Александр ГРЕБЕНКИН, председатель объединенной профсоюзной организации Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна:
– Сейчас в адрес профсоюзов идет много критики. Я бы не стал посыпать голову пеплом и говорить, что за те 15 лет, которые мы отдали борьбе за интересы работников образования, сделано мало. Мы сделали много, но все же 15 лет – не такой уж большой срок.
Когда в 1990 году мы создали профсоюз, у нас фактически был системный кризис. Во-первых, в самой организации, а во-вторых, в головах. Ведь раньше профсоюз считали чуть ли не собесом, куда люди приходят за путевками, материальной помощью. Изменить эту психологию не так просто.
Что касается системного кризиса, все эти 15 лет мы очень тщательно работали над улучшением структуры профсоюза. На предыдущем съезде шла долгая дискуссия, нужен ли отдел профессионального образования. Мнения были разные. Говорили даже, что его создание приведет к расколу профсоюза. Но отдел в результате возник, работает. Ему, может быть, не хватает кадров и времени на решение проблем, но у него есть и заслуги! Скажем, отдел запустил работу студенческого координационного совета. Мы сумели добиться внимания к студентам. Теперь мы планируем создать координационный совет председателей профкомов вузов. Он, по сути дела, уже начал работать – совместно с делегацией председателей профкомов питерских вузов мы провели в Государственной Думе встречу по нашим проблемам на самом высоком уровне. Часть наших предложений потом появилась в решениях Правительства РФ.
Победить кризис в наших головах еще сложнее. Люди не осознают, что проблемы образования – это забота каждого гражданина страны – от дворника до банкира, от президента до военнослужащего. Пока они этого не поймут, мы так и будем продвигаться черепашьим шагом на пути в «светлое будущее».
Что тут можно сделать? Ну, во-первых, активнее работать с родителями, объяснять им суть проблем образования, а не только о маленьких зарплатах говорить. Во-вторых, профкомы вузов должны заниматься не только социальной защитой студенчества. Нужно разъяснять ребятам, что их ждет в вузе и после его окончания, к чему может привести та или иная реформа. Сегодня они этого не понимают. Я профессор и знаю, что студентам совершенно все равно, что будет с образованием. Для них главное – получить стипендию, путевки или материальную помощь. Здесь и сейчас. А там хоть трава не расти…
Комментарии