Цель: формирование социально-адекватного поведения. Задачи: 1. Продолжать учить детей соблюдать правила поведения в общественных местах. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, эмоционально-волевую сферу, связную речь, произвольное внимание. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Материалы: карточки с изображением различных эмоций (на каждого ребенка), ватман, маркеры, фломастеры, шкатулка, календарики, наклейки.
Ход занятия
В класс входит Карлсон.
Карлсон: Сколько девчонок и мальчишек! А у детей всегда есть в запасе сладкое! Есть?
Дети: Нет.
Карлсон: Ну тогда предлагаю пошалить!
Воспитатель: Подождите, подождите, я ничего не понимаю. Карлсон! Ты же забыл поздороваться.
Карлсон: Спокойствие только спокойствие! Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики. И вам, воспитателю, огромное здравствуйте!
Воспитатель: Карлсон, прежде всего необходимо быть вежливым!
Карлсон: Согласен, согласен! Только знаете, что я видел по дороге к вам в школу, когда пролетал над проезжей частью улицы?
Дети: Что ты видел, Карлсон?
Карлсон: Я видел разбитую машину. Так грустно было на нее смотреть. А кто-нибудь из вас когда-нибудь видел аварию?
(Ответы и рассказы детей.)
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет, если с правой стороны водитель поедет по левой стороне, навстречу движению машин?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Карлсон, ребята, а как вы думаете, зачем люди придумали правила дорожного движения?
Карлсон: Чтобы тем, кто их забывает на уроках, за это двойки ставили!
Воспитатель: Ну, конечно же, нет! Ребята, вы, наверное, догадались, зачем люди придумали правила дорожного движения?
Воспитатель: Какие чувства вы испытывали, когда мы говорили об авариях? Покажите.
(Дети выбирают из предложенных карточек изображения тех эмоций, которые подходят к данной ситуации.)
Воспитатель: Кто-нибудь может представить, что испытывают люди, попавшие в аварию?
Воспитатель: Да, люди чувствуют страх, ужас, плачут и, может быть, чувствуют боль. И вы, наверное, уже догадались, для чего необходимы правила дорожного движения?
Воспитатель: Правила уличного движения нужны для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности! Ребята, а дома у нас есть правила безопасности? Что дома разрешается делать, что запрещается делать? Давайте спросим у Карлсона.
Карлсон: Я стесняюсь, пусть Малыш расскажет.
(Входит Малыш.)
Малыш: Здравствуйте! Послушайте, что я вам сейчас расскажу. Когда я просыпаюсь утром, всегда говорю: «Доброе утро!» Всем, всем, даже собачке своей. Собака радостно виляет хвостиком в ответ. Потом все начинают заниматься своими делами. Уходя из дома, я говорю: «Я ухожу, до свидания, счастливо оставаться!» У меня дома есть закон, если я задерживаюсь где-то, то обязательно звоню и предупреждаю, чтобы мама не волновалась. Запрещается плохое настроение срывать на других. А какие у вас дома правила?
Игра-физминутка «Если нравится тебе, то делай так»
Воспитатель: Ребята, а какие наказания или штрафы следуют, если вы нарушаете правила? Напишите на этих ярких листочках свои плохие поступки и спрячьте в коробочку. Эта коробочка волшебная. Если туда попадет листок с вашими плохими поступками, то он может превратиться во что-то другое, но только в том случае, если вы поймете, что были не правы. Вы согласны?
(Карлсон смешно летает по классу, спотыкается, падает, просит детей, чтобы они помогли завести ему мотор, в это время воспитатель заменяет коробочку. Вторая выглядит так же, но в ней лежат различные календарики и наклейки.)
Воспитатель: Спасибо, что помогли Карлсону. А какое настроение у вас было, когда мы говорили о наказаниях, о плохих поступках?
Малыш: Ребята, а за что вас хвалят родители? Чем они довольны? Чем гордятся?
Воспитатель: А сейчас у вас настроение изменилось? Оно стало лучше или еще грустнее, чем раньше?
(Показ карточек.)
Воспитатель: А почему почти у всех настроение стало лучше? Правильно, потому что мы говорили о том, что у нас получается, за что нас хвалят. Мы говорили о хорошем, о том, как соблюдаем правила, и настроение у нас стало лучше, радостнее. А кто заметил, какие правила есть на наших занятиях?
Воспитатель: Что нельзя делать на занятиях? Какие правила вы придумали сами?
(Воспитатель вместе с детьми записывает правила цветными маркерами на ватмане. Карлсон и Малыш помогают.)
Можно:
1. Говорить все, что придет в голову.
2. Задавать любые вопросы.
3. Все доброжелательно и уважительно относятся друг к другу.
Нельзя:
1. Обижать друг друга и драться.
2. Громко кричать.
3. Топать, бегать, прыгать.
Исключения:
1. Если хочется кричать – кричи, но с закрытым ртом.
2. Если хочется топать – топай, но на носочках.
3. Если хочется бегать – бегай, но на цыпочках.
(Если дети предлагают правила, их тоже необходимо обсуждать.)
Затем обговариваются штрафы за нарушение правил:
Посидеть 1-2 минуты (можно использовать песочные часы) на «штрафной» скамейке.
Брать «штрафной» фант и отыграть его в конце занятия.
Затем обсуждается настроение детей во время игры.
Рисование правил
Во время рисования перерыв – физминутка «Запрещенное движение».
Организуется выставка картин, их прикрепляют рядом с правилами. Дети объясняют, что и почему они изобразили.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с Малышом и Карлсоном.
Дети делятся на две команды. Называют вежливые слова, а Малыш и Карлсон записывают. Побеждает та команда, которая написала больше вежливых слов.
(Подведение итогов.)
Воспитатель: Посмотрите, а что появилось в волшебной шкатулке? Это разноцветные наклейки и календарики. Значит, вы действительно поняли, что очень неприятно совершать плохие поступки. А вы заметили, что Карлсон стал немного вежливее и добрее? А сейчас скажем нашим друзьям: «До свидания!»
(Малыш и Карлсон уходят.)
Воспитатель: Я чувствую гордость за работу, которую мы с вами сделали. Мы договорились о правилах совместной жизни. А вы как думаете?
Воспитатель: Спасибо вам!
Юлия МЕРКУЛОВА, воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната №37 VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии, Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Комментарии