Почему я из ветеринарного врача превратился в тренера? Все просто: я увидел в глазах детей любовь к животным, почувствовал их интерес к конному спорту и проникся значением этой работы. За 8 лет работы руководителем детской конной секции «Крепыш» я пришел к выводу, что дополнительное образование способно решать многие насущные проблемы современного российского общества.
Обучая ребят основам верховой езды, главной своей целью я ставлю укрепление здоровья воспитанников и обретение каждым ребенком внутренней силы для саморазвития и адаптации в обществе. Наша секция во многом выполняет функцию социальной психотерапии. Судите сами: занятия бесплатны, что немаловажно для детей из малоимущих, неблагополучных и неполных семей, которых в «Крепыше» много. Может быть, в школе они не всегда успешны, а у нас раскрывают свои возможности. Кроме того, в секции занимаются и ребята, чьи родители много работают или уезжают на заработки из города, так что они растут практически безнадзорными. А дети из приюта? За годы работы через мои руки их прошло более 50. Изначально они не были подготовлены к будущей жизни и не приучены к физическому труду, чего никак не скажешь сейчас.
Также треть воспитанников «Крепыша» состоит из подростков, находящихся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (в городе Еманжелинске их 107). В обыденной жизни они очень конфликтны, но занятия верховой ездой организуют ребят, адаптируют их в социуме. Здесь даже самые отъявленные «плохиши» находят любовь и понимание. Результатом работы секции стал радостный факт: за прошедший учебный год четверо наших ребят досрочно сняты с учета.
Важным направлением моей работы является иппотерапия – лечебная верховая езда. К сожалению, каждый девятый ребенок в объединении имеет серьезные отклонения в здоровье, в том числе детский церебральный паралич. Для детей с этим заболеванием конные соревнования дарят радость движения, являются выходом в мир, признанием их достижений и способствуют налаживанию дружеских взаимоотношений со здоровыми детьми. Это взаимообогащает и тех и других: здоровые дети учатся терпению и состраданию, а больные находят верных друзей и учатся радоваться жизни.
Кто-то может возразить: «Разве это образование?» Я считаю – да, причем не менее важное, чем среднее. Оно дает ребятам не только социальный опыт, но и учит их трудиться. В моем объединении подростки 13-14 лет впервые берут в руки лопату и вилы… Летом мы организуем трудовой отряд, где они приобретают навыки по уходу за животными. Многие из них почти все свободное время проводят на конюшне или в поле: косят для лошадей траву, купают и холят своих любимцев. Дети понимают, что уход за лошадьми – не забава, а труд, состоящий из многочисленных обязанностей. Но сколько ответной любви и радости они получают от общения с животными! Не случайно среди моих выпускников 4 учащихся ветеринарного колледжа, 12 студентов ветеринарной академии и других вузов, двое работают тренерами спортивных лошадей.
Хочу поделиться мыслями и о финансовой стороне дополнительного образования. Сейчас учреждения общего образования переходят к подушевому финансированию, думаю, что скоро это коснется и нас. Я поддерживаю нашего министра образования в том, что необходима ревизия программ дополнительного образования. Она должна привести к тому, чтобы социально значимые направления нашей деятельности финансировались в должной мере. Общаясь с коллегами на конкурсе «Внешкольник года-2008», я понял, что и они готовы принять эти изменения.
Помощь со стороны государства и власти нам очень нужна. Верховая езда – один из дорогостоящих видов спорта, требующих серьезных финансовых вложений. В нашем городе нет инвесторов, которые могли бы вкладывать в него средства. Я пришел в центр детского творчества «Радуга» со своими лошадьми и использую собственное подворье как учебную базу. За работу педагога дополнительного образования получаю небольшую зарплату плюс 35 тысяч рублей, которые выделяет муниципалитет на ресурсное обеспечение секции. При этом содержание одной лошади в год обходится в 60 тысяч рублей, а у нас 5 животных – значит итого необходимо 300 тысяч рублей. Мы, конечно, стараемся и сами зарабатывать: в течение лета совместно с детьми и родителями заготавливаем сено и солому, подрабатываем на городских праздниках, проводим новогодние представления и т.д. Но это лишь капля в море.
Нам хотелось бы, чтобы при подушевом финансировании выделялись средства не только на обучение ребенка, но и на развитие материально-технической базы. Нам она просто необходима, поскольку в настоящее время мы проводим занятия на стадионе, в котором кроме нас занимается еще несколько спортивных секций, что противоречит правилам техники безопасности. В наших будущих планах – новая специализированная площадка для занятий конным спортом, помещение конюшни и приобретение племенной спортивной лошади.
Зато нас не может не радовать система грантов, которая пришла в современное образование, в том числе и дополнительное. Мы искренне благодарны губернатору области за то, что он находит возможность поощрять наши учреждения, внедряющие инновации. Так, ЦДТ «Радуга», в котором я работаю, недавно получил грант в размере 250 тысяч рублей. Это для нас реальная помощь. Но в учреждении 33 объединения, и все они в таком же трудном положении, в каком нахожусь я. Хотелось бы, чтобы правительство области и органы местного самоуправления и в дальнейшем планировали целевые средства на поддержку дополнительного образования. Со своей стороны внешкольники готовы решать задачи любой сложности, ибо убеждены в правильности слов Иоанна Златоуста: «Все второстепенно в сравнении с заботой о детях».
Игорь АЛЕФИН, педагог дополнительного образования центра детского творчества «Радуга» Еманжелинского муниципального района, победитель областного конкурса «Внешкольник года-2008»
Комментарии