Поступив в школу, ребенок встречается с учителем, который сначала является для него чуть ли не богом, но проходит год или два, и ребенок уже разочарован, остыл к школе. Как этого не допустить, как и что делать, чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе?
Вспоминаю своих учителей. Но надо честно признаться, что не все учителя остались в памяти. А остались те, кто учил добывать знания, учил что-то делать своими руками – самолеты из фанеры, мебель из дерева, кто учил в шахматы играть, трактор водить.
Сейчас, будучи учителем истории и обществознания и классным руководителем, хорошо понимаю значение профориентации в образовании учащихся и в своей работе особенное внимание уделяю профессиональной подготовке своих ребят. Пускай они профессионалами не станут, но присвоенные знания или навыки в жизни пригодятся. Как у нас говорят: «Настоящему джигиту и семьдесят ремесел не помеха».
В нашей Староибрайкинской школе есть школьный огород площадью 2 гектара. Ребята какие только овощи, фрукты не выращивают, какие только опыты не проводят! В школьном хозяйстве есть также микроферма (крупный рогатый скот) и теплица. Все доходы идут на питание и внутренние нужды школы. Ученики питаются в школьной столовой бесплатно (у нас 324 ребенка).
Для трудового обучения есть прекрасные мастерские. Ребята учатся мастерить изделия из дерева, стали, пластика, а девчата – вязать, шить, готовить пищу. В старших классах обучаются на тракториста-машиниста, успешно сдавшие экзамены получают водительские права на вождение автомобиля.
В школе регулярно проходят внеклассные мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию: встречи с передовиками разных профессий, встречи со студентами разных учебных заведений, встречи с местными руководителями и депутатами.
Хочу рассказать вам, как организую профориентационную работу в своем классе.
После очередного выпуска в 2004-2005 учебном году я стал классным руководителем пятого класса. В классе 11 ребят и 7 девушек. Ученики попались очень подвижные, шустрые, все схватывают на лету и хорошо учатся. С такими ребятами нельзя работать по-старому, иначе интерес к учебе и школе упадет.
В 5-м классе в течение учебного года мы выявляем способности детей. Чем они интересуются, кем они хотят быть? А еще я всех своих ребят учу играть в шахматы.
В шестом классе ребят начинают интересовать бортничество и пчеловодство. В течение учебного года читаю им лекции, рассказываю про основы пчеловодства. В свободное от учебы время делаем рамки для сот, ловушки для бортничества и так далее (см. Перечень выполняемых работ). В столярном деле нам помогает учитель технологии Ахат Сайфуллин, у меня дома есть столярная мастерская. Ученики приходят ко мне домой, и вместе мы делаем инвентарь. Ребята проходят практику на моей пасеке (дома держу 20 ульев).
Каждому юному начинающему пчеловоду приходится решать первую проблему: как обзавестись пчелами. Улей с пчелами стоит примерно 3500-5000 рублей, а пчелиный рой в зависимости от веса – 1000-2500 рублей. Как видите, учащиеся не могут себе позволить такое дорогое удовольствие.
Мы этот вопрос решаем так: ловим в лесу бродячие рои. Это занятие называется бортничеством. Вы не подумайте, что мы, как в старину, собираем дикий мед. Нет, мы ставим ловушки для бродячих роев, сделанные в течение учебного года руками ребят.
Ловушки ставим на дубовые и липовые деревья на высоте от двух до десяти метров. Ставлю ловушки я сам, а ребята наблюдают за моими действиями и усваивают азы бортничества.
Ставя ловушки, надо соблюдать правила:
1. Ловушки надо хорошо замаскировать от чужих глаз.
2. Пчелы никогда не пересекают высоковольтные линии электропередач, поэтому ловушки возле линии ставить нельзя.
3. Ловушки должны быть защищены от северных ветров.
4. Леток ловушки должен смотреть на юг.
5. Надо учитывать, что пчелиные рои летят в южном направлении.
6. Чем сильнее запах сот, тем выше вероятность попадания пчел в ловушку.
