search
main
0

Кредит Ломоносовым и Суворовым XXI века или Западу из России “мозгов” на триллион долларов?

Знаковый характер носит тот факт, что финансирование образования, как с гордостью заявил в Госдуме вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, стало главным приоритетом страны в проекте бюджета будущего года.
Он свидетельствует, что Россия всерьез задумывается о завтрашнем дне, концентрирует ресурсы на формировании будущего интеллекта нации. Но вот вопрос: какой результат дадут 383 млрд. рублей из бюджета-2003, которые предполагается потратить на образование? Не уйдут ли как вода в песок?
Ныне диплом получить даром можно в гражданском или военном вузе. Известно, что поступление в гражданский вуз бесплатно лишь условно. Уровень школьных знаний не соответствует требованиям вступительных экзаменов. Приходится нанимать репетиторов, отдавать ребенка в гимназию или на курсы, где за деньги его подготовят к поступлению куда угодно. Кроме того, студенту нужны деньги на проживание, питание, одежду и т.п. А после вуза не гарантировано трудоустройство по специальности. Словом, учись на свой страх и риск.
По-другому в вузе военном. Если школьная программа усвоена на “хорошо” и “отлично”, нет страха перед турником, кроссом, армейской дисциплиной, в принципе можно и без дополнительной подготовки рассчитывать на курсантские погоны. Их обладателей за казенный счет кормят, одевают, лечат, обеспечивают крышей над головой. Им гарантируют должность после выпуска. Курсанты обязаны лишь “строго соблюдать”, “усваивать в полном объеме” и т.д. Общее у студентов-бесплатников и курсантов – деньги, которые за их образование платит казна, своего рода кредит от государства. И оно вправе рассчитывать, что этот кредит будет возвращен. Но как платят по долгам питомцы вузов в погонах и без?
Минобороны из-за скудного финансирования деньгами сорить не привыкло, поэтому в сфере военного образования отношения заемщика и кредитора отражены в первом контракте, который курсант заключает на время учебы и последующие 5 лет службы. Видимо, предполагается, что за этот срок офицер службой окупает затраты на свое обучение. Но часть курсантов стремится уйти “на гражданку”, используя лазейки в несовершенном законодательстве. Минобороны уменьшило “отказникам” свободу маневра. С апреля 1998 г. военнослужащим-мужчинам 2 месяца учебы в военных учреждениях профессионального образования засчитывают за 1 месяц службы по призыву (контракту).
Теперь вплоть до конца 4-го курса беглецов стало меньше, можно после отчисления “загреметь” солдатом в войска. Но есть еще пятый курс для ухода. К тому же если “отказник” не смог отчислиться во время учебы, то после выпуска шансы уйти из Вооруженных Сил возрастают, а риск уменьшается (в войска-то уже не отправят). Потери же Минобороны равны полной стоимости пятилетнего обучения “отказника”.
Печальная статистика увольнения в запас молодых офицеров породила проекты, предложения мер, включая законодательные, которые по действенности сравнимы с известной директивой времен Великой Отечественной “Ни шагу назад!”. “Заградотрядами” станут деньги, которые военнослужащие должны будут вернуть государству, уходя из вуза и преждевременно разрывая контракт. Появились и мысли об увеличении срока службы по первому контракту с 5 до 10 лет.
На обучение одного курсанта, как утверждает “Независимое военное обозрение” (8 февраля 2002 г.), государство тратит 400 – 450 тысяч рублей. Если умножить эту цифру на число отчисляющихся из военных вузов и увольняющихся лейтенантов, станет ясно, сколь значительны потери средств из госбюджета. Чтобы впредь не пускать их по ветру, “заградительный” закон нужен.
Словом, в армии ситуация ясна, а как же бесплатное высшее образование “на гражданке”? Сколько оно стоит? Это зависит от многих факторов, поэтому среднюю цену определить трудно. К примеру, в электронной версии журнала “Образование и карьера” (N14 за 2001 г.) названа стоимость годовой подготовки в различных вузах гражданского специалиста юридического профиля – от 10 до 200 тысяч рублей. Соответственно пятилетний срок обучения – от 50 тысяч до миллиона рублей (заметьте, верхняя планка выше, чем затраты государства на подготовку двух лейтенантов с высшим образованием!). Умножьте эти показатели на число студентов, и получите громадные цифры государственных расходов. Каким образом эти деньги возвращаются государству? Да практически никаким.
Скажете, что выпускники вузов будут в поте лица трудиться на благо государства и общества, возмещая налогами расходы на свою учебу? Не торопитесь, вспомните, какие масштабы приняла “утечка мозгов” из России, сколько наших студентов ежегодно отправляется за рубеж. По данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, почти 70% студентов не торопятся возвращаться на Родину после учебы за границей. Это наносит ущерб государству вне зависимости от того, чьими деньгами оплачено обучение – личными или казенными. В истории нашей страны достаточно примеров, когда “невозвращенец”, не пожелавший трудиться на Родине, одаривал своими открытиями, изобретениями зарубежье, а соответствующие отрасли отечественной науки и промышленности отставали. Но даже если выезжает не гений, а заурядный выпускник вуза, “утекают” за рубеж те самые государственные капиталовложения в его образование, которые по идее должны обернуться благами нашему обществу от его труда. Вместо возврата долгов за учебу отнюдь не сытой матушке-России он будет “благодетельствовать” и без того богатый Запад.
