search
main
0

«КРЕАТИВ-ЛАБ»: навстречу переменам

Старшеклассники получили реальную возможность изменить школьное пространство

В 2019 году проект «КРЕАТИВ-ЛАБ» прошел в четырех школах Северо-Западного федерального округа – в Новгороде, Пскове, Шлиссельбурге и карельском поселке Ильинский. В течение недели учащиеся старших классов совместно с российскими и германскими режиссерами, художниками, архитекторами, дизайнерами и драматургами размышляли на тему «Что я могу изменить в своей школе?» и реализовывали собственные проекты. Всего в проекте приняли участие 252 школьника.

Цель проекта «КРЕАТИВ-ЛАБ» – ознакомить российские школы с моделью взаимодействия, когда школьники становятся активными участниками процесса, самостоятельно принимающими решения, а взрослые выступают в роли вдохновителей и помощников.

– На неделю учащиеся полностью переключались с уроков на проектную деятельность: каждая группа выбирала тему и с помощью приглашенных преподавателей воплощала намеченную идею. Школьники получили реальную возможность повлиять на свою повседневную среду и приобрели опыт реализации социальных и художественных инициатив. В конце недели участники делились результатами работы со зрителями – учителями, родителями, учениками других классов, – рассказывает куратор проекта Юлия Поцелуева.

В группе проекта под названием «КуБи» (https://vk.com/kubi2019) зафиксированы все изменения, которые произошли в школах, принимающих участие в проекте «КРЕАТИВ-ЛАБ».

#Шлиссельбург

Участники группы «Медиатехнологии» (тьютор Ася Копичникова) представили сразу пять видеоработ о школьной жизни – триллер «Ревизор», социальные ролики «Карандаши» и «Стадион нашей школы», сатирический ролик «Один день из жизни школьника», презентационный фильм «Добрая почта» – и небольшую выставку из школьных фотографий разных лет о вневременном характере школы.

Группа «Визуальные перемены» под руководством тейп-арт-художника Свена Линнерта вдохнула новую жизнь в две школьные локации, сделав две художественные тейп-арт-инсталляции – «Свет в темноте» в коридоре и «Вне равновесия» в центральном холле. Работу «Вне равновесия» школьники посвятили теме хрупкости баланса учебы и жизни.

Школьники из группы «Социальное взаимодействие» (тьютор Мария Колосова), исследовавшие форматы взаимодействия разных участников учебного процесса, провели для зрителей рекурсивную прогулку-рассказ «Люди».

Мини-группа «Другое пространство» исследовала вместе с хореографом Ксенией Петренко, как пространство школьного класса влияет на самоощущение. Результатом стал экспериментальный перфоманс «Outsiders».

#Псков

В Псковской инженерно-лингвистической гимназии (ПИЛГ) неделю работали сразу шесть проектных групп: в общей сложности 80 десятиклассников разрабатывали собственные проекты, обустраивали и наполняли своими историями новое здание школы. Также в ПИЛГ случился новый и радостный для проекта опыт – тьютором одной из групп стал художник Данила Нелюбов, уже работающий в этой школе преподавателем изо.
Группа «Визуальные перемены – архитектура» Натальи Лукомской выбрала для визуальных перемен сразу три локации: за неделю школьники оживили центральную лестницу геометрическим орнаментом, создали в одной из рекреаций зону отдыха с подиумом «Justrelax» и декорировали фойе второго этажа, где расположены кабинеты математики и физики, настенной росписью «Физмат».

Танцевальная группа Катарины Ивы Нагель задействовала для перформанса-экскурсии «Королевство» несколько школьных коридоров, гардероб и библиотеку, а кульминацией стала сцена в обновленном архитектурной группой фойе «Физмат».

Участники театральной группы (тьютор Мария Колосова) исследовали различные пути социального взаимодействия внутри школы и представили зрителям инсталляцию-рассказ «Комната ЫНБО», пригласив зрителей к диалогу.

Участники группы «Социальное взаимодействие» под руководством театрального педагога Евгении Львовой неделю исследовали, как пространство школы влияет на самоощущение участников учебного процесса, и провели для учителей перформанс «Комната: погружение. Разреши себе нырнуть».

Участники группы «Дизайн и стили» Данила Нелюбова создали две новые точки притяжения в школьном пространстве: коворкинг-зону в небольшой рекреации «ZakuTalk» и внутришкольный мурал (картина, огромное граффити. – Ред.) «Эволюция» у кабинета биологии.

Группа «Визуальные перемены – дизайн» (тьютор Мария Заборовская) решила поработать с внутри­школьной навигацией, так как в большом здании школы (18 тыс. кв. м) несложно заблудиться. За неделю ребята разработали и воплотили в жизнь проект навигации «ЭТО» для одной из школьных лестниц.

#Ильинский

За неделю в поселке Ильинском в Карелии удалось многое успеть: тьюторы проекта провели мастер-классы для учителей по театральным методикам и социальному дизайну, посетили выступление танцевальной студии в местном ДК, а Дарья Дмитриева организовала лекцию Екатерины Барсуковой о социальном дизайне в соседнем городе Олонце.

Школьники девятых, десятых и одиннадцатых классов, разделившись на 4 группы, работали интенсивно.
Группа Екатерины Барсуковой выбрала для визуальных перемен холл первого этажа, решив сделать его более теплым, ярким и уютным. Еще ученики, которые часто проводят там время в ожидании школьного автобуса, чтобы доехать домой в соседние деревни, получили пространство для общения и самовыражения – в холле появились меловые доски.

Героем сцены форум-театра (тьютор Роман Александров) стал класс, который ищет взаимопонимания с учителями.

Танцевальная группа Катарины Ивы Нагель задействовала для перформанса несколько школьных коридоров, а кульминацией стала танцевальная сцена с самолетиками в холле на первом этаже.

Участники экологической группы Дарьи Дмитриевой провели социальный эксперимент и сняли о нем видео, подготовили фотовыставку в холле (предварительно покрасив для этого стену в белый цвет) и перекрасили все школьные урны, сделали несколько инсталляций и целую фотозону из мусора.

#Новгород

За неделю группа «Визуальные перемены» (тьюторы Александр и Марина Николаевы) решила украсить здание школы ярким номером, сделать уютнее раздевалки и коридор. Команда, работавшая над росписью стен мужской раздевалки, не смогла прийти к единому мнению, кто же лучше – «Зенит» или «Спартак», но участникам удалось договориться и придумать вариант, устраивающий фанатов обеих команд. Коридор хотелось сделать визуально светлее, там появились окно и пейзаж с рекой Волхов, находящейся прямо за школой. А женскую раздевалку решили сделать ярче и красочнее.

Группа Яны Лебедевой «Другое пространство» показала ряд хореографических перформансов в кабинете и во дворе школы.

Цирковая группа Феликса Ролоффа работала с жонглированием и театром движения и подготовила несколько сцен из школьной жизни и цирковое представление в спортзале «Мечты и реальность».

Театральная группа построила во дворе школы шатер, в котором провела небольшой перформанс-пикник, где у каждого была своя роль.

Между тем кардинальными изменениям пространства, мироощущения и подходов работы с детьми предшествовала кропотливая работа организаторов проекта. Появились целых два направления работы – летняя школа и проектная лаборатория.

О летней школе

Проектным неделям предшествовала летняя школа в Санкт-Петербурге. Участие в ней приняли сотрудники школ и творческие педагоги, занятые в проекте. Летняя школа позволила участникам ознакомиться с опытом немецких коллег из программы «Культурные агенты для креативных школ», а также обменяться творческими методиками, поделиться ожиданиями и лучше узнать друг друга.

Важной задачей летней школы является поиск общего языка между творческими педагогами, кураторами и учителями (координаторами проекта от школ-участниц).

В первый раз летняя школа перед проектными неделями состоялась в 2018 году. Участник прошлогодней летней школы Екатерина Огородова, преподаватель географии школы №19 города Заполярного Мурманской области, координатор проектной недели «АРТ-ЛАБ» в городе Заполярном со стороны школы, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016, считает, что провести такую летнюю школу исключительно важно.

– Встреча – это возможность для кураторов из школ ознакомиться с культурными агентами прежде, чем начать проектную неделю, – рассказывает педагог из Заполярного. – Это устранило опасения, что мы на неделю получим кота в мешке, и сделало работу продуктивной. Благодаря трем дням в августе сложились личные отношения с членами команды. За эти дни я научилась, например, распределять задачи тренинга, выстраивать тайминг, организовывать неформальное обучение.

О проектной лаборатории
Также в этом году организаторы решили расширить формат проекта и добавить новый элемент – проектную лабораторию. Ее участниками стали учителя и творческие тьюторы, ранее задействованные в культурно-образовательных проектах Гете-института в Санкт-Петербурге и фестиваля «Детские дни в Петербурге». Они прошли тренинги по социокультурному проектированию и разработали собственные проекты, направленные на взаимодействие учреждений культуры и образования.
Идея пришла в связи с тем, что некоторые школы – участницы проектов «Неделя перемен» (2017 г.) и «АРТ-ЛАБ» (2018 г.) Гете-института и фестиваля «Детские дни в Петербурге» не раз обращались к организаторам с просьбой о продолжении сотрудничества. Также у школ был запрос на дальнейшее развитие самостоятельного взаимодействия с локальными художниками.

– У художников, режиссеров, хореографов и учителей из семи школ появился шанс вместе проанализировать ситуацию, придумать идеи и разработать проектные заявки, – рассказала о задумке Юлия Поцелуева, директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге», куратор проекта «КРЕАТИВ-ЛАБ».

Навыки социокультурного проектирования, считает куратор проекта, нужны в работе людей творческих профессий, однако художник редко получает такое знание, выходя из вуза.

– ФГОС предполагают проектную деятельность детей, однако у учителей не всегда есть соответствующий опыт. В итоге школьные проекты часто оказываются рефератами на заданную тему, а не исследованием и решением проблемы, – уточняет Юлия Поцелуева. – Социокультурное проектирование позволяет не придумывать идею ради идеи, а выявить проблемное поле и найти решение, сформировать команду и отыскать ресурсы. В нашем случае важно, что школа получит новый взгляд на ситуацию, благодаря тому что учителя будут работать в команде с художниками. Надеемся, что идеи проектной лаборатории воплотятся в жизнь.

Последействие проектной лаборатории

Проектная лаборатория была не только учебным экспериментальным полем для учителей и художников и личным опытом по социокультурному проектированию. Ее целью было дать заинтересованным командам импульс и инструментарий для дальнейшей совместной работы, а также укрепить мосты между художниками и школами, помочь найти общие задачи. Насколько долгосрочным будет сотрудничество внутри команд и какие из проектов будут реализованы, покажет время. На данный момент несколько команд планируют продолжать совместную работу и собираются воплотить свои идеи в жизнь.

Быстрее всего идея воплотилась в жизнь в школе №1 г. Олонца. Татьяна Панчуева, заместитель директора по воспитательной работе, и творческий тьютор Дарья Дмитриева уже успели реализовать проект «Перемена для перемены» на осенних каникулах.

Цель проекта «Перемена для перемены» – в рамках учебного процесса создать форму/место/условия для самореализации, способствовать формированию позитивного опыта самостоятельного изменения школьного пространства. В течение пяти дней, во время осенних школьных каникул, желающие ученики восьмых классов работали над реализацией собственных идей по изменению школы. Ученики самостоятельно разделились на три группы: первая группа под руководством школьного социального педагога Полины Гуровой исследовала, как можно сделать школьные перемены интереснее; театральный педагог Центра творчества и досуга г. Олонца Мария Няккоева объяснила школьникам, что такое сторителлинг, и ученики создали свои истории о школе; группа Дарьи Дмитриевой занялась физическим изменением школьного пространства – ребята обустраивали пространство, красили объекты.

Задание на дом

Команда из школы №5 деревни Взвад (Николай Панюшев, Анастасия Лазарева), работавшая совместно с петербургским архитектором Кристиной Марченко, планирует провести в деревне арт-резиденцию и уже ведет переговоры о приезде первого художника с мастер-классами.

Ирина Мусийчук из школы №24 г.  скова совместно с коллегой Мариной Анисимовой, художниками Александром и Мариной Николаевыми и режиссером Евгенией Львовой доработала свою идею до грантовой заявки, которую подала на Всероссийский конкурс молодежных проектов. Сейчас команда ждет результатов конкурса.

Общение способствовало появлению и новых горизонтальных связей между школами: Маргарита Мартынова и Елена Сонникова из МОУ «Петровский дворец» (Петрозаводск) нашли новых партнеров для проекта, который был придуман еще до лаборатории. Они планируют пригласить в свой проект Галину Пантюкову из школы №6 г. Северодвинска.

Жизнь проекта после проекта

Ценно, что сам формат проектных недель тоже имеет свои отложенные результаты. Так, например, художник Наталья Ширяева после участия в проектной неделе в 2017 году в Лицее народной дипломатии в Сыктывкаре устроилась на работу в этой образовательной организации преподавателем изо.

#Великий Новгород

Самый яркий пример востребованности и жизнеспособности формата проектной недели – это опыт гимназии «Новоскул» в Великом Новгороде. Гимназия «Новоскул» также принимала участие в проекте в 2017 году, а затем руководство школы и координатор проекта Ольга Банникова вместе с коллегами-единомышленниками решили продолжать ежегодно проводить проектные недели своими силами.

– У нас 80 педагогов, и нашлись 26 человек, которые поддержали идею проведения проектной недели, – рассказывает Ольга Банникова. – Изначально у нас были следующие направления: дизайн, фото, видео, танец, театр. Пришли 10‑е классы, мы спросили, какие идеи они хотели бы реализовать. Десятиклассники написали списки идей, благодаря которым появились еще две группы. Были ребята, которые хотели взаимодействовать с окружающими, поэтому мы сделали группу, которая реализовывала социальный проект. И была группа, участники которой сказали, что хотят всех научить создавать виртуальную реальность. Школьник сам договорился с «Кванториумом», технопарком для детей, где учатся программировать. Он у них взял датчики, дорогущее оборудование, принес в школу и сам проводил проектную неделю.

Визуальная группа нарисовала три больших панно. Панно первой команды посвящено тому, что школа языковая, они сделали символы трех стран. В другой команде девочка пришла с эскизом, идея которого – показать личность в процессе становления. Третье панно содержало надпись «Сила в тебе», где каждая буква состояла из словосочетания «уверенность в себе» на разных языках.

Театральная группа нашла самую главную для них проблему – это поступление в вуз и жизнь после школы. Они делали пародийные студенческие миниатюры «Как я себе это представлял и как это происходит на самом деле».

Танец посвятили проблеме зависимости от телефонов и социальных сетей.

Группа «Виртуальная реальность» проектировала высадку на Луну.

Участники группы по социальному проектированию подумали, что дети не умеют решать конфликты, не умеют быть добрыми друг к другу, и провели занятие для первоклассников.

Группа фото- и видеодокументировала проект. Они сделали что-то типа немого кино, как шпионы прокрались в школу и снимали, как проходит неделя перемен. Это было интересно по жанру, монтажу. Мы узнали, что не так уж много денег нужно, когда делаешь все своими силами. В этом году мы сказали детям, что можно по итогам этого проекта защищать свой индивидуальный проект.

Нам самим интересно, и дети уже приходят с какими-то проектами, идеями, которые они могут реализовать. Здорово, что для этого есть специальное время и люди! – подводит итог Ольга Банникова, педагог немецкого языка и преподаватель проектной деятельности гимназии «Новоскул». – И когда мы заранее знаем, чего хотят дети, можно уже выбирать педагогов. Мы про своих коллег узнаем новое. Например, оказывается, у одного из учителей есть диплом режиссера, а мы об этом и не знали! Это дает и учителям возможность раскрыться. Когда мы с учителями планировали работу в группе, завуч говорит: «А давайте в группе снимем фильм к юбилею гимназии». Я говорю: «Если сами школьники захотят снять фильм к юбилею гимназии, то тогда да, но мы не будем предлагать им готовый вариант». Хорошо, что мы с управленческой командой тоже можем об этом договариваться, никто не обижается, не давит друг на друга».

#Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге опыт проектных недель тоже получил свое продолжение. Юлия Поцелуева, один из кураторов проекта «КРЕАТИВ-ЛАБ», совместно с коллегами из Европейского университета приняла участие в разработке проекта «Перемена», который базировался, с одной стороны, на опыте проектных недель «КРЕАТИВ-ЛАБ», а с другой – на опыте проекта инициативного бюджетирования «Твой бюджет» Европейского университета. Администрация Петроградского района выделила на инициативы-победители 3 миллиона рублей: на реализацию идеи, связанной со школой или ее территорией, – 0,5 млн рублей, на реализацию идеи по улучшению района за пределами школы – 2,5 млн рублей.

Со 2 по 6 сентября 2019 года в школе №86 Петроградского района проходила проектная неделя проекта «Перемена»: десятиклассники вместе с тьюторами – профессиональными архитекторами и художниками – решали, как они хотят изменить и улучшить школу и район. Школьники устраивали мозговые штурмы, формулировали проблемы и искали варианты решения, выходили в город и анализировали площадки, которые хотели бы использовать для реализации своих идей, клеили и выпиливали макеты, снимали и монтировали ролики о своих инициативах.

Итогами проектной недели стали презентации инициатив для школы и района. Участники проекта «Перемена» озвучили восемь предложений по изменению школы и пришкольной территории и шесть идей для района. Среди инициатив для школы – ремонт и трансформация актового зала, оборудование места для встреч и общения, школьная баскетбольная команда, откидные парты в коридорах, благоустройство школьного двора, модульная многофункциональная мебель, которую можно использовать как стол, стулья, шкаф или место для выставок. В районе десятиклассники школы №86 внесли свои идеи в благо­устройство участка набережной реки Карповки, обустройство спортивной площадки «СПарта» (спорт + парта), создание информационных точек «АУ!», молодежного музея, площадки с многофункциональной мебелью, которая совмещает в себе беседку, скамейки и столики, навес и качели.

Затем участники сами решали, какие из инициатив они доработают и представят на голосование. Победителя среди школьных инициатив выбирали все учащиеся школы №86 (кроме младших классов), им стал проект по переустройству актового зала. За инициативу по изменению района голосовали представители всех школ Петроградского района, было выбрано два проекта: «Живой мессенджер» (городское пространство для общения) и проект по благоустройству участка набережной реки Карповки.

Читайте также статью «АРТ-ЛАБ» шагает по стране», материал опубликован в «УГ» №6 от 2019 года и доступен по ссылке http://www.ug.ru/archive/77677.

P.S. В подготовке текста участвовали Дарья КОНОНЕЦ, Юлия ПОЦЕЛУЕВА – кураторы проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте