search
main
0

Крокодил, который умел разговаривать

​Мне посчастливилось несколько лет проработать в подготовительной группе детского сада. Каждый год другие дети, другие родители, новые впечатления.

Этот возраст уникален: можно наблюдать, как ребенок переходит тонкую грань между детством, уступающим свои позиции, и первыми проявлениями взрослеющего человечка – ответственности и самоконтроля. Я с удовольствием наблюдаю за своими воспитанниками, принимаю участие в их играх, помогаю найти правильное решение в трудных ситуациях. Почти во всем они уже могут проявлять самостоятельность, надо только быть рядом, чтобы дети могли почувствовать то, в чем они нуждаются: поддержку и одобрение. Они такие разные – добрые, серьезные, ласковые, грубоватые, общительные и не очень, веселые и грустные, и этим прекрасные, неповторимые и незабываемые. Помню каждого ребенка, который был со мной рядом за все время работы в детском саду. Были и такие дети, о которых хотелось бы рассказать подробнее.Несколько лет назад мою группу посещала весьма занимательная девочка. Во-первых, это была просто очаровашка: большие умные карие глаза, милая улыбка, звонкий смех, две темно-русые косички с неизменными разноцветными резинками. А во-вторых, она невероятная выдумщица, исключительная фантазерка. Юля превосходила всех в своих рассказах. Занятия по развитию речи – это ее конек! Она подмечала на картинках то, чего никто не видел, и могла такое напридумывать об этой детали, что мы просто заслушивались. Но это самое малое, что восхищало в ней. Юля жила в каком-то другом, только ей ведомом мире, напоминая девочку из фильма «Ох уж эта Настя». Я помню, насколько героиню фильма расстраивало, что ей никто не верит, и потому относилась к выдумкам девочки доброжелательно. В фантазиях Юли в ее комнате жил крокодил, который почему-то облюбовал себе место под ее кроватью. Он умел разговаривать! Юля рассказывала об удивительных происшествиях, которые происходили с ней и с вымышленным другом. Дети слушали всегда с недоверием, поэтому незаменимыми слушателями приходилось быть нам, взрослым.Я подумала, может, девочке не хватает общения дома, и спросила у мамы, знает ли она о крокодиле, на что мама, мило улыбнувшись, ответила утвердительно. Оказалось, родители тоже постоянно слушают выдуманные дочерью рассказы. Мне стало любопытно, как живет эта необычная семья, и я отправилась к ним в гости. Обычная трехкомнатная квартира: зал, комната родителей и полная разнообразных игрушек комната Юли, которую она делит со своим младшим братишкой Сашей. Мама и папа – веселые общительные родители, к фантазиям дочери относятся уважительно. Вместе с ними в квартире проживали в то время огромная добродушная овчарка по кличке Рекс, ленивый кот Барсик, безразлично отнесшийся к моему появлению, а также две желтые канарейки, несколько хомячков в двух клетках на кухне, а еще рыбки в большом аквариуме. Возможностей для общения предостаточно. Помню, тогда я предложила маме записывать Юлины сказки, а вдруг в будущем их дочь станет писательницей?Тогда же у нас возникла мысль создать свою книгу сказок. Дело приближалось к Новому году, и мы обратились ко всем родителям с просьбой придумать с ребенком какую-нибудь новогоднюю сказку и записать ее. Прошло уже шесть лет, а книжки эти мы храним до сих пор. Юлю вспоминаем часто, тем более что она изредка навещает нас в детском саду. Вместе с уходящим детством что-то неуловимо меняется во взгляде нашей некогда неугомонной фантазерки…К слову сказать, Саша, ее братишка, тоже ходил ко мне в группу и тоже был «знаком» с Юлиным крокодилом, но такой безграничной фантазией он не обладал.Хотелось бы рассказать еще об одной семье. Как и любого педагога, меня очень привлекают дети любознательные, неугомонные. Однажды в нашем детском саду в первой младшей группе появилась семья, на которую я невольно обратила внимание.