«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс, может, вы уже умерли», – в свое время написал Чарльз Ликсон. Эта фраза говорит о том, что конфликт находится всегда и везде. Одна из задач современной школы – научить участников образовательных отношений разрешать конфликтные ситуации, тем самым создавая комфортную и безопасную среду. Внедрение медиативно-восстановительных способов в практику предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков является на сегодняшний день приоритетной задачей.
На основании Указа Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» распоряжением Правительства РФ от 30.06.2014 г. №1430-р была утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.В России сейчас реализуются две модели медиации в школе: службы школьной медиации (развивает Федеральный институт медиации) и школьные службы примирения (разработана судебно-правовая реформа, существует Всероссийская ассоциация восстановительной медиации). В настоящее время в школах ТиНАО созданы и действуют как службы школьной медиации, так и школьные службы примирения. Школы самостоятельно принимают решения о выборе формы и создании служб разрешения конфликтов. В школах №2075, 2120 и 2122 работают службы школьной медиации. Службы осуществляют свою работу по трем основным направлениям:- формирование так называемой группы равных, то есть группы школьников, которые сами выступают в качестве медиаторов и разрешают споры и конфликты своих сверстников в рамках дополнительного образования;- проведение процедур медиации при урегулировании конфликтов; – оказание методологической помощи преподавателям и родителям по применению медиативного подхода.Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.Также медиация определяет истинные цели педагогов – передача хороших знаний детям, формирование доверительных отношений, необходимых для достижения комфортной обстановки, чтобы качественно усваивать знания.- Знания, полученные на семинаре по медиативному подходу, помогают нам справляться с негативными эмоциями, которые возникают при конфликтных ситуациях, – отзываются о тренинге-семинаре по применению медиативного подхода в профессиональной деятельности педагоги и воспитатели дошкольных отделений школ ТиНАО.В школах №2057, 2073, 2083, 1392 имени Д.В.Рябинкина созданы школьные службы примирения. Школьная служба примирения – это оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Школы в своей работе используют такие примирительные методики, как:- круги примирения;- переговоры в урегулировании конфликта. Подростки, прошедшие «школу» ведущего примирительных встреч, получают уникальный опыт организации толерантного общения. Работа в службах школьной медиации или школьных службах примирения – это прекрасная практика для будущих психологов и юристов, это проявление истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых по разрешению конфликта передается детям.- Занятия по медиации научили нас слушать друг друга. Мы стали меньше ссориться. Медиация помогает учиться, – говорят школьники – участники объединения дополнительного образования «Школьная медиация». Опыт работы школ показывает, что создание и внедрение в образовательный процесс медиативно-восстановительных практик помогает создать в образовательной организации комфортную и безопасную среду, что, несомненно, позволяет снизить конфликтную напряженность в школе и повысить уровень и качество образования.Ирина ПУТАЛОВА, педагог дополнительного образования школы №2075
Комментарии