После 1 июля мы автоматически не несем ответственности за наших выпускников, – однозначно ответили мне в ректорате Якутского госуниверситета, припомнив заодно и отмену государственного распределения, и права человека о свободе выбора места работы. И в этом головной вуз республики, конечно, прав: его задача – выучить. И все же университет, не желая окончательно бросать своего выпускника на произвол судьбы, каждую весну собирает Комиссию по содействию в трудоустройстве. Сюда приглашаются представители министерств и ведомств, желающие заполучить конкретных специалистов. По данным последней Комиссии, без работы выпускники не остались. Однако по полученной специальности устроились меньше половины, а сколько реально вышло на работу – не знает никто.
Часто деканы факультетов, заведующие кафедрами по личной инициативе договариваются с работодателями о трудоустройстве некоторых дипломников. Но большинство устраивается самостоятельно. Причем на плохие условия народ не бросается. На “голое” вакантное место трудно заманить даже не очень амбициозного молодого специалиста. Молодежь хочет жить, а не выживать. Например, нет добровольцев работать в арктической зоне улусов: за сотню километров от привычной цивилизации, на скудном и не всегда своевременном бюджетном довольствии, без гарантий на получение современного жилья или хотя бы зимней одежды (!). В таких территориях надеются только на свое, местное молодое поколение, которое бы выучилось и вернулось в родные края. Только вот проблема: раз на север не едут те же учителя, то и знаний у ребят, желающих поступить в вуз, не хватает. Государство вынуждено было пойти на компромисс – выделило целевые (льготные) места для абитуриентов из арктических улусов. И тут выяснилось, что они не умеют учиться (не научили), а часто просто не хотят (нет мотивации). Промаявшись несколько месяцев, а то и лет, они возвращаются восвояси ни с чем.
Все об этих нюансах знают. Но исправить положение непросто. Закон Республики Саха “О целевой контрактной подготовке специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием в Республике Саха (Якутия)” разработан давно. Однако механизмов его реализации нет. Есть предложение в целях экономии государственных средств начинать специализацию студентов уже с III курса. Чтобы как-то повернуть работодателей к будущим специалистам, Правительство республики решило привлечь их к содействию в создании материально-технической базы профессионального образования. Крупнейшим промышленным предприятиям типа АЛРОСА и улусам республики предложено на равных участвовать в организации филиалов и учебно-консультационных пунктов по всей республике и особенно в промышленных центрах.
Ольга СЛЕПЦОВА
Якутск
Комментарии