Тогда я тоже работала в подготовительной группе, но по утрам, встречая детей на улице, имела возможность наблюдать за ними. Это неизменно были отец и сын, и непременно на велосипеде. Они доезжали до ворот, останавливались, и остаток пути до дверей детского сада отец толкал свой старый велосипед, на котором сидел ребенок. При этом они без умолку о чем-то разговаривали и так были поглощены беседой, что не замечали ничего и никого вокруг. Уже на первой неделе я поняла, что ждать ответного «здравствуйте» бесполезно, и, конечно, прощала им эту невоспитанность, потому что видела, как сильно они увлечены друг другом. О чем же они разговаривают? Что отец каждое утро рассказывает своему двухлетнему сыну?Через некоторое время, улучив минутку, я сходила в ясельную группу. Так я познакомилась с Мишей, удивительным ребенком, который уже тогда отличался от своих сверстников. Это был милый общительный малыш, очень любознательный и смышленый для своего возраста.Мальчик рос, опережая своих сверстников в развитии, переходил из группы в группу. Папа иногда уже здоровался, изредка начала появляться мама, а велосипед сменился машиной. Я уже знала к тому времени, что родители – врачи.Получилось так, что воспитательница Миши к моменту его перехода в подготовительную группу ушла в декретный отпуск, и эта семья «досталась» мне. И вот тогда я узнала их ближе. Общение с ними доставляло огромную радость. Это были потрясающие родители. Отдых они предпочитали только активный – катание на лыжах, сноуборде, велосипеде, полеты на дельтаплане, туризм… Дети всегда были с ними, к тому времени у них уже подрастала дочь. Это тесное живое общение со своими детьми – пример отношений, которые должны складываться в каждой семье. Главное – это любовь и уважение к ребенку, его мнение. Мише всегда было присуще чувство ответственности, как у взрослого, он умел делать выбор, принимать решение. Его багаж знаний просто поражал – захлебываясь словами, он мог рассказывать о том, что его интересовало в данный момент или как они провели очередные выходные. Вокруг него всегда собирались дети, хотя явным лидером он не был. Миша – энергичный, любознательный мальчик, и этим притягивал сверстников к себе.Точно такой же любознательностью обладала его сестренка Настя. Только девочка была немного практичнее брата. Если Мише достаточно было что-то знать и рассказать об этом кому-то – ребенку или воспитателю, то Насте непременно надо было все показать, сделать и обязательно в присутствии восхищенной публики. Именно в это время я занялась с детьми исследовательской деятельностью. Настя с удовольствием занялась сбором сведений по предложенной теме «Вода» и успешно выступила с докладом, самостоятельно демонстрируя опыты перед детьми старшей группы. Сейчас и Миша, и Настя отличники в своей школе.Я, конечно, помню всех своих детей, но такие удивительные и яркие встречаются редко. Почему? Может, родителям стоит задуматься, что воспитание своего ребенка – это в первую очередь их обязанность и только во вторую – воспитателей. Первые авторитетные взрослые, которые знают, по мнению ребенка, все, – это мама и папа. Ведь нередко слышишь: «А моя мама сказала, что…» И это для ребенка непреложная истина. Если общение с детьми сводится только к короткому утру, вечеру да двум выходным, то надо использовать их с максимальной пользой для ребенка. А то бывает и так: садишься рисовать с ребенком портрет мамы, а он не помнит ни цвета ее глаз, ни длины волос и даже не знает любимого платья мамы, утверждая, что любимая одежда мамы – это халат. Есть очень верная статья в ныне действующем Законе РФ «Об образовании», которая гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Прекрасные слова, о которых почему-то забыли в новом проекте закона об образовании. А жаль.Юлия ПЕНЬКОВА, воспитатель детского сада компенсирующего вида №28 «Хрусталик» Волжск, Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте