То, что «Артек» – это территория счастливого детства, знают все. Но это еще и поле для профессионального становления. Во всяком случае для будущих петербургских педагогов. В 2015 году впервые в рамках соглашения между Международным детским центром «Артек», Комитетом по образованию и педагогическим колледжем №1 им. Н.А.Некрасова свои смены в крымской здравнице отработали студенты-некрасовцы. Желающих было много, однако по итогам отбора «пилотами» стали 12 учащихся 2-го и 4-го курсов. В лагерях «Артека» студенты провели с детьми четыре смены и вернулись в Петербург только в конце декабря.
Конечно, впечатлений у ребят было море. Недаром на встрече с некрасовцами они с удовольствием демонстрировали видеофрагменты артековской жизни, а также делились приобретенным опытом. Любопытно, что некоторых студентов после смен в «Артеке» не узнали даже собственные преподаватели: так ребята повзрослели. Но самое главное, что отметили бывшие вожатые, работа в лагере дала им новое знание о профессии педагога.Например, по словам Дарьи Юрковой, она поняла, что невозможно стать педагогом на несколько часов. Если уж ты выбрал эту профессию, то будь готов к круглосуточному режиму. Причем дело даже не в призвании, а в том, что педагогика – это, наверное, состояние души, образ жизни. Это трудно назвать работой, особенно если получается взаимодействовать с детьми, если они тебя любят и ты чувствуешь от них отдачу. Как заметила Софья Полякова, она уехала из «Артека» с полным пониманием того, что вожатская сфера – это точно та дорога, по которой ей легко идти. Только ради одного этого уже стоит съездить на ласковые крымские берега. При этом девушки убеждены, что в «Артеке» нет никаких лекал, образцов и трафаретов, по которым можно научиться обращаться с детьми. Потому что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Иногда, как пояснила Дарья, 11-летние ребята могут вести себя, как 15-летние подростки, а старшие, наоборот, уступать в душевной зрелости младшим. Общий стандарт в работе с детьми нельзя найти, потому что зачастую сложную ситуацию может поправить только импровизация. Непростым испытанием для девушек стало налаживание дисциплины. И дело не в том, что дети не слушались, важнее было соблюсти строгость и дружелюбие одновременно и по-настоящему завоевать уважение детей. Дешевый авторитет можно заработать популистскими решениями, но дети должны понимать, что твоя строгость – это не что иное, как забота о них. Кстати сказать, несмотря на хроническое недосыпание и стремительный темп жизни, к которому тоже нужно привыкнуть, почти все студенты, прошедшие артековскую школу, мечтают туда вернуться. То же желание высказывают дети, когда пишут своим бывшим педагогам. «Это здорово согревает сердце, – говорят некрасовцы, – потому что это значит, что ты хорошо делал свою работу».
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии