search
main
0

Круг добра и развития

Без родительского участия процесс воспитания неполноценен

Современный колледж сегодня – это открытое и живое медийное и интерактивное пространство, в котором как единое целое взаимодействуют основные участники образовательного процесса – педагоги, студенты и родительская общественность, а также партнеры колледжа и работодатели.

 

Формирование сотрудничества между студентами, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Поэтому первоочередной задачей колледжа является внедрение современных подходов к организации взаимодействия семьи и профессиональной образовательной организации в условиях модернизации образования.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же студентов, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза лежат единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов, на основе чего строятся основные направления деятельности, формы, методы и принципы взаимодействия колледжа и родителей.

На данное взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Педагоги хотят, чтобы родители мотивировали своих детей на учебу и несли в полной мере ответственность за воспитание и обучение детей в соответствии с законодательством. А родители – чтобы дети получили достойное образование, стали квалифицированными специалистами в получаемой профессии, развивали свои способности в стенах колледжа.

В вопросах семейного воспитания и повышения воспитательного потенциала семьи колледж выделяет следующие основные направления деятельности: изучение семьи, социального окружения обучающегося; диагностика проблем семейного характера; выделение социальных категорий; социальная и психолого-педагогическая поддержка детей и семей, попавших в социально опасное положение, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-правовая защита несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности, жестокости и насилия; формирование правовой культуры обучающихся и родителей; просвещение родителей в вопросах воспитания, межличностных отношений, здорового образа жизни; психолого-педагогическая помощь родителям по коррекции воспитания и семейного общения; привлечение родительской общественности к участию в волонтерском и добровольческом движении; привлечение к профессиональной переподготовке и повышению квалификации родительской общественности в стенах колледжа.

Работа с родительской общественностью в колледже строится по разным направлениям, основным из которых является создание комфортной профессиональной среды для обучения, профессионального роста и самореализации студентов, а также создание ситуации успеха у обучающихся, результатом которой становится уверенность родителей в завтрашнем дне своих детей и построение успешной карьеры.

Профессиональное образовательное учреждение сегодня должно быть мобильной системой, которая быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Поэтому основными функциями взаимодействия колледжа и семьи являются информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная и контролирующая.

Взаимодействие родителей и педагогов колледжа носит системный характер и протекает в разнообразных формах.

Основные формы взаимодействия педагогов и родителей условно можно разделить на три группы: коллективные, групповые, индивидуальные. На разных ступенях обучения используются свои формы и методы взаимодействия.

В нашем колледже наиболее эффективными и традиционными формами являются следующие: встречи родителей с администрацией образовательного учреждения, с преподавателями группы, родительские собрания, дни открытых дверей, организация деятельности родительского комитета, проведение групповых консультаций и практических занятий с привлечением специалистов.

Наиболее эффективной формой взаимодействия была и есть индивидуальная форма работы: беседы, посещение на дому, переписка, почта доверия, телефонные разговоры, участие в работе совета профилактики. Также во взаимодействии с родителями большую роль играют традиции колледжа: проведение открытых мероприятий, приуроченных к празднованию памятных дат и государственных праздников, организационные и тематические родительские собрания, торжественное вручение дипломов. Эти формы, как правило, способствуют предупреждению пропусков занятий и правонарушений, формированию нравственных качеств личности.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик доверия. Это ящик, в который родители или студенты могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами и является эффективной, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

В колледже традиционной, но эффективной познавательной формой работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно, так как большинство наших студентов совершеннолетние и зачастую проживают отдельно от родителей. Был найден выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, с приглашением специалистов из разных областей, в том числе работодателей и руководителей производственных практик от предприятий. Именно поэтому процент посещения собраний стал достаточно высок.

Самая популярная и любимая как педагогами, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Одним из таких направлений ТК №24 по взаимодействию колледжа с родителями является проект «Я – волонтер». Он направлен не только на реализацию добровольческого и волонтерского движения в колледже, но и на активное вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. В рамках данного проекта реализуются такие направления, как «Инклюзивное волонтерство», «Старость в радость», «Лапа помощи», «Я – доброволец», «Круг добра».

Одним из постоянно действующих направлений взаимодействия с родительской общественностью является вовлечение родителей в дополнительное профессиональное образование на базе колледжа через многофункциональный центр профессиональных квалификаций «Лидер». МЦПК «Лидер» – инновационно-образовательный проект колледжа, направленный на возможность получения дополнительного профессионального образования, а также повышение квалификации по направлениям «Легкая промышленность», «Сфера услуг», «Менеджмент и коммерция», «Информационные технологии», «Бухгалтерский и управленческий учет».

Направления переподготовки и повышения квалификации формируются по запросу родителей и реализуются в мини-группах по выбранному профилю. Наиболее востребованными являются «Специалист по маникюру», «Портной», «Парикмахер», «Груминг» (уход за домашними животными).

Отдельным направлением нашей деятельности является организация работы с родителями студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. На базе колледжа создана особая воспитательная система, где педагоги и весь родительский коллектив взаимодействуют на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Важными элементами системы являются индивидуальный подход к каждой семье, а также ее комплексное сопровождение.

Все направления работы с родителями студентов имеют практическое значение, поскольку содействуют оптимизации процесса воспитания и повышают уровень включения родителей в образовательный процесс колледжа. Таким образом, семья и профессиональное образовательное учреждение – два важных социальных института социализации обучающегося. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования таких форм в работе с родителями.

Екатерина МИНКОВА, преподаватель технологического колледжа №24

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте