search
main
0

кРеДО

365 поводов быть в потоке

Какой нужен повод, чтобы каждый день отдаваться любимому делу? Чтобы проживать каждый день по-новому, открывая для себя все новые грани привычного и обыденного? Этих поводов на самом деле может быть довольно много. Но все они работают только в одном случае – если ты находишься в состоянии потока.

«Состояние потока возникает, когда мы делаем что-то, в чем выражается наша сущность», – писал Чиксентмихайи в своей книге. Можно сказать, что все действия, которые мы делаем осознанно и с удовольствием, приводят нас к потоку. Когда находишься в этом состоянии, улучшается концентрация, повышается работоспособность, происходит прилив сил. Поток окрыляет, дарит ощущения эйфории и счастья. Испытав их хоть однажды, хочется ощущать их снова и снова.

365 дней в году у каждого из нас есть возможность «поймать» это состояние. Для этого нужно уметь прислушиваться к себе, к тому, что приносит удовольствие именно тебе, и начать делать это, превратить это занятие в свою работу и в дело своей жизни.

Именно эта общая жизненная позиция помогла нам найти друг в друге единомышленников.

Мы – Лола Джалалова и Елена Аксанова – малочисленная, но творческая команда соавторов. Каждый из нас шел своим долгим и тернистым путем. Я учитель изобразительного искусства в школе №1797 «Богородская» (Москва), а Елена – основатель и руководитель центра альтернативного образования «Клевер клуб» (Краснодар). Наше знакомство началось с того, что мы одновременно поступили в магистратуру Московского государственного педагогического университета, на программу «Развитие детской одаренности». И уже в этом шаге отразились общие взгляды на жизнь, работу и творчество. Темы наших диссертаций также оказались схожи, не сговариваясь, мы выбрали исследования в области развития креативности: я – через уроки изобразительного искусства, Елена – через интеллектуальные дидактические и компьютерные игры. Эти первые шаги дали нам ощущение потока и привели к последующим, уже совместным, шагам.

Так сформировался наш творческий тандем «кРеДО», результатом которого стали настольные игры, развивающие креативности младших школьников. Эти игры можно использовать как в процессе обучения, так и в домашних условиях совместно с семьей.

Почему необходимо развивать креативность? Потому что это одна из тех компетенций, которые так необходимы для личностного роста, это то, что помогает человечеству развиваться, придумывать новые продукты, новые пути, ставить новые цели. Проявляя креативность здесь и сейчас, мы создаем будущее. Развивать же ее надо именно в детском возрасте, так как в этот период дети менее всего подвержены шаблонному мышлению. Мы часто говорим о детской непосредственности и богатом воображении. Эти особенности детского возраста способствуют проявлению творческого подхода, поиску новых путей решения жизненных задач.

Дети восхищают и удивляют своим нестандартным подходом, они связывают реальность с игрой, пропуская ее через призму фантазии. С переходом из дошкольного возраста в школьный у детей постепенно начинает формироваться шаблонное мышление. Необходимость соблюдать школьные правила, проявлять дисциплину, работать по заданным стандартам – все это, с одной стороны, необходимо и неизбежно, но с другой – ставит перед ребенком границы, которые со временем перерастают в шаблонное мышление. Именно поэтому мы считаем, что младший школьный возраст требует дополнительной поддержки со стороны взрослых в развитии креативности и творческого подхода к любым поставленным задачам.

В рамках наших научных работ мы проводим эмпирические исследования как детей младшего школьного возраста, обучающихся в традиционной школе, так и воспитанников школы альтернативного образования. Нам важно понять, развивается ли креативность посредством дополнительных занятий с детьми во внеурочной деятельности при помощи игр, специальных заданий и упражнений или такое развитие в принципе невозможно в младшем школьном возрасте. Нами были проанализированы настольные игры и изучены научные статьи в этой области, и был выявлен ряд требований, соблюдение которых может развить креативность. Учитывая собранные данные, мы сформулировали свои принципы, придерживаясь которых создали первые свои игры.

Наша первая игра «Твой герой» ориентирована на творческий процесс, развивает вербальную и невербальную креативность, умение говорить самому и слышать другого, работать по имеющимся шаблонам и придумывать собственные элементы. Ее описание можно найти в международном журнале «Мир науки, культуры и образования» (№1, 86).

Следующая игра нашего авторского коллектива – «Скрепка» – учит находить случайные связи, проводить аналогии, тренирует мыслительные процессы анализа и синтеза. Впереди у нас много творческих планов, которые могут помочь другим педагогам стать профессиональнее, послужат хорошим инструментом для педагогического творчества.

Представленные нами игры, да и вся наша деятельность – это результат того потокового состояния, которое позволяет нам творить, придумывать, наслаждаясь собственным творчеством 365 дней в году. Формально все дни действительно во многом похожи один на другой, но потоковое состояние позволяет не поддаваться выгоранию, противостоять стрессам, наполняться ресурсом.

Что заставляет нас не останавливаться, а двигаться вперед? Любовь к тому делу, которое мы делаем, единомышленники, готовые поддержать и подставить свое плечо, и, конечно же, состояние радости от сопричастности творчеству.

Лола ДЖАЛАЛОВА, учитель изо школы №1797 «Богородская»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте