Одна из причин наших многих бед – непонимание: в семье, на работе, в высших государственных сферах. Отсюда конфликты, личные драмы и трагедии: родители не понимают детей, а порой и друг друга, общество не принимает отдельную личность, и везде и повсюду вместо “борьбы идей” – “борьба людей”. Человек, а особенно молодой, оказывается одинок, что подчас приводит его к наркомании, алкоголизму, а в лучшем случае – к тяжелым затяжным депрессиям. Находясь в потоке большого количества информации, он не успевает понять самого главного – самого себя, не может отыскать свое место в социуме, найти друзей, не умеет общаться. Такому подростку трудно реализовать свои творческие способности, найти общий язык с родителями, самому создать в будущем полноценную семью.
Объяснение всему этому дает СОЦИОНИКА – новая наука о социально-психологических типах личности и отношениях между людьми. Ее автор, бывший преподаватель экономики из Литвы Аушра Аугустинавичуте, выяснила, что человечество общается на 16 неизвестных доселе языках, которые напрямую связаны с особенностями нашего интеллекта. Но поскольку каждый знает только один, свой язык, мы не можем договориться друг с другом.
Соционика – это настоящее открытие. Основанная на работах К.Юнга, З.Фрейда и других психоаналитиков, она не только дает возможность каждому понять самих себя, свой характер, но и открывает путь к согласию и объединению. Ее основная идея проста: все вместе мы составляем единый человеческий разум, внутри которого действуют объективные законы человеческих отношений. Вот почему с одними людьми мы сразу находим контакт, а с другими у нас бывает непонимание.
Сегодня важно научить детей понимать себя и своих близких, формировать жизненные цели и добиваться их осуществления, выбирать профессию исходя из своих сильных качеств, сознательно и творчески строить отношения с окружающими людьми, не боясь непонимания. И главное – попытаться сформировать в наших детях основы нового отношения к миру и человечеству как единой биологической и информационной системе.
Особенность программы заключается в том, что она, во-первых, обращается не к логическому, а к образному мышлению школьников, давая им возможность через игру, через любимых сказочных героев прочувствовать разные характеры, разные психологические типы людей, понять их изнутри: их цели, мотивы поступков, их взгляд на мир. Такая игра дает ребятам возможность “угадать” и свой характер, а следовательно, и свою похожесть не только со сказочным персонажем, но и известным человеком с таким же типом мышления – например, Ломоносовым, Эйнштейном или Толстым. Такое родство вполне может подтолкнуть подростка к творчеству или помочь ему выбрать профессию по душе.
Вторая особенность программы состоит в том, что материал по соционике не преподносится ребятам в готовом виде, а как бы проявляется через них самих – через вопросы, головоломки, различного рода сравнения, аналогии, примеры. Ибо в жизни все со всем связано. И уже через привычное дети легко овладевают другими, более серьезными вещами.
Третья особенность программы заключается в том, что она нацеливает ребенка не только на поиск своей второй половинки, товарища и друга, но и к полноценному общению со всем соционом, то есть со всеми 16 типами людей.
А если мы единый организм, то следует поучиться у других тому, что они умеют делать лучше, поскольку это дано им от природы. Вот почему ребята по замыслу садятся в КРУГ и вместе со сказочным героем, которого выбрал ребенок, решают его проблемы. Так в КРУГУ ДРУЗЕЙ рождается ПОНИМАНИЕ, которое так необходимо сегодня человеку, вступающему в жизнь.
Курс занятий рассчитан на 35 учебных часов. Так как занятия проходят один раз в неделю по одному учебному часу, то программа реализуется за один учебный год.
Основная цель программы – распознать свои творческие способности и свое место в социуме, научиться понимать людей и общаться с ними.
Задачи:
1. Познать себя.
2. Научиться различать характеры других людей.
3. Найти свое место в социуме, уважая и принимая чужое мнение и раскрывая себя как полноценную творческую личность.
Основные направления и содержание деятельности программы:
1. Теоретические основы соционики.
Из чего складывается характер, сильные и слабые его стороны. Понимание мотивов поведения разных людей. Отношения как взаимодействие разных характеров.
2. Практическая работа.
Игры, тесты, загадки для более легкого понимания и усвоения материала. Через известных сказочных героев пытаемся понять себя и друг друга, научиться культуре и искусству общения.
3. Домашние задания.
Работа с тетрадью творчества, в которой предстанут все 16 характеров не только в образе сказочных героев, но и в виде словесных и визуальных портретов своих знакомых. Специальные странички тетради будут посвящены и анализу своего собственного характера. Все это необходимо не только самим ребятам, но и преподавателям для подведения результатов работы.
Условия реализации программы.
Поскольку обучение связано с определением индивидуальных психологических типов школьников, то количество человек в группе должно быть не более 12-15 человек.
Механизм оценки полученных результатов проводится через:
1. Собеседование по теоретическим основам программы.
2. Игровой тренинг.
3. Тетрадь творчества.
Валерия КОЛБИКОВА,
организатор Московского центра соционики
Москва
Темы занятий
I. Введение в соционику.
1. Мы все разные, или что такое искусство общения. (1 час)
II. Соционика как основа нового миропонимания и отношения к человеку.
1. Социон – страна разных героев, разных характеров. Изучить язык каждого, чтобы стать человеком. (1 час)
2. Что такое характер и из чего он складывается. (1 час)
3. Основные элементы человеческой психики: этика, логика, интуиция и сенсорика (на примере сказочных героев). (2 часа)
4. Почему мы нужны друг другу, или что происходит во время общения. Семь заповедей дружбы. (2 часа).
III. Путешествие в страну Социона.
1. Четыре соционические семьи (квадры) как четыре города: “Город новых идей”, “Город строителей”, “Город реформаторов”, “Город искусств”. (1 час)
2. Знакомство с “Городом новых идей” и его четырьмя жителями. Предназначение первой квадры. (1 час)
3. Четыре характера героев как отражение их мироощущения. Чему можно научиться у каждого из них. Навыки практического общения. (4 часа).
4. Путешествие в “Город строителей”. Дух второй квадры и ее ценности. (1 час).
5. Четыре характера и особенности общения с ними – на примере сказочных героев. (4 часа).
6. “Город реформаторов” – для чего он? (1 час)
7. Чем живет и какие задачи ставит перед собой каждый из четырех жителей города. Секреты общения с каждым из них. (4 часа)
8. Завершение путешествия, или знакомство с “Городом искусств”. (1 час).
9. Атмосфера общения в городе как проявление взаимодействия четырех характеров. Особенности каждого из них. (4 часа)
IV. Познай себя, чтобы понять других.
1. Определяем через игру свой характер. (3 часа)
2. Полюби ближнего, или человечество как единый организм. (2 часа)
3. Искусство общения – путь к совершенству. Или как рождается КРУГ ДРУЗЕЙ. (2 часа).
Комментарии