7. Желательно выбирать те места, где много медоносных растений.
Ловушки делаем из фанеры, двп, из досок. Можно использовать картонные коробки, старые бочки.
Может быть, кто-то заинтересуется нашим промыслом. Нарисую для вас схему простой ловушки. Ширина ящика – 25-30 см, длина – 53 см, высота – 35 см. Внутри ловушки ставим пять-шесть рамок сухих черных сот, сверху кладем утеплительный материал, закрываем крышку, и все – ловушка для пчел готова.
Ловушки ребята постоянно контролируют: не попался ли пчелиный рой? Вы видели бы лица ребят, когда они прибегают ко мне домой и с радостью говорят: «Абый! У меня в ловушке пчелы!»
Удачно пойманный рой при благополучной погоде может принести от 50 до 80 килограммов меда.
В 6-м классе девять моих учеников стали начинающими пчеловодами.
В 7-м классе ученики усваивают знания о садовом пчеловодстве. Учу их ухаживать за пчелами, ульи своими руками делать, с пчелиными матками работать, рассказываю, как не упустить рой, как меда больше скачать.
Когда ребенок своим трудом заготавливает на зиму мед для семьи или зарабатывает деньги на свои нужды, продавая свой мед (банка меда стоит у нас 500-600 рублей), родители, конечно, радуются.
У нас, татар, говорят, что учитель должен оставить после себя не меньше трех учеников, чтобы они продолжали его дело. Мне есть чем гордиться: из ребят 2004 года выпуска четверо остались в деревне и работают механизаторами. Все четверо продолжают заниматься пчеловодством.
К концу девятого класса мои ученики осваивают профессию пчеловода, и в 10-11-х классах уже самостоятельно занимаются любимым делом. Правда, не все, конечно, но 6-8 учеников продолжают начатое дело. Занятия пчеловодством и бортничеством – очень трудоемкая работа, это ремесло не каждому человеку дано. Надо иметь очень крепкие нервы.
Вы можете меня упрекнуть в том, что это опасное занятие для детей. Я скажу вам – нет. Если соблюдать правила техники безопасности, угрозы для жизни никакой нет. Занимаясь пчеловодством, ребята становятся более ответственными, добрыми не только по отношению к природе и животным, но и ко всем. Ухаживая за пчелами, учатся быть пунктуальными, вовремя делать работу, воспитывают в себе сильный характер и укрепляют нервы. Зная, что пчелы не любят посторонние запахи, они стараются содержать себя в порядке и в чистоте. Для тех, кто занимается с пчелами, курение сигарет становится дикостью.
Те ребята, которых не увлекает пчеловодство, занимаются столярными работами.
В 8-11-х классах провожу анкетирование на тему «Выбор профессии». Разбираем каждую профессию, которая понравилась ребятам, проводим диспуты о ее трудностях и достоинствах. Но, к сожалению, 70% наших выпускников выбирают вузы с экономическим, юридическим уклоном. Печально: многие из них, получив диплом, не могут найти работу по специальности.
А в деревне остаются те выпускники, которые в школе плохо учились или по семейным обстоятельствам не могут оставить престарелых родителей. Именно этот контингент ребят, чувствуя, что они после школы не поступят учиться, заранее готовится к сельской жизни. Стараются все хозяйственные знания получить, освоить столярные работы и пчеловодство. Именно из них получаются хорошие механизаторы и животноводы.
Как это объяснить: иногда ученик не может школьную программу усвоить нормально, даже толком читать или писать не умеет, а талант проявляется. И этот талант ему дает возможность найти свою профессию или заработок на жизнь.
Вы не подумайте, что только слабые дети занимаются пчеловодством. Нет. Ведь пчеловодство – это занятие для души. Если пчел полюбить, эта любовь превращается в «болезнь», от которой ты уже не излечишься. Поэтому я хочу, чтобы мои ребята полюбили пчел и полюбили труд.
Рамиль СУЛЕЙМАНОВ, учитель истории Староибрайкинской средней школы, Республика Татарстан
Комментарии