Критериальная оценка творческих работ учащихся появилась в школе не так давно, но уже прошло достаточно времени, чтобы можно было сделать выводы о достоинствах этого вида оценки.
В соответствии с критериями оцениваются письменные работы учащихся в формате ГИА-9 (сжатое изложение и сочинение на основе предложенного текста), ГИА-11 (сочинение на основе анализа предложенного текста), итогового сочинения в 11-м классе. Естественно, что подготовка учащихся к данным видам экзаменационных работ начинается не в выпускных классах, об элементах критериальной оценки можно говорить уже с учениками младшего подросткового возраста.
Не секрет, что многие родители отрицательно относятся к критериальной оценке и желают вернуться к привычной пятибалльной системе, считая ее более справедливой. Но так ли это? Какие преимущества дает критериальная оценка учащимся? Их достаточно много.
На наш взгляд, одним из главных достоинств критериальной оценки является уменьшение вплоть до нивелирования личностного фактора при оценке работы ученика. Бывало, что школьники, обучавшиеся по традиционной пятибалльной системе, получали оценки выше, чем заслуживали, только потому что отличались хорошим прилежанием, нередки были и обратные ситуации, когда хорошо подготовившийся к ответу троечник все равно не получал оценку выше тройки в соответствии со сложившимися стереотипами. А все это в свою очередь не способствовало формированию адекватной самооценки подростка, что порой отрицательно сказывалось на всей его дальнейшей жизни.
Критериальная оценка дает учителю возможность более объективно подойти к оценке работы ученика, а на государственной итоговой аттестации, где работа ученика проверяется двумя независимыми экспертами, возможность личностного подхода к проверке работы полностью исключается.
Преимущества оценки по критериям отмечают и сами учащиеся: у них появляется уверенность в своих силах, возрастает мотивация к обучению, так как они четко осознают, что от них требует учитель, какая ошибка повлекла за собой снижение баллов по определенному критерию и как получить максимальное количество баллов за работу.
Данная система оценки позволяет ученику адекватно оценивать себя, сравнивая свою работу с работами одноклассников, видеть свой личный рост, свои достижения в процессе отработки той или иной темы.
Также противники критериальной оценки говорят о том, что учителя просто натаскивают учеников на ОГЭ/ЕГЭ, что ученики перестают думать и выполняют задания по шаблону, не имея ни возможности, ни желания выразить свою индивидуальность. Эта точка зрения в современном обществе достаточно распространена, но с ней невозможно согласиться.
Умение выполнить работу в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями помогает ученику лучше осознать материал, вырабатывает умение ставить цели и выбирать способы их осуществления, учит планировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.
Так, для того чтобы получить высокую оценку на экзамене по русскому языку в формате ОГЭ, ученик должен уметь воспринимать на слух информацию, правильно и без искажения авторского замысла передавать ее в своей работе, отличать главное от второстепенного и правильно применять приемы сжатия текста, логически правильно оформлять работу.
И все эти умения вырабатываются при обучении написанию сжатого изложения! Не менее ценные умения помогает выработать обучение написанию сочинений как в формате ОГЭ, так и в формате ЕГЭ, и прежде всего это навыки комплексного анализа предложенного текста и с точки зрения анализа содержания, и с точки зрения анализа использования средств художественной выразительности, позволяющих автору привлечь внимание читателя к поставленным проблемам, раскрыть авторский замысел.
Таким образом, критериальная оценка помогает формировать метапредметные умения, которые пригодятся ученику не только на уроках русского языка и даже не только во время учебы в школе, но и в течение всей жизни.
В экзаменационных работах есть место и для творческого самовыражения учащихся: можно, например, не соглашаться с авторской точкой зрения, убедительно доказав свое мнение приведенными аргументами, можно выбрать наиболее актуальный для ученика аспект проблемы, можно показать читательский кругозор, приводя аргументы не из школьной программы по литературе.
Ученик имеет возможность выразить свое мнение, противоречащее мнению проверяющего, и это не повлечет за собой снижения оценки по критериям, тогда как в системе традиционной пятибалльной оценки мнение учителя нередко становится решающим для выставления низкой оценки за творческую работу ученика.
Кроме того, опыт показывает, что за полностью шаблонные работы, написанные бедным в речевом отношении языком, высокие баллы не получить.
Введение системы критериальной оценки и регулярное применение ее на практике положительно влияют и на работу учителя, который получает возможность выстраивать систему подготовки учащихся к сдаче экзаменов, своевременно выявлять плохо усвоенные учащимися темы и целенаправленно организовывать повторение учебного материала.
В связи с тем что экзаменационные и диагностические работы учащихся проверяются экспертами, прошедшими специальную курсовую подготовку, можно говорить о том, что для учителя внешняя оценка тоже очень важна, так как дает основание для системного анализа полученных результатов и внесения коррективов в профессиональную деятельность, мотивирует на повышение своей профессиональной компетенции.
Учитель, востребованный как профессионал, умеющий подготовить учащихся к экзаменам, не только сам получает моральное удовлетворение от работы, но и вносит существенный вклад в повышение рейтинга образовательного учреждения, который, как известно, также рассчитывается в соответствии с критериальными требованиями.
Ирина ЧЕРНИКОВА, Елена ФЕДОРОВА, учителя русского языка и литературы Курчатовской школы
Комментарии