Как не хотелось бы нагнетать атмосферу и нервировать снова словом «кризис» – он сегодня действительно коснулся всех… И книгоиздателей в том числе. О том, как будет в условиях финансового кризиса идти обеспечение школ учебной литературой, Ассоциация издателей «Российский учебник» всерьез задумалась уже в самом начале года, собрав представителей региональных управлений образования, институтов повышения квалификации, учителей и методистов на ставшем уже традиционным Всероссийском совещании-семинаре. Открыл встречу председатель ассоциации заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег СМОЛИН. Он высказал свои опасения по поводу уменьшения региональных бюджетов и соответственно сокращения такой статьи расходов, как покупка учебной литературы. На совещании также шла речь о том, как будут меняться учебники в соответствии с введением новых образовательных стандартов общего образования, какова вообще роль ассоциации в этом процессе. Кроме того, участники анализировали опыт практического применения новой системы обеспечения школ учебниками, обсуждали механизмы нормативно-правового регулирования учебного книгоиздания, говорили об опыте взаимодействия государственных и общественных организаций и роли образовательного сообщества в обеспечении качества и доступности учебников.
В работе семинара приняло участие и издательство «Дрофа», учебники которого составляют сегодня более 20% Федерального перечня. Общение с представителями регионов, учителями и методистами еще раз подтвердило, что учебники «Дрофы» отвечают всем современным требованиям – они качественны, хорошо оформлены, экономически выгодны. А самое главное, по мнению выступавших, это то, что специалисты издательства «Дрофа», авторы учебников и заведующие редакциями всегда готовы оказать методическую и любую другую помощь.
Александр Федотович Киселев, генеральный директор издательства «ДРОФА», академик РАО:
– Главная миссия издательства «Дрофа» – это выпуск высокопрофессиональной современной учебной литературы и сопутствующих ей серий. Если анализировать итоги прошедшего года, то могу сказать – мы укрепились и в финансовом, и в интеллектуальном плане. Наши учебники созданы на основе последних достижений в области содержания образования, педагогики, психологии и новых технологий. Главное – они отвечают требованиям современного дня. В 2008 году была завершена работа над проектом «Учебник-навигатор» по биологии, который сочетает в себе и традиционный учебник на бумажном носителе, и сопровождающий его диск. Это совершенно другой методический подход к обучению и подаче материала. Думаю, что наш «Навигатор» позволит значительно шире и эффективнее организовать познавательную деятельность учащихся на современном уроке. Одно из важных направлений деятельности издательства – работа над завершением учебных линий. В Федеральный перечень 2009/2010 года вошли 262 учебника «Дрофы» – это более 20% от общего числа перечня.У нас традиционно сильные линии практически по всем предметам. Мы завершили линию по английскому языку, математике и др. Серьезно работаем и над новыми линиями, в том числе и учебников для национальных школ . Особо хочу выделить работу издательства по начальной школе и дошкольному образованию. Практически все учебники «Дрофы» соответствуют новому стандарту образования, многие, входящие в Федеральный перечень, дополнены и переработаны. Кроме того, «Дрофа» в рамках национального проекта «Образование» занимается поставкой учебных кабинетов в школы России по географии, русскому языку, предшкольной подготовке. «Дрофа» заключила договоры о сотрудничестве с ведущими вузами страны о работе по созданию новых книг. Среди них МГУ, Санкт-Петербургский классический университет… У нас было достаточное количество контрактов на поставку учебников в прошлом году и, думаю, будет не меньшее в этом. Наши книги по достоинству оценены в регионах. Что же касается кризиса, то нашему российскому учительству приходилось переживать и не такие трудности. Система образования никогда не находилась в слишком хороших условиях, зарплаты учителей всегда были небольшими. Важно знать, что ты на своем месте, честно и профессионально делаешь свое дело. Какими бы ни были социально-экономические прогнозы, жизнь все равно должна приносить радость и удовлетворение. Учебники же «Дрофы», надеюсь, будут востребованы учителями, несмотря ни на какие финансовые кризисы.
Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ, директор по тематическому планированию издательства «Дрофа», кандидат педагогических наук:
– В настоящее время мы работаем с новым поколением учащихся. Они уже отлично освоили компьютер, являются активными пользователями Интернета.
Поэтому неудивительно, что в этих условиях, если преподавание ведется по старинке, способные ребята быстро теряют интерес к предмету, а слабые все равно не в состоянии усвоить учебный материал.
Поэтому на смену традиционному подходу к обучению должны прийти личностно ориентированные технологии, позволяющие индивидуально подходить к каждому ученику, выстраивать для каждого свою линию обучения. В связи с этим сегодня все больше возрастает роль электронных образовательных ресурсов. УМК «Дрофы» пополняются мультимедийными средствами обучения, позволяющими изучать объекты и явления в динамике, организовывать виртуальный диалог, изучать предмет на различных уровнях сложности. Но главным ответом на запросы времени, и я в этом глубоко убежден, является создание нашего инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор». Добавлю также, что практически все учебники «Дрофы» соответствуют новому стандарту образования, многие, входящие в Федеральный перечень, дополнены и переработаны.
Для нас очень важно мнение об УМК «Дрофы» учителей, методистов, региональных органов управления образованием, и мы всегда готовы поддерживать деловое контакты. Кроме того, мы открыты для сотрудничества с новыми авторами из образовательного сообщества, теми, кто представляет элиту нашего образования.
Надежда Архиповна СТРОКОВА, руководитель структурного подразделения библиотечного дела ГОУ РЦРО, Оренбург:
– «Дрофа» – одно из немногих издательств, систематически работающих с регионами. Немаловажное значение в нашей работе имеет и тот факт, что между издательством и нашим региональным центром развития образования заключен договор, по которому нам представляются сигнальные экземпляры «Дрофы», мы их активно рекламируем. С этой целью у нас создана постоянно действующая передвижная выставка, причем она работает не только в Оренбурге, но и по всей области. Если учителям необходимо получить какую-то информацию по учебникам «Дрофы», они обращаются к нам в кабинет учебной литературы Оренбургского центра развития образования. У нас есть не только информация в буклетах о новых УМК, но и на плакатах и дисках. Кстати, в этом году мы помимо учебной литературы закупили также в рамках нацпроекта учебные кабинеты, которые поставляет российским школам «Дрофа». Хочу подчеркнуть особую важность таких семинаров для региональных представителей, у нас есть возможность узнать всю новую информацию из первых рук. Так, сейчас с большим интересом мы слушали заместителя главного редактора издательства «Дрофа» Ольгу Панасенкову, которая подробно рассказала обо всех новинках издательства. Думаю, такие семинары важны всем, особенно молодым методистам, которые только начинают свою работу.
Татьяна Владимировна ЛЕВШАКОВА, методист ИПК работников образования, Ставропольский край:
– Четверть учебников, по которым у нас работают в крае, – это учебники издательства «Дрофа». Среди важных достоинств «Дрофы» то, что у издательства практически все учебные линии закончены, выработана единая концепция. Здесь разрабатываются новые концептуальные подходы к подаче учебного материала, кроме того, «Дрофа» издает учебники разноуровнего характера. То есть в зависимости от того, какой класс, сильный или слабый, учитель может подобрать соответствующий уровню своих учеников учебник. Отличительная особенность издательства – большое количество учебников для профильных классов, для нашего края это особенно важно, так как у нас профильное обучение введено давно. Считаю, что вряд ли стоит в связи с переходом на новые стандарты образования кардинально менять учебники, нужно делать постепенный переход. Да и вряд ли это возможно, учитывая, что сейчас, в пору финансового кризиса, покупательная способность населения и регионов резко упала. Кроме того, большинство учебников «Дрофы» уже переработано с учетом нового содержания образования. Кстати, наш край участвует в апробации новых образовательных стандартов по начальной школе.
Наталья Сергеевна САМЫЛОВСКАЯ, заведующая отделом по работе с библиотекой и издательствами Ленинградского областного института развития образования, Ленинградская область:
– «Дрофа» – наш давний партнер, с которым работаем уже в течение 10 лет. Причем работа с этим издательством строится сразу по нескольким направлениям: у нас есть интересные наработки по продвижению и методическому внедрению учебников нового поколения, идет апробация новых учебников, (по истории А.Ф.Киселева, В.П. Попова и обществознанию А.Ф.Никитина). «Дрофа» также всячески нас поддерживает в информационной работе. Она обеспечивает наши библиотеки новой литературой, у нас постоянно действует выставка издательства. В нашем институте развития образования регулярно проходят семинары и практикумы для завучей, директоров и учителей. На материале учебников «Дрофы» мы также делаем открытые уроки для других регионов России. Мы стараемся рассказать учителям о новых технологиях в образовании, и в этом нам тоже помогает «Дрофа». Издательство выступает также спонсором различных областных проектов, среди них конкурсы «Учитель года Ленинградской области», «Библиотекарь года Ленинградской области». Кстати, мы выиграли тендер на апробацию учебников нового поколения для 1-4 классов. Добавлю, что в большинстве учебников «Дрофы», по которым мы работаем, уже заложен новый стандарт, так что они не нуждаются в какой-то дополнительной корректировке и переработке.
Комментарии