Цель внеклассного занятия «Крестики-нолики» – обобщить знания детей о характерных признаках лета в живой и неживой природе. Обучающая задача – учить детей выделять сезонные изменения, развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания. Развивающая – развитие познавательных процессов, творческих способностей, воображения, памяти. Коррекционная – коррекция мышления, памяти, внимания, развитие речи, мелкой моторики, наблюдательности, любознательности. Воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающей природе, дружеских отношений в классном коллективе.
Мухомор увдев, я Ммо прохожу, друзья. Выпал птенчк з гнезда, Кто бруснку собрает? Кустк с корнем вырывает? По тропнке кто шагает, Веточк мы не ломаем, Мы ежонка увдал И домой его забрал. Муравейнк мы найдём, Понаблюдаем уйдём. Магнтофон мы взял в лесок И заглушл птчек голосок. Спокойней птчкам будет в нём. На празднк маме прнесу. Съедобные грбы мы топчем сбваем, А несъедобные в корзнку собраем! . Подведене тогов. Татьяна Касатна, учтель начальных классов средней школы №10 V вда города Ступно Московской област, участнца конкурса методческх разработок «Сто друзей»Фото Оксаны Родоновой
Оборудование:
– Квадрат для игры «Крестики-нолики». – Иллюстрации к заданиям: – «Лягушка»; – «Найди лишнее»; – «Что не хватает?»; – «Найди фрагмент»; – «Помоги кролику»; – «Посчитай цветы»; – «Назови спортсмена»; – «Пчела»; – «Бабочки и пчёлы». – Таблица «Определи растение». – Кроссворд «Летний». – Стенд «Весенние новости». – Анаграммы «Растения». – Сканворд « Растения». – Филворд «Звери». – Карточки «Проверь себя». Литература: – Тигранова Л.И. «Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы». Рабочая тетрадь по развитию логического мышления учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов. М, 2005. – Усвайская А.В., Змиевец Т.И. «Дневник наблюдений 3 класс. Вспомогательная школа». М., 1982. Ход занятия I. Оргмомент. Что такое лето? Это – море света! Если солнце – зной и сушь, Если дождик – звонкий душ. Скрип сверчков И щебет птичий Носит ветер смоляной. В травах – пчёлы хороводом; Всё цветёт и пахнет мёдом. Учитель: Приближается лето. Сегодня у нас необычное занятие. Оно пройдёт в форме игры «Крестики – нолики» Коллектив учащихся разбит на две команды: «Крестики» и «Нолики». На доске – таблица 3 x 3, в которой каждая клетка – отдельная тема. Команды выбирают тему и получают вопрос. Если данная команда отвечает на вопрос правильно, то эта клетка закрывается знаком, соответствующим названию команды. Если ответ неверный, клетка закрывается знаком команды – противников. Право выбора вопроса у той команды, которая заработала свой знак. Очко получает команда, которая дала быстрый и верный ответ. Выигрывает тот, кто быстрее закроет своими знаками столбец: горизонталь, вертикаль, диагональ или набрала большее количество своих знаков. Играть можно в несколько туров. После каждых трёх вопросов – музыкальная пауза: просмотр видеофильма «Чайковский «Времена года». II. Земноводные. Задание «Лягушка» – Назовите известных вам земноводных – На сколько метров прыгнет лягушка, если каждый её прыжок равен 2 метрам? 2.Задание «Найди лишнее» – В чём отличие земноводных от других животных? – Найдите лишнюю лягушку. Объясните свой выбор. III. Труд людей. Задание «Что не хватает?» – Чем занимаются люди на поле летом? – Соедините числа по порядку и посмотрите, какого предмета не хватает на рисунке. – Для чего используют трактор? – Какая ещё техника необходима на поле летом? Заполнение таблицы «Определи растение» (см. вложенный файл) – Какие растения называются культурными? – Проведите примеры культурных растений. – Отметьте в таблице знаком +, к какой группе относятся данные растения.IV. Домашние животные. Задание «Найди фрагмент» – Какое домашнее животное вы видите на рисунке? – Назовите домашних животных, которых вы знаете. – Как человек помогает домашним животным? – Найдите фрагмент, который подходит к этому рисунку. Задание «Помоги кролику» – Для чего люди разводят домашних животных? – Как вы думаете, трудно ли содержать домашних животных? Почему? – Прочертите красным фломастером путь до морковки. VI. Природа летом 1. Кроссворд «Летний» Прочитав ключевое слово, мы узнаем, какого цвета лето. 1) Нашумела, нагремела, Всё помыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила. (Гроза) 2) Всю малину исхлестал, всю черёмуху! Наклонил он ветки груш. Нужен саду свежий душ, Но зачем так сильно лить, Набок яблони клонить? (Ливень) 3) Не каждый видеть рад Этот электрический разряд! (Молния) 4) Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жалко, не душистый. (Василёк) 5) Тёплый, длинный-длинный день. В полдень – крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подаёт кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка! (Июнь) 6) Его никто не видит, Но всякий его слышит, Он следует за блеском Со страшным грозным треском. (Гром) 7) Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот. Горячие долгие дарит деньки, Чтоб зрели скорей на полях колоски. Велит нам обильный собрать урожай, Румяный, душистый испечь каравай. (Лето) – Что за слово спряталось в кроссворде? – Почему лето зелёного цвета? – О каких летних приметах идёт речь в кроссворде? 2. Выполнение упражнения № 10 на стр. 12 (Рабочая тетрадь по развитию логического мышления). V. Цветы. 1. Задание «Посчитай цветы» – Помогите пройти мальчику по тропинке из цветов, в которых пять лепестков. – Какие цветы вы знаете? – Нужно ли ухаживать за цветами? – Что необходимо для правильного развития растений? 2. Викторина «Цветочная» Золотое решето чёрных домиков полно. Сколько чёрных домиков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)Он стоит в одёжке, как огонь на ножке, станет без одёжки – шариком на ножке. (Мак)Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунет ветерок – остался стебелёк. (Одуванчик)Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)Белый лепесток, посредине – желток. Какой это цветок? (Ромашка)Птица распевает, цветочек расцветает, и земля глядит на нас миллионом синих глаз. (Фиалка)Там на грядке яркий шарик днём зажёгся как фонарик. (Тюльпан) – Бывают ли цветы культурными растениями? – Назовите культурные растения, которые встретились в викторине. – С какой целью люди разводят цветы? – Цветы какого цвета преобладают в лесу? Как вы думаете, почему? (Белые цветы особенно привлекают внимание насекомых, поэтому белых цветов в дикой природе больше). VI. Физкультминутка. Мы входим с вами в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево, Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. VII. Охрана здоровья. 1. Задание «Назови спортсмена» – Посмотрите, этим спортсменам не хватает спортивного инвентаря. Отгадайте, каких предметов не хватает на картинке. – Расскажите, какими видами спорта занимаются эти спортсмены. Какими качествами они должны обладать, чтобы добиться успеха? – Нужно ли нам заниматься физкультурой и спортом? Зачем? 2. Викторина «Наше здоровье» В данной викторине участвуют капитаны команд. Учитель стоит от участников на расстоянии 6 шагов («зон») и задаёт вопросы. Если игрок считает предложение верным, он делает шаг вперёд, если предложение неправильное – остается стоять на месте. Игроки, отвечающие правильно на все вопросы, доходят до «зоны» учителя. Если хоть один ответ неверный – это сразу видно, т.к. ученик находится вне «зоны» учителя. Вопросы викторины. Зарядка – это источник здоровья и бодрости. (Да)Жвачка сохраняет зубы. (Нет)Морковь замедляет старение организма (Да)Кактусы поглощают излучение от компьютера. (Нет)Каждый день нужно выпивать стакан молока. (Да)Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой. (Да)Молоко полезней йогурта. (Нет)Недостаток солнца вызывает депрессию. (Да)Ребёнку достаточно спать 8 часов в сутки. (Нет) Летом можно запастись витаминами на целый год. (Нет) Отказаться от курения легко. (Нет) Взрослые чаще, чем дети, ломают ногти. (Да) VIII. Насекомые. 1. Задание «Пчела». – Посчитайте, сколько цветов нужно облететь пчеле, чтобы собрать мёд. – Зачем пчёлы собирают мёд? – Назовите известных вам насекомых. – Какую пользу они приносят? 2. Задание «Бабочки и пчёлы». – Сосчитайте всех бабочек и из получившегося числа вычтите количество пчёл. – Есть ли насекомые, которые приносят вред? – Нужно ли с ними бороться? Каким образом? IX. Растения. 1. Анаграммы «Растения». АСНСО, ААЛНМИ, АКОШМАР, АСКООР (Сосна, малина, ромашка, сорока) АСОНИ, ААЛНКИ, АВНООР, ААКИРПВ (Осина, калина, ворона, крапива) – Назовите лишнее слово. Почему это слово лишнее? – На какие группы можно разделить растения леса? – Приведите примеры растений каждого лесного этажа. – Нужно ли беречь растения? Почему? 2. Сканворд «Растения». Каждая команда получает сканворд. За 1 минуту дети должны отгадать и записать как можно больше слов. Побеждает та команда, которая записала больше слов. Учитель: Какие растения вы отгадали? (Зверобой, берёза, арбуз, ромашка, сирень, сосна, слива, алоэ, клён, ель). – К каким группам можно отнести эти растения? (Зверобой – травянистое, лекарственное растение. Слива – плодовое дерево. Алоэ – травянистое, комнатное, лекарственное растение и т.д.). X. Животные. Викторина «Животные» Вопросы задаются командам по очереди. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Вопросы викторины. 1) У кого каждый день растут зубы? У грызунов – бобра, зайца – зубы стачиваются каждый день и снова растут. Этим животным просто необходимо что-нибудь грызть, так как зубы могут вырасти так, что не поможет никакой зубной врач. 2) У кого уши на ногах? У кузнечика, который летом стрекочет в траве, органы слуха находятся на голенях передних ног. 3) Почему ласточки часто кружат над стадом? Стадо вспугивает притаившуюся в траве мошкару, и её подхватывают ласточки. 4) Кто купается в муравейнике? Птиц, как и других животных, беспокоят насекомые, которые заводятся в их перьях. Вы, наверняка, видели, как птицы устаивают сухую мойку в пыли, избавляясь таким образом от насекомых. В лесу самое удобное место для «сухого купания» – старый заброшенный муравейник. Вот тетерева и купаются в муравейнике. 5) Куда зайцу удобнее бежать – с горы или на гору? Передние лапы у зайца короткие, задние длинные, поэтому зайцу удобнее бежать на гору, с горы он скатывается кубарем. 6) Какой страшный зверь большой сладкоежка? Медведь – большой любитель малины, мёда и других сладостей. 7) Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? Змеи вылезают из старой кожи, протискиваясь между камнями и корнями.Филворд «Звери» (см. вложенный файл). Слова расположены только по вертикали и по горизонтали, могут ломаться под прямым углом. Побеждает та команда, которая найдёт больше животных и ответит на вопрос: – Какое слово лишнее? Почему? Ответы: Медведь, барсук, лиса, заяц, лось, белка, бобёр, крот, ёж, волк. (Лишнее слово: соловей) – Как нужно относиться к животным? Почему? XI. Игра «Соедини» Учитель: Составьте пары, соедините слова красным фломастером. Объясните свой выбор. Вариант 1. (см. вложенный файл)Вариант 2 (см. вложенный файл).XII. Обобщение занятия. 1. Игра «С юмором» Ученики дома подготовили юмористические вопросы по теме «Лето в природе», на которые их противники должны дать вполне серьёзные ответы и обосновать их. Примерные вопросы: Ты пришёл на пляж загорать или сгорать?Хочешь искупаться в заросшем пруду?Пойдём в лес без взрослых?Давай попробуем эту незнакомую ягодку?Погоняем палкой пчёл?Будешь есть грибы в сыром виде? 2. Беседа «Берегите природу» Учитель: Мы прошлись по всем временам года, изучили признаки наступления осени, зимы, весны, лета; познакомились с жизнью животных и растений; узнали, чем занимаются люди в разное время года. Но изучали мы эти вопросы поверхностно, то есть только самые азы. Есть наука, которая подробно изучает животных. Она называется зоология. А наука биология позволяет узнать всё о растениях. Чтобы узнать подробности об организме человека, нужно заниматься анатомией. Но существует ещё одна очень важная наука, которая называется экология. Кто знает, чем занимается эта наука? Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой. «Экос» – дом, «логос» – наука. То есть слово «экология» переводится как наука о доме. Экология занимается охраной природы, ищет способы её защиты. В данный момент вопрос защиты природы стоит очень остро, так как люди, разрабатывая новые машины, организуя новые заводы, совершенно забывают, что человек – часть природы. 3. Игра «Это я!» Учитель: Мы сейчас проверим, знаете ли вы как вести себя на природе. Учитель читает стихотворные двустишия, учащиеся, если согласны с высказыванием, хором произносят: «Это я! Это я! Это все мои друзья!». Если дети слышат ошибку, топают ногами.
Мухомор увидев, я
Мимо прохожу, друзья. Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. Кто бруснику собирает? Кустик с корнем вырывает? По тропинке кто шагает, На жуков не наступает? Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. Мы ежонка увидали И домой его забрали. Муравейник мы найдём, Понаблюдаем и уйдём. Магнитофон мы взяли в лесок И заглушили птичек голосок. В лес собачек мы возьмём, Спокойней птичкам будет в нём. Ландышей найду в лесу, На праздник маме принесу. Съедобные грибы мы топчем и сбиваем, А несъедобные в корзинку собираем!
XII. Подведение итогов.
Татьяна Касатина, учитель начальных классов средней школы №10 VIII вида города Ступино Московской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии