search
main
0

Критическое мышление развивает оба полушария Технологическое обеспечение изучения курса географии

Одной из технологий, позволяющих эффективно развивать географическое мышление, является технология “критического мышления”, главная цель которой научить ученика самостоятельно, под руководством учителя добывать знания, переосмысливать их и вырабатывать свое мнение по любому вопросу.

Она включает в себя три стадии: вызова – осмысления – размышления (рефлексии)
Цель 1-й стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Ученики воображают, создают свое видение данного предмета или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. (Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данной технологии в том, что на первой стадии обе они имеют место быть – мнение каждого ценится, принимается во внимание).
Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, однако за столь короткое время можно применить различные приемы.
Свободное письмо
Например, при изучении темы “Климат” три минуты, не останавливаясь, пишем все, что приходит в голову. Потом совещаемся 1-2 минуты с партнером или группой, сразу фиксируем, выделяем мысли сомнительного характера.
Перепутанные логические цепи
На доске или карточках записано 5-6 событий (дат, компонентов природы и др.). Группам предлагается восстановить порядок, объяснить его.
Тема “История формирования территории России”: Киевская Русь – Московское государство – Русское государство – Российское государство – Колониальная империя – СССР.
Таким образом, ученики сами составляют план урока, последовательность изучения.
Ключевые термины
От 5 до 10 (в зависимости от возраста и степени сложности материала) терминов записаны на доске, в группах или парах предлагается их обсудить и дать определение, предположить, как они будут употребляться в контексте темы.
Белые пятна на карте
Например, в темах “Крупные природные районы” (8-й класс) и “Экономическое районирование России” (9-й класс) предлагается дать имена “белым пятнам”.
Распаковка темы – “Паучок”
Предлагается составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить ее.
Таблица

С этой таблицей ученики работают не только на разных стадиях одного урока, но и на протяжении ряда других уроков. Это очень важно и дает возможность дифференцированного подхода: сильному ученику в соответствии с его уровнем притязаний предлагается сообщение или реферат, работа в библиотеке, интервью у специалиста, слабому – материал учебника.
Прием стадии вызова эффективно работает на любом уроке, включая лекцию. Например, на лекции по теме “Проблемы межнациональных отношений в России” (такая лекция называется продвинутой) ученикам в парах дается задание: первому – найти положительные моменты обозначенной проблемы; второму ученику – отрицательные моменты взаимодействия и взаимопроникновения народов. Обдумав вопрос, они обговаривают его друг с другом, советуются, вырабатывают единое мнение и после этого оформляют его в виде записи на доске. По ходу лекции учителя эти ученики работают с записями на доске, вычеркивая ненужное, корректируя ошибочное.
2-я стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Маркировка текста. Карандашом на полях учебника или другого источника наносится:
V – уже знакомая информация;
+ – получил новую;
– – ошибался, думал по-другому;
? – хотел бы узнать больше.
После этого можно предложить ученикам заполнить маркировочную таблицу (не переписывая информацию, а оформляя ее тезисно, в обобщенном виде).
Воспринимая рассказ учителя (лекцию, сообщение), ученики заполняют вторую колонку – “Узнал”.
В рамках описываемой нами технологии работа с картой предстает как заполнение на ней “белых пятен”.
Взаимоопрос. Ученики в парах читают, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы или учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формулироваться по сути идей и подтекста.
Взаимообучение. В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:
1. Суммируют содержание абзаца.
2. Придумывают вопрос и просят других ответить.
3. Разъясняют, что непонятно.
4. Дают задания по чтению следующего абзаца.
В процессе взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников.
Двойной дневник. На данном этапе ученики должны увязать содержание текста со своим опытом. Учитель дает ученику цитату для прочтения и осмысления, после чего ставятся вопросы: какое впечатление произвела эта информация, какие ассоциации из собственной жизни пробудила она (положительные или отрицательные)?
Данный прием нуждается в дифференциации – каждому ученику свое количество цитат.
3-я стадия – размышление (рефлексия, возврат).
На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаются к поставленным целям. Делают вывод, что нового и важного почерпнули, задают вопросы.
Здесь же происходит возврат к “паучкам” (кластерам): ученики восстанавливают логику изучения темы, отказываются от ошибочных суждений, соотносят понятия и идеи темы. Также на этом этапе ученики возвращаются к перепутанным логическим цепочкам и выстраивают их должным образом в соответствии с полученными знаниями. После этого ученики работают по карточкам с цитатами (этот вид работы предпочтителен в сильном классе). Цитаты подобраны по принципу тезис – антитезис. Каждый высказывает свою точку зрения и защищает ее.
В более слабом классе следующий технологический шаг может выглядеть таким образом: “Кубики” или “Домино” (на каждой грани кубика прописано задание разного уровня: опиши; сравни; проассоциируй; проанализируй; примени; приведи доводы “за” и “против”).
Данная стадия как завершающая урок заканчивается пятиминутным эссе на тему “Что нового я узнал” или синквейном (пятистрочиями), который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме:
существительное, обозначающее тему;
два прилагательных, емко и исчерпывающе ее характеризующих;
описание действия тремя глаголами;
афоризм, крылатое выражение, обозначающее личное (эмоциональное) отношение ученика к теме;
синоним темы.
Таким образом, три стадии технологии критического мышления представляют собой законченный процесс, позволяющий получить впечатляющие результаты.
Как показала наша практика, данная технология универсальна, ее можно применять в любом классе при изучении любой темы. Эффективнее внедрять ее поэтапно, постепенно. Например, в пятом-седьмом классах целесообразно использовать не все описанные нами приемы, а только какую-то часть, обоснованную и выбранную учителем (в зависимости от уровня обучаемости и др. факторов).
Систематическая работа с опорой на данную технологию позволяет уже через два года (как показывают наши наблюдения и замеры) вооружить учеников навыками географического мышления.
Как показала практика, уровень культуры географического мышления у детей, с которыми учитель работал, опираясь на технологию критического мышления, гораздо выше, чем у тех, кто обучался по традиционным методикам.
Надежда РОМАНОВА
Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте