждое слово, которое ты произносишь, и то, как ты это делаешь. А в профессии учителя владение словом и речью – это, пожалуй, самый главный критерий успеха. Потом было множество курсов, тренингов. «Учитель такая профессия, – уверена Сержанина, – в которой нельзя останавливаться на достигнутом. К сожалению, некоторые школы живут еще в прошлом веке. А нужны новые идеи и перемены. Да, у нас в стране была лучшая система образования, ее нужно сохранить, но, сохраняя, модернизировать… Сейчас в деревнях и селах закрывают школы. Уверена, что жить в тех местах, где нет школы, люди не будут никогда. Школа всегда была культурным центром, местом, которое объединяет людей. Я много бывала в сельских школах – таких уютных и красивых школ не встретишь ни в одном мегаполисе. Поэтому обязательно нужно находить средства на их содержание!» С 2008 года у Лиммы Баязитовны очень плотный график работы. Работая учителем начальных классов в лицее №107, она была заместителем директора по внеклассной работе, а летом – начальником центра дневного пребывания, работала методистом в отделе образования Советского района Уфы, преподавала в центре изучения иностранных языков, участвовала в разработке программ «Одаренные дети», «Мы и мир на английском языке»… Но было еще столько идей и мыслей, которые хотелось воплотить в жизнь, что в этом году Лимма Баязитовна стала руководителем студии дошкольного образования «Буратино». Кроме того, она один из авторов-составителей учебника для дошкольников по обучению грамоте «Грамотейка», в котором собраны, пожалуй, лучшие разработки современных педагогов. В планах еще одна книга: сборник сценариев школьных мероприятий с региональным компонентом. Писала Лимма Баязитовна и статьи в «Учительскую газету»: хотелось поделиться с коллегами своими наработками, идеями, опытом. «Я понимаю, что когда люди читают мой послужной список, – улыбается она, – узнают, что я еще и пою, и танцую, и пишу сценарии, и сочиняю стихи, со стороны может показаться, что я скольжу по верхам. Но я ко всему отношусь серьезно. В сутках 24 часа, поэтому можно успеть все, стоит только захотеть!» Она стремится быть и хорошей мамой: сыну Матвею 9 лет, учится уже в 4-м классе, хотя Лимма Баязитовна считает, что не нужно отбирать у детей детство, пусть наиграются вволю. Просто жизненные обстоятельства сложились так, что сын пошел в школу очень рано. Он круглый отличник, очень увлечен автомобилями. А еще Матвей мечтает вырасти, пойти работать и помогать маме, чтобы немного ее разгрузить. У любого человека, по мнению педагога, должно быть хобби – дело, которое поможет реализоваться человеку как личности. Сама она увлекается дизайном, кулинарией и с удовольствием водит автомобиль. Весь свой десятилетний стаж вождения она остается верной одной марке автопроизводителя и считает, что стиль вождения зависит не от пола человека, а от его внутренних качеств. А еще Лимма Баязитовна уверена, что любая женщина, независимо от возраста и профессии, может быть счастлива только тогда, когда рядом близкий человек. Став вдовой два года назад, она верит, что в ее жизни обязательно появится любимый мужчина, которому захочется варить кофе по утрам и делать сюрпризы. Будет ли он тоже педагогом? Сложно сказать… Мужчина-учитель – это здорово, на конкурсах она обращала внимание, как позитивно дети реагируют на них. Но мужчина – это традиционно добытчик, глава семьи. Возможно, если будет меняться статус педагога, повысится материальный достаток преподавателей, тогда в школе будет больше мужчин, что станет только плюсом для образовательной системы в целом. Очень многое в ее жизни изменилось после конкурса «Учитель года Башкортостана-2012». Раньше Лимма Баязитовна отказывалась принимать участие в профессиональных конкурсах, потому что никогда не считала себя карьеристкой: главное – дать знания детям, помочь им реализоваться в жизни. Но когда в очередной раз зашла речь о конкурсе, все же решила, что это шанс, который выпадает не каждому. Лучше попробовать и потом жалеть об этом, чем не попробовать и жалеть о том, что этого не сделала. Вера в то, что она делает, творческий подход, искренность и особое, теплое отношение к детям оценили по достоинству. Она победила. Дети были в восторге, радовались и коллеги, но не все, к сожалению… Впрочем, о 107-й школе у Лиммы Баязитовны остались самые добрые впечатления: прекрасный директор – удивительная женщина, руководитель, педагог; сильные учителя; замечательные дети, которые, с одной стороны, искренне радовались за своего учителя, с другой – для них было настоящим ударом, когда посреди учебного года их классного руководителя назначили директором другой школы. «Для меня это было неожиданно, – искренне говорит Лима, – простому учителю, учителю младших классов, доверяют большую школу. Здесь устоявшийся коллектив. Незнакомые пока мне стены. Приглядываюсь. Знакомлюсь. Хожу на уроки. Уже начали готовить первое мероприятие. В меня верят, и мне хочется оправдать доверие. Хочется сохранить традиции, но и привнести новшества. Хочется, чтобы теперь уже моя школа была необычная, нестандартная, комфортная и для учителей, и для учеников, и для родителей. Идей масса: создать собственное радио, выпускать свою газету, снимать фильмы о школьной жизни. В роли дикторов, сценаристов, журналистов будут ученики. Не сомневаюсь, им это будет интересно! И, конечно, предстоит много учиться самой. Учиться быть таким руководителем, который станет рулевым в коллективе. В конечном итоге мой жизненный девиз остается прежним: «Достижения моих учеников – это моя цель, успехи детей – это моя награда».P.S. Портреты участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» можно найти и на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru. А в следующих номерах – очерки, которые наши корреспонденты привезли из Красноярского края, Амурской области, Чеченской Республики, Пермского края.Уфа, Республика Башкортостан
Комментарии