Одной из технологий, позволяющих эффективно развивать географическое мышление, является технология “критического мышления”, главная цель которой научить ученика самостоятельно, под руководством учителя добывать знания, переосмысливать их и вырабатывать свое мнение по любому вопросу.
Она включает в себя три стадии: вызова – осмысления – размышления (рефлексии)
Цель 1-й стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Ученики воображают, создают свое видение данного предмета или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. (Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данной технологии в том, что на первой стадии обе они имеют место быть – мнение каждого ценится, принимается во внимание).
Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, однако за столь короткое время можно применить различные приемы.
Свободное письмо
Например, при изучении темы “Климат” три минуты, не останавливаясь, пишем все, что приходит в голову. Потом совещаемся 1-2 минуты с партнером или группой, сразу фиксируем, выделяем мысли сомнительного характера.
Перепутанные логические цепи
На доске или карточках записано 5-6 событий (дат, компонентов природы и др.). Группам предлагается восстановить порядок, объяснить его.
Тема “История формирования территории России”: Киевская Русь – Московское государство – Русское государство – Российское государство – Колониальная империя – СССР.
Таким образом, ученики сами составляют план урока, последовательность изучения.
Ключевые термины
От 5 до 10 (в зависимости от возраста и степени сложности материала) терминов записаны на доске, в группах или парах предлагается их обсудить и дать определение, предположить, как они будут употребляться в контексте темы.
Белые пятна на карте
Например, в темах “Крупные природные районы” (8-й класс) и “Экономическое районирование России” (9-й класс) предлагается дать имена “белым пятнам”.
Распаковка темы – “Паучок”
Предлагается составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить ее.
Таблица
С этой таблицей ученики работают не только на разных стадиях одного урока, но и на протяжении ряда других уроков. Это очень важно и дает возможность дифференцированного подхода: сильному ученику в соответствии с его уровнем притязаний предлагается сообщение или реферат, работа в библиотеке, интервью у специалиста, слабому – материал учебника.
Прием стадии вызова эффективно работает на любом уроке, включая лекцию. Например, на лекции по теме “Проблемы межнациональных отношений в России” (такая лекция называется продвинутой) ученикам в парах дается задание: первому – найти положительные моменты обозначенной проблемы; второму ученику – отрицательные моменты взаимодействия и взаимопроникновения народов. Обдумав вопрос, они обговаривают его друг с другом, советуются, вырабатывают единое мнение и после этого оформляют его в виде записи на доске. По ходу лекции учителя эти ученики работают с записями на доске, вычеркивая ненужное, корректируя ошибочное.
2-я стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Маркировка текста. Карандашом на полях учебника или другого источника наносится:
V – уже знакомая информация;
+ – получил новую;
– – ошибался, думал по-другому;
? – хотел бы узнать больше.
После этого можно предложить ученикам заполнить маркировочную таблицу (не переписывая информацию, а оформляя ее тезисно, в обобщенном виде).
Воспринимая рассказ учителя (лекцию, сообщение), ученики заполняют вторую колонку – “Узнал”.
В рамках описываемой нами технологии работа с картой предстает как заполнение на ней “белых пятен”.
Взаимоопрос. Ученики в парах читают, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы или учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формулироваться по сути идей и подтекста.
Взаимообучение. В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:
1. Суммируют содержание абзаца.
2. Придумывают вопрос и просят других ответить.
3. Разъясняют, что непонятно.
4. Дают задания по чтению следующего абзаца.
В процессе взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников.
Двойной дневник. На данном этапе ученики должны увязать содержание текста со своим опытом. Учитель дает ученику цитату для прочтения и осмысления, после чего ставятся вопросы: какое впечатление произвела эта информация, какие ассоциации из собственной жизни пробудила она (положительные или отрицательные)?
Данный прием нуждается в дифференциации – каждому ученику свое количество цитат.
3-я стадия – размышление (рефлексия, возврат).
На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаются к поставленным целям. Делают вывод, что нового и важного почерпнули, задают вопросы.
Здесь же происходит возврат к “паучкам” (кластерам): ученики восстанавливают логику изучения темы, отказываются от ошибочных суждений, соотносят понятия и идеи темы. Также на этом этапе ученики возвращаются к перепутанным логическим цепочкам и выстраивают их должным образом в соответствии с полученными знаниями. После этого ученики работают по карточкам с цитатами (этот вид работы предпочтителен в сильном классе). Цитаты подобраны по принципу тезис – антитезис. Каждый высказывает свою точку зрения и защищает ее.
В более слабом классе следующий технологический шаг может выглядеть таким образом: “Кубики” или “Домино” (на каждой грани кубика прописано задание разного уровня: опиши; сравни; проассоциируй; проанализируй; примени; приведи доводы “за” и “против”).
Данная стадия как завершающая урок заканчивается пятиминутным эссе на тему “Что нового я узнал” или синквейном (пятистрочиями), который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме:
существительное, обозначающее тему;
два прилагательных, емко и исчерпывающе ее характеризующих;
описание действия тремя глаголами;
афоризм, крылатое выражение, обозначающее личное (эмоциональное) отношение ученика к теме;
синоним темы.
Таким образом, три стадии технологии критического мышления представляют собой законченный процесс, позволяющий получить впечатляющие результаты.
Как показала наша практика, данная технология универсальна, ее можно применять в любом классе при изучении любой темы. Эффективнее внедрять ее поэтапно, постепенно. Например, в пятом-седьмом классах целесообразно использовать не все описанные нами приемы, а только какую-то часть, обоснованную и выбранную учителем (в зависимости от уровня обучаемости и др. факторов).
Систематическая работа с опорой на данную технологию позволяет уже через два года (как показывают наши наблюдения и замеры) вооружить учеников навыками географического мышления.
Как показала практика, уровень культуры географического мышления у детей, с которыми учитель работал, опираясь на технологию критического мышления, гораздо выше, чем у тех, кто обучался по традиционным методикам.
Надежда РОМАНОВА
Псков
Комментарии