search
main
0

Крепкий орешек. Рязанский секрет учения без принуждения

Твоя задача – научиться ходить, сидеть, вставать, знакомиться, прощаться так, будто на голове у тебя всегда была корона. Старайся в каждом человеке выделять все хорошее. Делай это искренне в меру. В общении, даже если не согласен с собеседником, пусть первым словом будет «да». С «нет» может начаться конфликт… Так ее учили много лет назад. И те уроки помнятся. Многое определили они в судьбе Оксаны Александровны Урмановой, учительницы английского языка 14-й рязанской школы. Тогда в областном лагере для актива старшеклассников «Рубин» Оксана определилась окончательно в выборе профессии. И будучи еще студенткой, пошла работать в школу. Потому педагогический стаж ее составляет восемь лет, хотя закончила дневное отделение педагогического университета шесть лет назад.

– Давайте поиграем! – предложите им. И в ходе увлекательной игры «Знакомство» незаметно раскроются тихони, проявят характер застенчивые… Всему может научить игра. Наблюдательность и чуткость понадобятся ребятам, когда откроется «» и все встанут в круг. А ведущий перевернет зонтик и положит в него записки.- Откуда вы узнали про мою страсть? – смеется Оксана. – Да, есть у меня любимый магазин, где я могу сразу две-три тысячи оставить из зарплаты. «» называется. Туда часто завозят новинки. Бывает и так, что узнаю про какую-нибудь книгу, а ее в продаже нет. Тогда продавцы закажут и привезут из другого города.

Корона на голове

Признанный лидер «Рубина», Оксана мало чем отличается от старшеклассников. Задорная улыбка, летящая походка, короткая стрижка, минимум косметики.

– Я на уроках сразу отказалась от традиционных рядов парт. Сидим кругом, глаза в глаза. Это дает возможность комфортного общения и снимает все вопросы с дисциплиной.

Оксана будто угадала мои мысли, только я намеревалась спросить, не осложняет ли учительскую жизнь ее юный вид.

Быть на равных с ребятами – не каждый учитель отважится на это. Сохранять дистанцию во всем как-то надежнее и спокойнее.

Оксана Александровна оказалась замечательным собеседником. Предопределяла многие мои вопросы. Умеет, что ли, читать по лицу? – подумала я.

– Мне легко работается, – улыбается она обаятельно, открыто. – Со школой просто повезло. Знаете, как здесь бережно относятся к молодым, помогают во всем. К нам охотно идут студенты на практику. Немалая заслуга в этом директора Галины Евгеньевны Черенковой.

Действительно, у 14-й школы есть свой собственный стиль. Открытость, дружелюбие сквозят во всем. Я задержалась у огромной карты мира в холле. Что означают на ней эти многочисленные стрелочки? Оказалось, школа уже десять лет участвует в проекте «Творческие связи». По всему миру у ребят есть друзья. Юные рязанцы общаются со сверстниками, обмениваются письмами, видеофильмами, самодельными книгами, фотоальбомами. Общаются на английском языке.

«Всю планету обойти, лучше школы не найти» – недаром с этих слов начинается школьный гимн. Надо видеть, как поют его ребята, лица у всех торжественные, осанка гордая (будто на голове у каждого корона). «И пока жива земля, слава вам, учителя!» Хорошие добрые слова. Наверное, так и должно быть, лучшая школа та, в которой ты учишься.

Добрый зонтик

Детям нравится играть. Жаль, что мы, взрослые, забываем про это. «Учеба – дело серьезное, это вам не игрушки», – строго внушаем своим чадам.

– Игре в школе быть! – убеждена Оксана Александровна. В помощь учителям она выпустила несколько брошюр «Игротека «Рубина». Очень помогает этот богатый арсенал в работе и учителю, и классному руководителю. Как подружить ребят? Да очень просто!

– Давайте поиграем! – предложите им. И в ходе увлекательной игры «Знакомство» незаметно раскроются тихони, проявят характер застенчивые… Всему может научить игра. Наблюдательность и чуткость понадобятся ребятам, когда откроется «Добрый зонтик» и все встанут в круг. А ведущий перевернет зонтик и положит в него записки.

– К кому относятся эти слова? – озадачит он ребят.

Зонтик недаром называется добрым, ведь в записках названы самые лучшие черты характера. А может, ты не заметил в своем товарище какие-то хорошие качества? Задумайся…

Альма-матер

– Учитель не должен уставать, выбиваться из сил, – считает Оксана Александровна. Она принципиально не берет много часов. Думаете, ее молодая семья не нуждается в деньгах? Квартиры нет, снимают Урмановы жилье. Глава семьи, Михаил Станиславович, учитель истории, работает научным сотрудником историко-архитектурного музея «Рязанский Кремль».

