Цель: выявление и анализ противоречий внутренней и внешней политики СССР в 1953 – 1964 гг.
Задачи:
а) образовательная – обобщить, систематизировать изученный ранее фактический материал о правлении Н.С. Хрущева, определить, каким образом субъективные качества его личности влияли на политику государства;
б) воспитательная – побуждать учеников к обсуждению проблемных, спорных ситуаций, к самостоятельному поиску путей решения;
в) развивающая – поощрять школьников самостоятельно оценивать результаты работы, проводить саморефлексию, исправлять допущенные ошибки, планировать дальнейшие действия.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Домашнее задание – выступление команд знатоков истории (сторонники и противники политики Хрущева).
4. Конкурс «Кроссворд».
5. «Работа с документами».
6. Конкурс «Ассоциативный ряд».
7. Подведение итогов занятия.
8. Саморефлексия.
В уроке-конкурсе знатоков истории принимают участие две команды одиннадцатиклассников. Одна команда – «сторонники» (апологеты) политики Н.С.Хрущева, другая – «критики». Обязательное условие конкурса – деятельное участие всех без исключения учеников класса. Проведение подобных уроков-конкурсов невозможно без предварительной подготовки учащихся. Задачи педагога – проконсультировать, предоставить список дополнительной литературы и источников.
Членами жюри могут быть преподаватели истории данного учебного заведения, историки других школ города (села, района…), представители администрации учебного заведения, ученики. Предварительно члены жюри получают инструкцию, в которой детально прописываются этапы урока, суть конкурсов, а также количество баллов, которое команды могут получить за каждый конкурс.
Инструкция для жюри
1-й конкурс – «Домашнее задание», выступление двух команд («сторонники» и «противники» политики Н.С.Хрущева). Максимальная оценка 10 баллов (5 баллов дается за содержание выступления: владение материалом, систематизацию фактов, убедительность аргументов, умение ответить на вопросы, доказать свою точку зрения; еще 5 – за представление домашнего задания: эмоциональность, использование наглядного материала, культура речи, участие всех членов команды).
2-й конкурс – «Кроссворд», состоящий из 12 слов. Задача каждой команды – максимально быстро и правильно ответить на вопросы. За каждый верный ответ – 1 балл.
3-й конкурс – «Работа с документами»:
1) в первом документе необходимо восстановить пропущенные имена или события, за каждый верный ответ – 1 балл;
2) во втором документе требуется определить, о каком историческом событии идет речь, когда и при каких обстоятельствах оно произошло, требуется аргументировать ответ – за правильное выполнение задания дается максимум 5 баллов.
4-й конкурс – «Ассоциативный ряд». В конкурсе принимают участие по два представителя от каждой команды. Они самостоятельно, не совещаясь, записывают свои ассоциации (только существительные) по предложенной теме в течение 2-3 минут. Жюри подсчитывает совпадения у представителей команд, за каждое совпадение дается 1 балл. Представителям одной команды предлагается записать свои ассоциации на тему «Социальная политика Н.С.Хрущева», другой – «Внешняя политика Н.С. Хрущева».
Подведение итогов: жюри объявляет итоговые результаты и команду-победителя. Затем ученики делятся впечатлениями о прошедшем уроке-конкурсе: что им понравилось, что показалось интересным (трудным, актуальным, значимым) и т.д. Рефлексия позволяет учителю учитывать и по возможности реализовывать пожелания ребят в дальнейшей работе, а также поддерживать доверительные отношения, доброжелательный микроклимат в ученическом коллективе.
Вопросы для конкурса «Кроссворд»
По горизонтали:
1. Парторганизацию данной советской республики Н.С.Хрущев возглавлял в 1939 – 1949 гг. (Украина.)
2. Этот процесс восстановления чести, репутации неправомерно обвиненных лиц в период правления Сталина начался в годы правления Хрущева и продолжается до сих пор. (Реабилитация.)
7. Глава дружественного СССР государства, где в 1959 г. произошла революция, был свергнут диктаторский режим Батисты и провозглашен курс на строительство социализма. (Кастро.)
8. Европейская столица, в которой по инициативе Н.Хрущева в 1955 г. был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и социалистическими странами. (Варшава.)
10. Назовите формацию, при которой, как утверждал Хрущев на XXI съезде КПСС в 1959 г., «будет жить нынешнее поколение советских людей». (Коммунизм.)
12. Министр обороны СССР в 1955-1957 гг., герой Великой Отечественной войны, несправедливо обвиненный Хрущевым в бонапартизме и попытке вывести армию из-под контроля партии». (Жуков.)
По вертикали:
3. Американский президент, в годы правления которого разразился Карибский кризис, мир находился на грани III мировой войны. (Кеннеди.)
4. Министр культуры СССР в 1960 – 1974 гг. (Фурцева.)
5. Наиболее влиятельный политик в КПСС после смерти Сталина, уроженец Мингрелии, против которого был создан заговор при непосредственном участии Хрущева. (Берия.)
6. Кто был назначен в 1957 г. министром обороны СССР? (Малиновский.)
9. Назовите штат США, после посещения которого в 1959 г. Хрущев затеял свои главные преобразования в сельском хозяйстве? (Айова.)
11. Какую сельскохозяйственную культуру повсеместно выращивали в СССР в конце 50-х – начале 60-х гг. без учета климата, специфических условий регионов, что в конечном итоге привело к кризису сельского хозяйства? (Кукуруза.)
Роман ДОБРЯКОВ, преподаватель истории и обществознания ангарского лицея №1, Иркутская область
Комментарии