Рынок программного обеспечения переживает не лучшие времена: налицо последствия экономического кризиса. Продажи ПО прошли на спад, бизнесмены затянули пояса. Однако некоторые убеждены: кризис не для всех плох, возможно, он сместит предпочтения пользователей в сторону свободного программного обеспечения, даст ему реальный шанс.
По данным омской компании «БК-рейтинг», сегодня безусловный лидер на местном рынке ПО – корпорация Microsoft: доля операционных систем Windows составляет 90-95 процентов среди всех используемых омичами ОС. Довольно продолжительное время позиции мирового гиганта ИТ-индустрии были незыблемы. На правах монополиста Microsoft получал баснословную прибыль (по некоторым оценкам, себестоимость одной лицензии составляет два доллара). Однако в последние пять-шесть лет во всем мире неуклонно растет интерес к свободному, или так называемому бесплатному ПО, с открытым кодом. Самый яркий пример – операционная система Linux. В странах Европы пользователи уже оценили преимущества бесплатного софта. В России процесс перехода на свободное ПО идет с трудом, бесплатные программные продукты используют пока лишь отдельные организации (Минэкономразвития , Минкультуры, Росфинмониторинг, Рособразование, Центральный банк РФ и некоторые другие).
Пробудившийся интерес к СПО игроки объясняют желанием сэкономить (лицензионный продукт по цене не дешев – ОС Windows professional стоит в среднем 5000 рублей на одно рабочее место), а использование пиратской копии может привести к печальным последствиям: штрафу в размере до 200 000 рублей или аресту на срок от трех до шести месяцев (статья 146 УК РФ об авторском праве). И это отнюдь не пустые угрозы. Уже несколько лет Microsoft ведет на территории России активную борьбу с пиратством, периодически освещая публичные процессы над нарушителями. Сейчас лицензионным ПО в Омске оснащены едва ли не все крупные игроки (банки, промышленные предприятия и так далее). Но вот в сегментах среднего и малого бизнеса процент внедрения лицензионных продуктов ещё не столь высок – по разным оценкам, до 40-55 процентов.
«Что вредит – лечит»
Тем не менее, количество желающих платить за программный продукт как среди частных пользователей, так и среди корпоративных клиентов в последнее время заметно поубавилось. Согласно опросу «БК-рейтинг», около 70 процентов частных клиентов и 18 процентов корпоративных не желают тратить деньги на лицензионный софт. Среди населения распространение платного ПО вообще идет туго: «частники» не боятся проверок, а все угрозы воспринимают на уровне «собака лает, а караван идет». Согласно опросу, около 35 процентов горожан в ближайшее время не собираются покупать ничего лицензионного. Свое решение они объясняют просто – слишком дорого, да и зачем переплачивать, если на рынке появилась бесплатная альтернатива, тем более сейчас, в условиях экономического кризиса, когда каждая копейка в буквальном смысле на счету.
Однако этот вопрос весьма актуален и для корпоративных клиентов.
«Экономический кризис отразился на продажах ПО, – рассуждает заместитель директора по информационным технологиям компании «Бизнес Техника» Вадим Волков – Предприятия стараются сократить издержки, в том числе и на программное обеспечение, и ищут пути экономии».
С этим мнением согласны и другие игроки: Омск сейчас в той стадии покупательской способности, когда люди позволяют себе приобретать на рынке прикладного ПО самый минимум. В этой ситуации сторонники использования бесплатного софта полны оптимизма – для них наступает благостное время. Судите сами: чтобы лицензировать предприятие в 20 ПК и установить на них лицензионный ОС Windows + MS Office, придется потратить порядка 300 000 рублей. За аналогичное решение с ОС Linux и пакетом OpenOffice (аналог MS Office) необходимо будет заплатить около 80 000 рублей, да и то в основном на оплату работы инженеров. Выгода налицо.
Сегодня в Омске на Linux перешли только «первые ласточки», но многие уже рассуждают о его плюсах и минусах. Останавливает их то, что Linux-системы пригодны для рабочих мест с заранее известным и ограниченным набором функций, а вот специализированные программы, например дизайнерские (Adobe Photoshop, CorelDRAW) или бухгалтерские (1C), под ним не работают. Тем не менее, вполне возможно, что это только начало нового этапа развития местного рынка, который приведет к смещению предпочтений.
Бесплатным продуктом уже заинтересовались местные структуры власти. Так, правительство Омской области и московская компания «ГНУ/Линуксцентр» заключили соглашение о массовом продвижении в регионе СПО Linux. Чиновники заинтересованы в установке программ с открытым кодом в госучреждениях, органах местного самоуправления и бюджетных организациях. Более того, в правительстве региона разрабатываются концепция и план продвижения СПО. В них будет прописано бесплатное распространение архивов СПО для жителей Прииртышья, обучение работе с Linux системных администраторов и пользователей.
Подобные примеры опробования Linux встречаются и в других сибирских регионах – Томске, Красноярске и так далее. Кое-где на него переводят образовательные учреждения и медицинские заведения. Пользователи пробуют на вкус относительно новый продукт.
Два пути
Не все эксперты разделяют оптимизм по поводу преимущества свободных ИТ-решений перед коммерческими. Часть специалистов полагает, что позиции лицензионного продукта ещё очень сильны, и в ближайшее время он вряд ли растеряет своих клиентов. В сложившейся ситуации возможно несколько сценариев развития событий, и все они во многом зависят от позиции и действий властей.
При первом, наиболее вероятном, варианте в обозримом будущем Windows останется доминирующей клиентской ОС. Под ней останется работать большинство корпоративных клиентов и почти все «частники». Этот вариант сработает, если государство не повернется лицом к СПО и будет продолжать, в частности, всеобщее обучение школьников использованию программных продуктов Microsoft. Тогда психологические барьеры на пути распространения клиентского свободного ПО в России ещё более укрепятся, а его шансы на успех будут невысоки – ПО с открытым кодом не выйдет из зачаточного состояния.
Однако если государство окажет необходимую поддержку продвижению и внедрению Linux, он «уведёт» у Microsoft ощутимую часть корпоративных клиентов (по некоторым оценкам – 40-50 процентов), и компании начнут конкурировать на равных. В частности, у образовательных и медицинских учреждений будет свободный выбор, под какой системой работать. При этом специалистов по Linux станет в разы больше, а его обслуживание – дешевле. В то же время упадет в цене и лицензионный продукт – чтобы не проигрывать в битве за клиента. Монополия Microsoft будет сломлена.
Марина ЖУЧКОВА, Ольга СЕРГЕЕВА, по материалам www.bk55.ru
Комментарии