Модернизация педагогического образования предполагает реформирование педагогического, в том числе профессионально-педагогического, образования. Планы намечены и выстроены, но от идеи до реального воплощения иногда приходится проходить долгий и сложный путь. Для того чтобы поднять экономику страны, увеличить в два раза ВВП, нужно привести на производство современных рабочих, многое умеющих и многое знающих.
Но кто научит того мастера, который придет на производство? И откуда взять мастера производственного обучения, который выучит высококвалифицированного рабочего, даст вчерашнему школьнику требуемый разряд, привьет умение работать на современном сложном оборудовании, наконец, уважение к труду? Эту проблему сегодня пытаются решить как отдельные профессиональные училища, техникумы и вузы, так и вся система профессионального образования в целом.
Надо честно признать, что проблемы подготовки педагогов и мастеров в профобразовании обсуждаются крайне редко, хотя с каждым годом становятся все острее. Концепция модернизации российского образования предусматривает приоритетное развитие начального профобразования, но приоритетность предполагает создание условий для развития. Если говорить о педагогических кадрах, то это означает: те люди, которые работают в учреждениях НПО, должны развиваться с удвоенным ускорением. Высококачественный педагог необходим профессиональной школе независимо от выбранных путей модернизации по очень простой причине: плохой педагог загубит любые новации, какими бы хорошими они ни были.
Как у нас обстоят дела с педагогическими кадрами в НПО? Почти в 4000 образовательных учреждений общее количество руководящих и педагогических работников составляет порядка 200 тысяч мест, но заняты из них всего примерно 160 тысяч. То есть каждое пятое место вакантно, а это чуть больше 40 тысяч человек, из них около 30 тысяч приходится на главное звено – на мастеров производственного обучения. Если учесть, что 27 тысяч мест были заняты совместителями, а 18 тысяч составляет ежегодная «текучка», то приблизительная потребность в кадрах составит около 90 тысяч человек. Иными словами, почти половина педагогического состава учреждений НПО.
Почему мы не слышим криков: «SOS»? Да потому, что помочь никто не может, ведь зарплата в НПО настолько мала, что отторгает новых работников. В их отсутствии учебная нагрузка распределяется среди уже работающих мастеров и педагогов. При этом ни на учебно-воспитательную, ни на методическую работу ни у тех, ни у других времени не хватает, в результате качество подготовки рабочих серьезно снижается.
В советские времена было запрещено принимать на педагогические должности в учреждения НПО специалистов, не имеющих профессионально-педагогического образования. Следовательно, мастера и преподаватели спецдисциплин должны иметь как базовое только профессионально-педагогическое образование. Но на самом деле нынче лишь пятая часть руководителей и чуть больше преподавателей учреждений НПО соответствуют этому критерию. Что касается мастеров, то из них только 23% – специалисты, 6,3% имеют высшее образование, 17,1% – среднее профессиональное образование. Не может не беспокоить то, что лишь 14% мастеров имеют общее среднее образование, 16% обладают рабочей квалификацией, равной или ниже той, с которой учащиеся должны выходить из профучилищ. Таким образом, учреждения НПО на три четверти укомплектованы, как правило, отраслевыми специалистами – инженерами, техниками, технологами, рабочими, не имеющими специальной психолого-педагогической подготовки, которая требуется для обучения молодежи профессии и проведения воспитательной работы. Добавлю, что более 70 тысяч работников системы НПО нуждаются в повышении профессионально-педагогической квалификации. Таким образом система НПО с самым запущенным в педагогическом отношении контингентом учащихся, отвергнутых школами, укомплектована, причем неудовлетворительно, самым низкоквалифицированным педагогическим персоналом по сравнению и со средней школой, и с высшей, и с СПО. До тех пор, пока будет сохраняться такое положение, качество образования не повысится.
Геннадий РОМАНЦЕВ, председатель Учебно-методического объединения по профессиональному образованию Москвы
Комментарии