Михаил провел для меня экскурсию по Кремлю. Поднялись с ним на колокольню, реки Трубеж, Лыбедь окаймляли величественную панораму. Дух захватывало от красоты. «Люди, заселившие далекие от Киева земли, – рязанцы отличались особым складом характера, – рассказывал мой добровольный гид. – Были рязанцы отважны, легки на подъем, не боялись опасностей…»

Я слушала и думала, жаль все-таки, что школа лишилась этого учителя истории, влюбленного в свой край, вдумчивого исследователя. Но в музее платят больше…

Кстати, моя героиня могла стать учителем истории. Была у нее такая задумка. А потом рассудила так. Для этого предмета требуется мужской склад ума – анализировать, сопоставлять, делать выводы… А ей больше подходит такой предмет, как английский. Это общение, актерство, развитие интуиции. Увлекательно! Все время хочется внести что-то новое в изучение предмета. Знаете, сколько интересных подходов, новых методик появляется! Я слышала от коллег Урмановой, что не пропускает она ни одной книжной новинки, касающейся предмета «Английский язык».

– Откуда вы узнали про мою страсть? – смеется Оксана. – Да, есть у меня любимый магазин, где я могу сразу две-три тысячи оставить из зарплаты. «Альма-матер» называется. Туда часто завозят новинки. Бывает и так, что узнаю про какую-нибудь книгу, а ее в продаже нет. Тогда продавцы закажут и привезут из другого города.

Деловой английский

Идея создания авторского курса для старшеклассников возникла у молодого преподавателя английского языка четыре года назад. Мало научить подопечных разговорным навыкам, чтобы они могли свободно общаться во время различных поездок, путешествий. Сегодня у иностранного языка появилась другая роль. Он должен помогать установлению деловых связей. А готова ли школа к этому? Дает ли она выпускникам английский язык с ориентацией на практическое использование в сфере делового общения? Позволяют ли базовые знания и навыки выпускникам пользоваться английским языком для установки рабочих контактов с иностранными партнерами в России и за рубежом? Оксане Александровне пришлось «перелопатить» немало литературы, чтобы определить для себя основные принципы этики делового общения. Трудно пришлось. Ведь даже само понятие «язык делового общения» не имеет строгого научного обоснования. Так что во многих вопросах рязанской учительнице предстояло быть первопроходцем. Справочники и пособия по деловому английскому языку надо было адаптировать к школьным условиям. В результате получился дополнительный курс в 64 часа, то есть два часа в неделю.

Главный принцип, которому осталась верна воспитанница «Рубина», – на каждом уроке должны быть деловые и ролевые игры. Они помогут будущим бизнесменам, юристам, экономистам входить в мир деловых людей.

Курс разделен на пять циклов (устройство на работу, пользование телефоном, деловые письма, ведение переговоров, реклама).

Конечно, за четыре года «обкатки» курса кое-что поменялось в его содержании. Так, к примеру, поначалу устройству на работу уделялось не так много времени. Ребята представляли себя, учились вести беседу, знакомиться со своими обязанностями. А потом оказалось важным именно в этом курсе увеличить количество часов до 18. Потому что эта первая ступень связана со всеми остальными и должна быть тщательно проработана, так как при ее прохождении закладываются принципы этики делового общения. Пунктуальности, приветливости, вниманию к окружающим, к своему внешнему облику, да и грамотности приходится долго учиться.

Курс востребован. Он помогает выпускникам выходить в жизнь с определенными практическими навыками. Например, без труда они заполняют резюме для поступления в вузы. Ребята рассказали также, что и в общении друг с другом они тоже используют полученные знания. Даже ссориться и спорить надо умеючи, чтобы потом можно было мириться. Так учит их любимая учительница: «Подсчитайте, сколько раз в день вам хочется начать фразу со слова «нет», когда разговариваете с друзьями. А ведь с этого «нет» может начаться конфликт».

Мы все – лишь продолжение…

Оксана Урманова – человек в городе заметный. Можно сказать, находится в центре молодежной жизни. Кто-то знает ее по областному лагерю «Рубин», где она работает методистом. На песенно-туристическом фестивале молодежи «Орешек» Оксана – бессменный ведущий. Дружными аплодисментами встречает ее появление на сцене туристическая братия. Не перестает Урманова удивлять всех своей неуемной энергией, задором. Нравится ей, когда вокруг шумит-бурлит жизнь. Походы, путешествия на байдарках, песни у костра и общение, общение, общение…

Недаром ее любимый афоризм звучит так: «Никто из нас не является началом. Мы все – продолжение».

Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте