search
main
0

Крещены, но не просвещены

Церковь отделена от государства, но не отделена от общества

Обсудить ее съехались председатели комитетов и начальники областных департаментов образования из 11 областей, а также руководители отделов религиозного образования и катехизации епархиальных управлений.

В Воронежской области отношения между церковью и государственной школой строятся по двум сценариям. Первый – взаимопонимание и сотрудничество, как, например, в 19-й школе, которой присвоен статус городской экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию: новые факультативы с соответствующей тематикой, тесная взаимосвязь с крупнейшей в епархии воскресной школой при Казанском храме, организация и набор общеобразовательных классов с православной ориентацией. Всего в области около 120 светских образовательных учреждений сотрудничают с православной церковью – не только школы, но и детсады, дома и центры творчества молодежи. Из форм работы самые популярные: ведение факультатива ╚Основы православной культуры и нравственности╩, беседы со священниками, преподавание некоторых предметов гуманитарного цикла с опорой на историю и традиции православия, паломнические поездки детей и взрослых по святым местам. Но все это – одна сторона медали, один сценарий. О втором, а он сегодня в школах встречается довольно часто, упомянул митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. Священник приходит к директору школы с предложением сотрудничества, а сталкивается с недоверием и осторожным опасением: ╚Вдруг вы там начнете детям что-нибудь эдакое говорить, да и скажете не то, что нужно. И вообще у нас церковь отделена от государства╩. Но речь не идет о насаждении в школе религии, что и подчеркнул митрополит:

– Религиозное образование и духовно-нравственное – это совершенно разные направления в образовании. Первое можно получить в духовных семинариях и епархиальных училищах. А задача государства – делать все для того, чтобы образование было духовно-нравственным. Приходя в школу, мы же не говорим: становитесь на колени и начнем день с молитвы. Наше государство светское, и школа светская. Но мы говорим о необходимости духовно-нравственного образования, базирующегося на отечественных традициях. История нашего Отечества и история православной церкви – это неразделимые понятия. Невозможно вычеркнуть то, чем жива душа человека.

Как на практике намерены действовать священнослужители в союзе с руководством образовательных структур, объясняется в итоговых рекомендациях, принятых на заседании. Первым пунктом – ╚разработать и внести в областные законы ╚Об образовании╩ главу о духовно-нравственном образовании и воспитании учащихся, которые бы опирались на традиционную для России православную веру, культуру и нравственность…╩ Предусматриваются заключение соглашений между комитетами образования и епархиями и создание двусторонних комиссий по планированию и контролю совместной работы. В Воронежской области и то, и другое уже существует. В 98-м году при Институте повышения квалификации создан Центр духовно-нравственного образования и воспитания, который готовит педкадры для работы в этом направлении. Обучение прошли около 170 педагогов. Еще большим авторитетом пользуются двухгодичные епархиальные курсы, действующие при храме во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла и организованные при активном содействии его настоятеля священника Андрея Изакара.

Возможно, в школах Черноземья скоро появится новый предмет ╚Основы традиционной культуры и нравственности╩, поскольку ╚православные ценности являются культурообразующими и государственнообразующими для нашего Отечества╩ (цитата из итоговых рекомендаций). Речь не о факультативе, а именно о предмете, который рекомендуется включать в школьную программу в рамках регионального базисного учебного плана. Сразу возникает вопрос, вместо какого предмета появится новый. Постоянные речи о перегрузках школьников уже набили оскомину, не окажется ли нововведение еще одним дополнительным грузом? Не лучше ли все-таки ограничиться факультативами или хотя бы пересмотром и дополнениями к отдельным темам на уроках истории и литературы? Кстати, организаторы совещания раздали участникам интересные методички-программы факультативов по духовно-нравственной культуре, составленные воронежскими и орловскими педагогами. Каждый ли взрослый знает, откуда берут начало слова ╚окаянный╩ и ╚раскаяние╩, почему мы называем хама хамом, что значит ╚допотопный╩ и почему ясли – детское учреждение? Лингвистическую и историческую основу значения слов и выражений, употребляемых нами часто бессознательно, объясняет на своих факультативных занятиях учитель 3-го колледжа Е.Ф.Крутых.

Еще одна тема, включенная в сборник, пройти мимо которой невозможно, – ╚Благотворительность в истории Русской православной церкви╩. Разумеется, речь не только о священнослужителях, но ╚о жертвенном служении ближнему независимо от социального статуса личности: от простых крестьян и мещан до дворянской знати и представителей великокняжеских фамилий╩. Нужно ли учить современных старшеклассников милосердию и благотворительности, ответьте сами.

Участники воронежского заседания также приняли решение о разработке совместной программы по работе с молодежью. Предусматривается создание реабилитационных центров для жертв тоталитарных сект, а также центров профилактики наркомании и алкоголизма в молодежной среде.

Последнее особенно актуально для Воронежа, где до сих пор нет специального лечебного стационара для больных наркоманией подростков. Наркомания – это болезнь души, для лечения нужны объединенные усилия и светской власти, и церковной. Тем более что у первой пока мало что получается… Люди хотят верить не только в Бога, но и в его служителей на земле, хотят видеть в священниках людей, чистых душой и способных помочь в решении самых серьезных проблем. Если такая помощь будет, ни один школьный директор не встретит батюшку словами ╚как бы чего не вышло╩, наоборот, будет видеть в нем друга и союзника. А вера… Она в русском человеке никогда не умирала, десятилетия атеизма не смогли ее уничтожить. Мы по-прежнему крестим ребятишек, а в тяжелые минуты обращаемся к Богу с мольбой о помощи. Правда, не всегда помним о библейских заповедях и в церкви ходим большей частью для того, чтобы поставить свечки. ╚Крещены, но не просвещены╩, – сказал на совещании Сергей Дергалев, священник из Белгорода…

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте