search
main
0

Кривляющиеся обезьянки. Экзамен для учителя

Педагогическая ситуация – всегда трудный экзамен для учителя. Казусные истории рассказывают студентам педагоги. Молодые специалисты переживают их последствия на собственной «шкуре»… Педагогические ситуации без финала предлагают в качестве испытания на конкурсе «Учитель года». Невыдуманные случаи из школьной жизни описаны в книгах мэтров педагогики, как правило, их зачитывают «до дыр». В новой рубрике вы сможете поразмышлять о педагогических ситуациях, с которыми сталкиваетесь вы и ваши коллеги. Рассказывайте нам о них, предлагайте решения. Первую историю мы взяли с форума Всероссийского интернет-педсовета (http://pedsovet.org), куда за помощью и советом обратился молодой преподаватель московского колледжа.

Дело в них, это педагог избрал неверную модель поведения? Наконец, что делать? Применить более жесткие (физические) методы воздействия? Вопросов всегда больше, чем ответов… Задайте их себе, уважаемые коллеги. Может, и вас подстерегает за углом детская злоба.

Педагогическая ситуация

Что они придумают завтра?

Особенность работы учителя в том, что он одновременно дружит со своими воспитанниками и контролирует их. Находится и по ту, и по эту сторону баррикад. И пока у педагога получается соблюдать баланс, все идет гладко и без эксцессов. А если ученики перешли грань дозволенного? Если учитель упустил момент, и дружеские отношения превратились в хамство и цинизм? Ведь такое может произойти, особенно когда преподаватель – молодой мужчина. Детям он кажется кем-то вроде старшего брата. И вести себя с ним нагло, получая в ответ только бесполезные замечания, – это отличная возможность самоутвердиться в классе!

Вот картинка из жизни. Московский колледж. Несколько учеников из разных групп попросту… обнаглели, не знаю, как по-другому назвать их поведение. Преподаватель недоумевает: что такое случилось и как с этим бороться? Решил в принципе не замечать их выкриков, ворчаний, вызывающих вопросов и т.д. Помогло. Большинство «кривляющихся обезьянок» увидели, что никто не обращает на их выступления никакого внимания, вспомнили, что они не в зоопарке, а в колледже.

Но самые упорные не сдались! Однажды после уроков группа учеников начала преследовать преподавателя. Ребята выкрикивали угрозы, матерились. Учитель решил держаться прежней тактики нейтралитета. Ведь ученики не обращались к нему лично.

Ладно. Этого им показалось мало, они решили «достать» упорного педагога и бросили в него снежок. Учитель остановился и обернулся к ним. «Обезьянки» были совсем близко и, идиотски хохоча, начали орать: «это не я», «окружай его», «здравствуйте» и т.д.

Вот молодой человек, единственным желанием которого в тот момент было повтыкать их головами в сугроб. Вот подростки, с опаской ожидающие его реакции. Педагогическая этика позволила только погрозить им пальцем и сказать пару строгих фраз, на которые им было плевать.

Собственно, все. На следующий день учитель вырвал у них прощение, но нет уверенности, что оно было искренним и окончательным завершением войны.

Что они придумают завтра? Дело в них, это педагог избрал неверную модель поведения? Наконец, что делать? Применить более жесткие (физические) методы воздействия? Вопросов всегда больше, чем ответов… Задайте их себе, уважаемые коллеги. Может, и вас подстерегает за углом детская злоба.

Дмитрий ЗАПСОН, учитель английского языка, Москва

Все можно исправить!

Сергей САФРОНОВ, исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства:

– Я не учитель, но мне кажется, что сначала надо:

– понять, чего хочет твой противник и для чего он развязал войну;

– определить, какое у него «оружие», насколько умело он им владеет;

– вычислить, кто может быть союзником;

– составить список своего «вооружения»;

– понять, есть ли силы воевать и откуда будут приходить дополнительные ресурсы.

Это надо сделать до начала «войны». Потому что отсюда следует, сможете ли вы победить.

Если говорить о причинах вашей ситуации, есть несколько вариантов. Вы им не нравитесь, потому что:

– девочки на вас обращают больше внимания (вы молодой и красивый);

– у вас есть неприятные привычки и особенности;

– у них нет старшего друга, с которым им хочется пообщаться;

– вы выглядите слабым и неуверенным в себе.

Причины очень часто сокрыты в нас самих. Если мы не можем изменить мир, изменим себя!

Владислав РЕДЮХИН, ведущий эксперт-консультант по оргуправлению, аналитический центр «Концепт»:

– Уходите из школы. И быстрее…

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО:

– Абсолютно не согласен!

Случай тяжелый и типичный. Автор искренне ждет мудрого совета. Я долго думал, как бы сам поступил в такой ситуации, и не пришел к единому мнению. Все решают доли секунды. Лично меня огорчает каждый человек, ругающийся матом, а если к мату добавляется цинизм – это неисправимо. Стая – это серьезно.

Нужно менять всю систему дошкольного воспитания. Которой нет.

Иван ЧЕРЕПАНОВ, зав. лабораторией, педагог Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:

– Неужели, коллеги, вам никогда не приходилось встречать на улице стаи (не могу подобрать термин лучше, хотя этот мне не нравится) ребят предпризывного возраста, которые хочется побыстрее миновать? Не сомневаюсь, что они учатся не в вашей школе, и уже наверняка не в вашем классе. Но ведь где-то они учатся… У кого-то.

Вы уверены, что, столкнувшись с такой ситуацией, выйдете из нее с честью?

Что бы делал я? Очень трудно со стороны сказать. Думаю, что лет десять назад попытался бы какую-то часть народа вытащить в поход. Это тоже, кстати, непростое соревнование.

Сыграйте с ними в футбол…

Дело в том, что эти ребята лишены предрассудка «презумпции авторитета учителя и вообще взрослых». У многих из них, как иногда выясняется, есть на это основания.

Ольга МАЧЕХИНА, учитель обществознания и английского языка школы №207 г. Москвы:

– Коллеги! Нет! Все, все можно исправить! Это будет очень тяжелый труд, изматывающий и доводящий иногда до внутренней истерики. Но если ваш внутренний голос, Дима, говорит вам, что «надо», тогда соберитесь с силами и работайте:

1. Да, в вашем случае дети объединились в стаю. Это нормально, в среднем и старшем подростковом возрасте один из ценностных приоритетов – «Делай, как все, а то подумают, что ты…»

2. В любой стае есть вожак. И совершенно необязательно, что это самый циничный, самый агрессивный и хамоватый ребенок. Вожака стаи, а если использовать педагогическую терминологию, формального или неформального лидера, надо попытаться выявить, то есть узнать, кто это. Это не самое трудное. Можно поговорить с другими учителями, можно между делом задать вопрос младшим ученикам (они, как правило, с удовольствием сплетничают о старших): «И кто только придумывает это все? Ведь не лень же!» Скорее всего, проболтаются.

3. Самое трудное – вызвать на разговор лидера. Но это тоже можно сделать. Необходима предварительная подготовка – узнайте, чем интересуется «объект»: музыкой, спортом, модной одеждой. Причем все надо делать очень быстро, потому что слухи о вашем интересе моментально распространятся по колледжу. Или очень медленно, чтобы подождали, что вы там такое придумали. Пусть побудут в состоянии интриги.

4. Главное условие общения – он (она) должен быть один. Лучше всего попросить остаться по поводу учебы. Если останется (с первого раза может не получиться, учтите это и не отчаивайтесь), скажите, что именно ему (ей) вы хотели бы дать дополнительное задание, потому что вы понаблюдали за ним (ней) и вам показалось, что только он (она) справится с этим заданием. А вы, во-первых, поможете, а во-вторых, освободите от зачета, контрольной, экзамена…

Самое главное, не настаивайте на сиюминутном утвердительном ответе, пусть подумает и подойдет завтра. А завтра будете ждать затаив дыхание. Учтите, это может не сработать.

И еще: ни в коем случае не отчаивайтесь! Ваша ситуация очень непростая, но, поверьте, бывает гораздо хуже. Просто сейчас надо доказать себе, что вы сможете с ней справиться.

Прим. редакции. А что думаете вы, уважаемые читатели, о «кривляющихся обезьянках»? Пишите нам!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте