search
main
0

Крепка ли броня? Научно-экспериментальное оборудование российских вузов устарело на 11 лет

От качества науки и образования зависят благополучие и обороноспособность страны. Тем не менее зарплата ученого застыла на отметке 1827 рублей. Ниже разве что у педагогов и социальных работников. Это главная причина, по которой 92 процента студентов считают научную деятельность непрестижной. На втором месте – проблема карьерного роста и признания в своей стране. Помимо этого, угнетает ученых еще и убогая материально-техническая база (научно-экспериментальное оборудование давно устарело: в наиболее продвинутых вузах в среднем на 5-7 лет, а в целом по стране – свыше 11 и больше лет). Поэтому нет ничего удивительного в том, что талатливые ученые продолжают уезжать за рубеж. Если оборонно-промышленный комплекс увеличит сейчас свой заказ, то выполнять его будет просто некому. По данным социологического опроса, проведенного Минобразованием РФ, число ученых в стране уменьшилось в 90-е годы втрое, ежегодно на постоянное место жительства <за бугор> уезжает тысяча человек, еще четыре-пять тысяч работают там по контракту и на родину возвращаться не торопятся. Остаются те, кто постарше. Так, средний возраст российского ученого сейчас – 48 лет, кандидата наук – 52 года, доктора – приближается к 60. В настоящее время исследовательское ядро науки – это 40 тысяч специалистов, они имеют ученые степени кандидатов и докторов. Не менее важная проблема – наша наука не обеспечена информацией. По данным опроса Минобразования РФ, проведенного в 1989 году, информированность российских ученых и преподавателей вузов была в 100 раз ниже, чем у их зарубежных коллег. К сожалению, сейчас этот разрыв еще более увеличился. Причина в том, что многие, особенно провинциальные, вузы и НИИ не имеют прямого доступа к современным суперкомпьютерам. Между тем в ноябре 1999 года в мире была 651 информационная система, основанная на суперкомпьютерах мощностью в 1 терафлон и больше. У гражданских вузов и НИИ России таких машин просто нет. Что ж тогда говорить о подготовке кадров, тем более для оборонно-промышленного комплекса. Проблема настолько серьезна, что Министерство образования провело заседание пресс-клуба. Его главная тема – создание системы заказа на подготовку молодых специалистов для оборонно-промышленного комплекса страны и межотраслевое сотрудничество Министерства образования. Кроме того, слушался вопрос <О государственной поддержке молодых ученых России>, который готовился Министерством промышленности, науки и технологий России совместно с Минобром и РАН и рассматривался на заседании Правительства РФ.
Ведущие директора оборонных предприятий самым сложным вопросом на сегодня считают привлечение молодых. Так, направление на работу в ОБК получают 42 процента выпускников вузов, но важно, чтобы они там и оставались. Среди острых проблем оборонных отраслей – старение материально-технической базы, отсутствие заказов, вдобавок ко всему целый ряд предприятий отказывает студентам в производственной практике или же требует за нее плату. Что нужно, чтобы молодые люди не искали лучшей доли в коммерции или <за бугром>?
– Во-первых, разработать государственный план подготовки инженерных и научных кадров для оборонно-промышленного комплекса, согласовать его с заказом оборонных предприятий и подготовить нормативные и правовые документы, – считает начальник Управления научно-инновационной деятельности Министерства образования РФ Александр Суворинов.
Главной же задачей Министерство образования считает отработку механизма взаимодействия с оборонными отраслями промышленности, более строгий учет их реальных потребностей. В 1999-2000 году были заключены межведомственные соглашения с заинтересованными министерствами. Их основная цель – улучшить взаимодействие между высшей школой и оборонной промышленностью. При этом речь идет не о дроблении единой системы образования на отраслевые, а скорее наоборот – о ее укреплении как экономикообразующей отрасли.
Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте