В этом году в нашей школе два стобалльника по русскому языку и два стобалльника по литературе!
Этим мы обязаны учителю Оксане Викторовне Бобковой. Часто приходится слышать, что родители возлагают большие надежды в период подготовки к экзаменам на репетиторов и всевозможные организации, предлагающие курсы, ориентированные на подготовку учащихся к столь ответственным испытаниям, а вот школа, по их мнению, этому уделяет недостаточно времени и внимания. Безусловно, и репетиторы, и курсы – это хорошо, но все-таки ответственность за подготовку лежит именно на школе, и учителя прекрасно с этим справляются.
Не надо думать, что подготовка к ОГЭ и ЕГЭ начинается только в 9‑11‑х классах. Нет, она идет в течение всех лет обучения. Да, могут меняться формат заданий, их количество, но спецификация самого экзамена не может выйти за рамки школьной программы по предмету, которая отражена во ФГОС. Так, 5‑е задание ОГЭ и 9‑е задание ЕГЭ может включать в себя одни и те же орфограммы, изученные в 5‑6‑х классах, например, умение определять правописание корня с чередованием «гор-гар».
Поэтому задача школьного учителя – на этапе изучения орфограмм или правил пунктуации добиваться того, чтобы умения учащихся доходили до автоматизма, и параллельно знакомить учеников с форматом заданий ОГЭ и ЕГЭ. И если первичное закрепление материала целесообразно проводить по упражнениям учебника, МЭШ, то на этапе закрепления материала учителя как раз и используют задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, адаптируя их для каждого класса.
Хочется затронуть одну проблему, с которой сталкиваются и учителя, и ученики. Иногда получается так, что материал, который входит в спецификацию ОГЭ, ЕГЭ и отражен во ФГОС, не включен в большинство учебников, по которым происходит обучение в школе. В этом случае все по-разному выходят из создавшегося положения: кто-то просит детей вести тетради для дополнительных записей, тетради-памятки, кто-то дает ссылки на определенные образовательные ресурсы. Важно знать, что и этот материал без внимания не остается.
Как я уже отметила, подготовка к экзаменам начинается задолго до 9‑го и 11‑го классов. Так, с 5‑го класса на уроках развития речи дети учатся писать разные виды изложений, в том числе и сжатые, которые входят в структуру ОГЭ по русскому языку. Работая с текстом, они под руководством учителя начинают знакомиться с приемами сжатия, учатся отличать главную информацию текста от второстепенной. Во время контрольного диктанта можно просить учеников 5‑6‑х классов поднимать руки, когда, по их мнению, начинается новый абзац. Это позволит учащимся слушать текст вдумчиво, отличая одну мысль от другой. Делить текст на смысловые части – очень важное умение, так как многие девятиклассники при прослушивании аудиозаписи изложения абзацы выделяют по тем паузам, которые делает чтец. Но эти паузы далеко не всегда совпадают с делением текста на смысловые части, отсюда появляются логические ошибки и ошибки, связанные с неправильным выделением абзацев.
Тип классического сочинения-рассуждения учащимся, которые готовятся сдавать экзамены, тоже знаком начиная с 5‑го класса. Конечно, форматы сочинений ОГЭ и ЕГЭ различаются, а если учитывать еще и итоговое сочинение в 11‑м классе, которое является допуском к ЕГЭ, то многие учителя, чтобы избежать наложения форматов, готовят выпускников поэтапно. Я думаю, что читатели со мной согласятся: переучивать всегда сложнее, чем учить чему-либо, именно поэтому сочинения, которые входят в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, нет смысла отрабатывать в 7‑м или 8‑м классах, так как в следующем году в него могут внести какие-то изменения, дополнения, поправки.
Что касается ОГЭ и ЕГЭ по литературе, то, конечно, учителю надо постараться заранее держать в поле зрения тех детей, которые выбирают экзамен по литературе. Это необходимо, для того чтобы снизить нагрузку на ребенка в выпускных классах, потому что как минимум ученик хорошо должен знать тексты произведений, которые включены в школьную программу. К тому же к моменту экзамена у девятиклассника или одиннадцатиклассника должен быть сформирован (как по его собственным предпочтениям, так и по рекомендациям учителя) круг чтения, благодаря которому он может без затруднения определять общую тематику, проблематику художественных текстов, проводить аналитическую работу, опираясь на жанровые, языковые особенности произведений. При изучении произведений, которые входят в спецификацию ОГЭ и ЕГЭ по литературе, можно давать домашние задания, задания для самостоятельной работы на уроках в формате экзамена, например ответить на вопрос в 3‑5 или 5‑8 предложений, аргументируя свои суждения, опираясь на текст.
Подготовка к устному собеседованию в 9‑м классе, которое является допуском к ОГЭ, тоже идет на протяжении всех лет обучения ребенка в школе: выразительное чтение текста и его пересказ, монолог и диалог – знакомые учащимся виды деятельности на уроках развития речи, русского языка, литературы.
Такие приемы работы используются не только на уроках, но и на допзанятиях, которые школы вводят в учебный план для подготовки к экзаменам. Это может происходить за счет часов внеурочной деятельности, дополнительного образования или, как, например, в школе №1207, еще и за счет уроков практикума по русскому языку, которые вводятся с 8‑го класса и позволяют начать целенаправленную подготовительную работу раньше. Это дает возможность вовремя увидеть пробелы в знаниях учащихся, скорректировать календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9‑11‑х классах, чтобы сделать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ максимально эффективной.
Внеурочная деятельность по предметам мотивирует ребят на успех, способствует их развитию, позволяет узнать что-то новое. Наши ученики с удовольствием принимают участие в различных предметных конкурсах, мероприятиях и, что важно, занимают призовые места. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, наши ученики из 7, 9, 11‑х классов в этом году стали победителями в телевизионной игре «Мы – грамотеи!», приняли участие в XXIV Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех», заняли 1‑е и 3‑е места в конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся «Искусство познания» на базе МГПУ. А это тоже показатель плодотворной и целенаправленной работы учителей.
Ирина КАШЕНКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1207
Комментарии