Есть оценки, свидетельствующие, что вклад нашей отечественной системы образования в развитие ведущих мировых научно-исследовательских центров чрезвычайно велик. По разным подсчетам, из России уехали 1-1,4 млн. наших сограждан, причем значительная их часть имела не только высшее образование, но и ученое звание кандидата (12-15%) и доктора (1,5-2%) наук. Только проценты от этого вклада России в мировое сообщество, по мнению профессора Владимира Зернова, давали бы в год не менее 50 млрд. долларов – больше, чем экспорт сырья, и на порядок больше, чем выручка от экспорта вооружения. А если бы всех специалистов-россиян, которые выехали за рубеж, обучали на Западе, на их подготовку бюджетам различных уровней пришлось бы потратить огромную даже для таких развитых стран, как США, Япония, ведущие страны Европы, сумму – около 1 триллиона долларов США!
Такова отнюдь не полная цена “утечки мозгов” из России. Таков “подарок” отнюдь не сытой России Западу, самым богатым странам мира. Но, невзирая на столь очевидные факты, разговоры о введении некоего выездного налога для покидающих Родину специалистов остаются только разговорами. А ведь введи возмещение затрат государства на их учебу, эти деньги вернулись бы в систему образования инвестициями в интеллект нации, будущих российских “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов”.
Где же выход? В восстановлении некогда эффективной системы тотального государственного распределения выпускников вузов? А как же демократические нормы?
Видимо, проблему можно и нужно решить демократично, на основе рыночных принципов – добровольности, свободы выбора, и четкой правовой ответственности за него. Хочешь учиться на государственные деньги – принимай обязательство отработать определенный срок на пользу стране там, куда Родина пошлет. Не захочешь отрабатывать – верни деньги.
В связи с тем, что ныне много говорится об обычных кредитах на образование, нужно особо подчеркнуть: речь не о ссуде, возвращаемой деньгами, а именно об обязательстве возместить расходы государства трудом или службой по направлению государства.
Судя по всему, Минобороны больше прочих волнуется об эффективном расходовании государственных денег на образование, дальше других продвинулось в решении этой проблемы общегосударственной важности, раньше осознало необходимость принятия нового закона об обязательствах и ответственности обучающихся в военных вузах. Но при всей бесспорнейшей необходимости этих мер возникает вопрос: почему военные должны нести большую ответственность, чем штатские? Ведь и без того на их долю выпадает гораздо больше ответственности, тягот и лишений. И без того ряд прав и свобод военнослужащих ограничен законодательно. А теперь еще их ответственность в связи с образованием ужесточат? Да, это необходимо. Но справедливо ли?
Коль права россиян в погонах должны быть равны правам штатских соотечественников, значит, это равенство нужно гарантировать и в сфере образования. И курсант, и студент, обучающиеся за казенный счет, должны в начале учебы брать на себя однотипные, адекватные расходам казны на их учебу обязательства перед государством. И по закону одинаково отвечать за их выполнение. Закон об этом должен быть не исключительно “военный”, а универсальный, общий, единый для всех россиян – и в военной форме, и в штатском. Когда речь идет не только о громадных убытках казны, но и о завтрашнем дне страны, ее будущем интеллекте, подобная мера кажется очевидной и необходимой.
Быть может, регламентировать законом оплату обучения не в форме предлагаемых ГИФО (безвозмездных даров и безвозвратных убытков государства), а в виде государственного образовательного кредита, возвращать который каждый заемщик (и военный, и штатский) будет обязан мирным либо ратным трудом? И только если откажется, тогда уж деньгами, да с процентами за весь срок кредитования…
Вот это будет и на пользу государству, обществу, и эффективно экономически, и справедливо.
Возможно, тогда Россия перестанет безвозмездно, себе в убыток, разбрасывать по миру “мозги”, таланты, интеллект на миллиарды и триллионы долларов. Тогда у государства будет достаточно средств, чтобы российская земля и впредь щедро рождала собственных Платонов и Невтонов, Ломоносовых и Суворовых XXI века. Тогда те самые 383 млрд. рублей из бюджета-2003, о коих с гордостью заявил в Госдуме вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, и еще миллиарды и триллионы, которые потратит государство на образование в течение последующих лет, не уйдут как вода в песок, а послужат расцвету России.
Пока же кое-кто из одиннадцатиклассников видит в курсантских погонах не путь к офицерскому служению Отечеству, а лишь способ получить образование “на халяву” и заодно избежать солдатской службы. Другие недоросли, перебирая самые престижные вузы России, в которых можно учиться бесплатно, со знанием дела спорят, из какого больше выпускников уехали за границу… Неужто и завтра “пораскинем мозгами” по миру, а государственными деньгами на образование – по ветру?

Иван Емельянов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте