search
main
0

Кризис как предчувствие. Удастся ли заманить прекрасное, доброе, вечное в каждый дом?

Указом Президента РФ Владимира Путина 2014 год объявлен в России Годом культуры. Накануне в Северной столице состоялся II Санкт-Петербургский международный культурный форум: более 2 тысяч человек обсуждали, как сделать, чтобы в ближайшее время большое искусство пришло в каждый российский дом.

Чтобы понять масштабы мероприятия, достаточно сказать, что прошло оно на 30 площадках лучших учреждений культуры Санкт-Петербурга. Форматы встреч были самые разные: от пленарных заседаний при участии представителей государственной власти, министров культуры регионов и глав департаментов культуры до круглых столов, семинаров, презентаций. Секции охватывали практически все творческие направления: театр, музеи, литературу, музыку, библиотеки, кино, цирк, традиционную культуру и народное творчество, современное искусство, художественное образование и культурную политику. Причем модераторами направлений выступили люди по-настоящему выдающиеся. Так, Михаил Пиотровский возглавил секцию «Музеи», Лев Додин – «Театр», директор Пушкинского Дома Всеволод Багно – секцию «Литература».Нет сомнения, что событие это случилось как нельзя кстати. Сами темы круглых столов и конференций, высказанные в их ходе мысли подтвердили: ой не зря следующий год должен быть культурным! Какую секцию ни возьми, везде звучало зловещее слово «кризис». И было этого «кризиса» в таком избытке, что волей-неволей думалось, а не поздно ли общество спохватилось, а не утеряло ли окончательно смысловые основы такого явления, как культура? Впрочем, само то, что столь важный и разноликий культурный сход озвучил множество проблемных вопросов, оставляет надежду, что о культуре как таковой вспомнит не только общество, но и государство.Требуется навигаторБыть или не быть музеям кино, рассуждали ведущие российские и зарубежные эксперты в области кинематографии, в том числе директор Государственного центрального музея кино Наум Клейман, народный артист России, режиссер Александр Сокуров, режиссер анимационного кино, народный артист РФ Юрий Норштейн, председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук и др.По словам редакционного директора журнала «Сеанс» кинокритика Константина Шавловского, в век цифровых технологий и доступности визуального контента миссия музеев кино как культурных центров велика. По сути, синематеки, музеи кино, киноархивы остаются последним оплотом для подлинников киношедевров. Правда, в России Музей кино существует только в Москве, в то время как за рубежом их значительно больше, и большинство из них проводят целый спектр культурно-образовательных программ.В то же время дискуссионную ноту в обсуждение внес Александр Сокуров. Как заметил мэтр, один из главных вопросов: как создать музей кино, если кино самый быстро стареющий вид искусства? Однако он согласился с тем, что синематека должна существовать непременно, потому что у нее прежде всего просветительская функция. Другой вопрос, какие фильмы достойны там храниться и демонстрироваться. Режиссер заметил, что киномузеи и синематеки должны отсылать людей к первоисточнику, то есть к литературе, без которой не состоялась бы ни одна картина.Мэтру возразил Наум Клейман, сказав, что кино не стареет, а, напротив, набирает обороты. Вопрос, быть или не быть синематеке или киномузею, стоять не должен, потому что это реальный доступ к подлинникам. Важно другое – зачем они нужны? И здесь все присутствующие сошлись во мнении, что публика сегодня, как никогда, нуждается в навигации. Синематека и киномузей – это школа, тот самый компас в мире кинематографа, благодаря которому попытки снимать интересное, глубокое кино не канут в безвестность.Генеральная уборка сознанияНа секции «Культурная политика» также задавались глубинными вопросами. Так, участников круглого стола «Уроки культурных столиц – российскому Году культуры» интересовало, какие направления в Год культуры станут приоритетными. Реставрация памятников? Сохранение традиций? Поддержка современных инновационных проектов? Строительство культурной инфраструктуры, укрепление материальной базы музеев, театров, библиотек, развитие творческих индустрий? Сможет ли культура стать не только затратной сферой, но и эффективным механизмом социального и экономического развития российских регионов?Поскольку было понятно, что эти вопросы скорее риторические, то участники круглого стола ответили на них сами, предложив в качестве положительного примера собственный опыт участия в проекте «Культурная столица». В частности, Ульяновск дважды удостаивался этого титула (в 2001 и 2011 гг.), и, как заметила министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина, за это время в городе многое изменилось, а главное – запущены те механизмы, которые работают после завершения программы. Важно не количество проведенных мероприятий и построенных объектов культуры, а формирование отношения к себе как к культурному человеку. Сегодня ульяновцы, обращаясь к исполнительной власти города, обязательно подчеркивают, что в культурной столице не должно быть, например, обшарпанных фасадов, разбитых дорог, плохого обслуживания в гостиницах и т. д. И власть вынуждена соглашаться и считаться с этим. Программа «Культурная столица» изменила сознание людей, и это, наверное, самая главная оценка ее эффективности.Гости из Латвии высказали идею, которая могла бы стать лейтмотивом предстоящего Года культуры. Культура должна прийти в каждый дом. Пусть это будет на уровне облагораживания собственного подъезда или даже лестничной площадки, но люди сами должны в этом участвовать и сами создавать культурную среду.Библиотеки затягивают поясаЕсли где-то о культурном кризисе рассуждали с теоретической прохладцей или с философской задумчивостью, то на IV Всероссийском форуме публичных библиотек, работавшем в рамках II СПбМКФ, специалисты тревоги не скрывали. Грядущего Года культуры библиотекари ожидают с опасением. Прежде всего потому, что в традиционных федеральных средствах на пополнение фондов им отказали. На фоне подобного решения громкие заявления министра культуры Владимира Мединского: «Главный тезис будущего года, объявленного Годом культуры, – максимальное внимание к регионам. Должны появляться общедоступные библиотеки, многофункциональные культурные центры, музеи, дома культуры», – кажутся не иначе как злой иронией. По словам библиотекарей, особенно муниципальных, сельских и межпоселковых библиотек, жить им будет трудно, поскольку при распределении средств местного бюджета власти расставят приоритеты, и совершенно очевидно, что библиотеки в этом списке окажутся последними. Кроме того, существует прямая угроза «оптимизации» библиотек, висящих на местном бюджете тяжким бременем.Конечно, мир меняется, и гаджетофилия постепенно овладевает массами. Библиотеки в данных обстоятельствах тоже должны искать новые инструменты и краски. И собственно, в крупных городах и мегаполисах так и происходит. К примеру, меняя свое лицо и становясь, по сути, мультикультурным центром, библиотека в кои-то веки наконец выглядит как престижное место работы. Так, по словам заместителя директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодежи Марины Захаренко, в их учреждении работают 27 процентов сотрудников в возрасте до 30 лет, треть из них – мужчины, а 6 человек набраны из числа молодых пользователей. К числу мотиваторов Марина Захаренко отнесла прекрасно оборудованное рабочее место, высокую зарплату, возможности для творческого развития и т. д. Но опять же нужно делать скидку, что перед нами столичный опыт, транслировать который на деревню в Ленинградской или Псковской области просто смешно. Например, средняя зарплата сотрудника библиотеки в Твери составляет 17 тысяч рублей. Стартовая зарплата рядового библиотекаря Тверской области – 6900 рублей, причем в глубинке он получает еще меньше, потому что работает на полставки.Перспективы остаткаТаким образом, каким будет Год культуры в России, пока не очень ясно. Что предпочтут чиновники – событийные моменты или системную работу, а главное, что останется в сухом остатке, когда отзвучат фанфары форумов и конференций?Что касается Петербурга, то на заключительном пленарном заседании форума губернатор Георгий Полтавченко сообщил, что в Год культуры Северная столица намерена защищать классические форматы, подчеркивать уважение к национальным и историческим традициям, к строгому облику и стилю Петербурга. Так, в 2014 году программа празднования Дня города будет составлена на основе произведений русских композиторов, судьбы которых неразрывно связаны с Петербургом: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина. Ярким событием Года культуры станет Морской фестиваль Санкт-Петербурга – один из новых городских праздников, в течение которого будут проводиться парусные регаты, экскурсии на кораблестроительные верфи, выступления флотских оркестров.Кроме того, Полтавченко подчеркнул, что большую роль в сохранении петербургской культуры играет образование, поэтому принято решение ввести для старшеклассников нескольких петербургских школ так называемый театральный урок с посещением Мариинского и других ведущих театров города. Планируется также открыть специализированную гимназию петербургской культуры.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте