“Не хлебом единым жив человек”. Поговорку эту, восходящую к Евангелию, все слышали. Обычно смысл ее трактуется так: людям необходимо не только набивать желудки, чтобы поддерживать физические силы, но требуется и пища нематериальная. Для души. Музыка, литература, кино. Любое общение с прекрасным.
Суть евангельского выражения раскрыта в его продолжении, почему-то менее известном: “Не хлебом единым… но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Вера, конечно, – дело личной совести каждого, личных убеждений. Но надо помнить, что не в приятных ощущениях смысл жизни, а суть красоты не во внешнем эффекте. Она в соответствии внешнего и внутреннего, материи и духа – того самого Слова, которое было в начале всех начал… Нет этого соответствия, нет и настоящей красоты. Красота не может быть лжива. Она всегда обращена к духу. “Пошлым называется все, что обращается не к духу и может возбудить лишь чувственный интерес”. Шиллер в этой жизни кое-что понимал. Он категоричен, но прошло двести лет, и мысль его не потускнела от времени.
Постижение истинной красоты предполагает духовную работу. Кто ее боится, выбирает “чувственный интерес”. Наверное, именно поэтому “видик” заменил книгу. Отсюда жалобы учителей литературы, что сегодняшним детям труднее построить связный рассказ. Они мало читают. Даже “Вий” пытаются пересказать, опираясь на хорошо известный старый фильм. Уж “Вий”-то, кажется, мог бы пойти “на ура” – “ужастик” в некотором смысле… Но нет, лучше смотреть, чем читать. Меньше труда… “Источник знаний” (по Горькому) вырождается в источник развлечений.
Есть две литературы. Одна “обращается к духу”, другая “может возбудить лишь чувственный интерес”. Но так было и будет в любом виде искусства. Это естественно. Это закон. Как в лесу, например, растут и съедобные грибы, и поганки, так и в культуре можно встретить всякое. Только не все можно “съесть”. Вот когда поганок становится чересчур много, значит, что-то не в порядке.
Мы говорили здесь, разумеется, о светском искусстве, которое не является предметом религиозного поклонения, как икона или наскальный рисунок первобытного человека, который следует поразить копьем или стрелами, чтобы охота была удачной.
В природе действует закон увеличения энтропии. Поясним, энтропия – мера хаоса. Заключается этот закон в том, что в некой системе, предоставленной самой себе, энтропия бесконечно возрастает. Попросту говоря, система распадается, гибнет, превращается в набор разрозненных элементов, составлявших некогда единое целое и взаимосвязанных между собой. Дабы избежать распада, энтропию необходимо искусственно сдерживать. Примерно в этом и состоит смысл культурной политики. Ведь не в человеческой власти регулировать количество талантов и гениальных произведений, направлять искусство в то или иное русло. Такое не удавалось даже в самом жестком тоталитарном обществе, а если удавалось, то лишь на время. Но в нашей власти бережно относиться к тому, что уже создано, и к тем, кто создает, стремиться построить жизнь, ориентируясь на духовные маяки.
Государственная культурная политика как раз и состоит в том, чтобы хоть изредка зажигать маяки в беспросветном житейском море, где первая и главная цель человека – просто выжить, в физическом смысле, и где так легко натолкнуться на гибельный риф, сесть на духовную мель. Маяк должен светить всем, пусть даже далеко не каждый пойдет на его спасительный свет.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии