Представленный конспект урока демонстрирует возможность воспитания учащихся в духе традиционных нравственных ценностей на примере страноведческого текста «Французская семья сегодня» с использованием материала исследовательской работы «Гражданский брак и отношение к нему молодежи г.Кувандыка», ставшей лауреатом Муниципальной научно-практической конференции «Науке – старт молодых» (2006). Образовательные и воспитательные цели урока реализуются через использование современных образовательных и информационных технологий.
Концепция урока: духовно–нравственное воспитание старшеклассников, их нравственное самоопределение в современном обществе является сегодня одной из основных целей образования.
Цели урока:
Формирование социокультурной, речевой и компенсаторной компетенций учащихся, расширение знаний о нравственных ценностях страны изучаемого языка, сопоставление их с российскими, ознакомление с понятием «брак» в светском и религиозном понимании.
Развитие коммуникативных навыков, исследовательских умений анализа, абстрагирования и конкретизации, сравнения, обобщения. Развитие умений группового взаимодействия.
Воспитание таких качеств личности как ответственность за свои поступки, уважение к традициям своих предков, чувство долга и нравственная чистота. Воспитание отношения к семье как к нравственной ценности общества.
Сопутствующие задачи: развитие умения использовать дополнительную информацию, развитие умения публичного выступления, развитие умения аргументации.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
1. по источникам знаний: словесные, практические;
2. по степени взаимодействия учителя и учащегося: аналитическая беседа с элементами дискуссии;
3. по конкретной дидактической задаче: урок обобщения и систематизации знаний;
4. по характеру познавательной деятельности: проблемный, исследовательский;
5. по характеру движения мысли: дедуктивный.
Используемые технологии: проблемного обучения, исследовательского обучения, игромоделирования, технология развития критического мышления.
Наглядность и ТСО: видеоклип песни Alisee, презентация слайдов cо свадебными фотографиями, компьютеры, мультимедийный проектор.
Литература: УМК Григорьева Е.Я. Учебник французского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 3 изд.- М., 2003. – 272 с.
Дополнительная литература:
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.)
Гурболиков В. От репетиции к предательству. О «гражданском браке» и «пустых формальностях» //Фома.-№4.- 2005.-С.62-66.
Чалая Л.А., Бочкова Т.А. Эволюция семейно-брачного права и особенности его развития в России: Сравнительно-правовой экскурс//История государства и права. 2001. №1. С. 28-30
Формы работы с детьми: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Ход занятия
1.Организационный момент. Приветствие учителя, мотивация на работу. Создание эмоционального настроя, мотивационного фона: просмотр видеоклипа с песней юной французской певицы Ализэ, посвященный первой любви молодых людей.
– Bonjour, chers amis! Je suis ravie de vous voir. Comment ca va? Qui est absent? La jeunesse –c’est la periode de la premiere amour. La belle Alisee chante pour vous.
Aujourd’hui on va parler du mariage, de la famille francaise.
2. Сообщение цели и задач урока.
– Aujourd’hui a la lecon on doit savoir:
a) comparer les types de cellules familiales en France et en Russie;
b) definir la notion une cohabitation juvenile ;
c) exprimer son propre attitude au marriage, aux cellules familiales
d)analiser les resultats de l’etude de N. Slavkine a ce sujet.
3.Работа с текстом (см. Приложение 1) «Французская семья сегодня». Задания перед текстом.
– Ouvrez vos livres a la page 214 – “La famille francaise aujourd’hui”, lisez le titre, regardez les photos et dites, quelle est l’idee maitresse du texte? De quoi s’agit-il dans ce texte?
Прогнозирование и устранение фонетических и лексических затруднений. Развитие языковой догадки через контекст, антонимы, синонимы, этимологию слов, наводящих вопросов.
– Ecoutez et repetez (слова на слайде): un mariage, une cohabitation juvenile, des cellules familiales, un mariage religieux, une famille naturelle, a l’allegements de l’impot.
Trouvez ces mots et soulignez les dans le texte, tachez de les comprendre.
Чтение текста с извлечением нужной информации: вопросы на слайде (самостоятельно) Ответы на вопросы (в парах).
– Lisez le texte et repondez aux questions:
Quels types de cellules familiales existent – elles en France?
Quel age minimum requis pour le mariage pour les jeunes gens en France et en Russie?
Qu’ est – ce que c’est qu’ un mariage, une cohabitation juvenile?
Y a – t – il une difference entre la famille legitime et la famille naturelle?
Проблемная беседа по тексту (фронтально).
– Depuis 1975 en France et puis en Russie on assiste de plus en plus a ce qu’on appelle la cohabitation juvenile. Et en Russie, est – ce qu’ il existe le probleme de la cohabitation juvenile?- Vous avez raison. Chaque 10 famille en Russie est la famille naturelle, chaque 3 enfant est ne en dehors de la famille. En France- chaque 2. Quel est le point de vue religieux au mariage? – Le mariage religieux – c’ est l’ union immortelle d’un homme et d’une femme, sacree par le Dieu. Le mariage civil – c’ est l’ union devant les hommes, devant l’etat. Le premier mariage civil etait enreigistre en 1917 par A. Kolontai et son mari. Il n’etait pas long. Qelles cellules familiales sont plus fortes: dans la famille naturelle ou dans la famille legitime? Et les enfants de ces familles ont-ils les memes droits? Et en Russie?
4. Выполнение задания на компьютере с целью разграничения понятий «гражданский брак» и «официальный брак» (самостоятельно). Заполнение таблицы. Сравнение получившихся результатов. Подготовка к дискуссии.
– Dans la notion «la famille naturelle» entre obligatoirement (уберите лишнее):
– habiter ensemble;
– s’aimer;
avoir le budjet commun;
le desir d’avoir des enfants;
– etre fidels;
l’absence des obligations;
– la responsabilite;
la division des obligations
( le marie est le soutien. La femme est la mere, la gardienne du feu)
– la liberte
Dans la notion «la famille officielle» entre obligatoirement (уберите лишнее):
l’absence des obligations;
-la responsabilite;
(le marie est le soutien. La femme est la mere, la gardienne du feu)
5. Игромоделирование (работа в группах). Класс делится на две группы: «за» и «против» гражданского брака, каждая группа выдвигает свои аргументы, ранжирует их, и опровергает аргументы соперника. Подведение итогов дискуссии.
– Et votre opinion a ce sujet, etes- vous pour ou contre «la famille naturelle» et pourquoi? Je vous propose de vous diviser en 2 groupes et de vous persuader de votre point de vue.
6.Представление исследовательской работы Никиты Славкина «Гражданский брак и отношение к нему молодежи г. Кувандыка» (см. Приложение 2).
– Nikita a fait le sondage d’opinion parmi des eleves de 9, 10 et 11 classes pour savoir leur rapport a la cohabitation juvenile. Regardez les resultats.
7.Задание на дом (дифференцированно). Оценивание работы учащихся. Итоги урока, степень выполнения задач урока. Просмотр презентации со свадебными фотографиями родителей учащихся. Музыкальное сопровождение – Джо Дассен «L’ete indien».
Le devoir a domicile:
А. Faites le petit projet: «Je reve, que ma famille soit…» В. Comparez la famille en France et en Russie C. Parlez de la famille francaise d’aujourd’hui, en consultant le texte.
Regardez les photos de vos parents. Comme les fiancees sont belles dans leurs robes blanches. Comme vos peres sont galants. J’espere, que vous choisissiez la famille legitime dans votre future et que votre mariage soit heureux.
Марина Кожухова, учитель французского языка средней школы №1 города Кувандыка Оренбургской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Во вложенном файле – Приложение 1
Фото с сайта http://you-and-family.ru.
Приложение 2 к конспекту урока.
«Гражданский брак и отношение к нему молодежи г. Кувандыка».
Введение
Актуальность исследования. Большая российская энциклопедия определяет гражданский брак как \”брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви\”(3), а Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона добавляет: \”Борьба между церковью и государством привела к установлению в большинстве европейских стран гражданской формы брака, согласно которой брак заключается без участия духовенства органами государственной власти.\”(11) Так что изначально под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания, но признанные государством. Гражданский брак – это союз, зарегистрированный отделом Записи Актов Гражданского Состояния. То есть Загсом. Гражданский брак возник в 1917 году, после революции и активно внедрялся властями в народ как противовес традиционному церковному браку. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях отношения между мужем и женой строятся на устном договоре. Именно такой трактовки данного понятия мы будем придерживаться в нашей работе.
На одном из сайтов Интернета были приведены результаты такого исследования: 70% мужчин, живущих в гражданском браке, считают себя холостыми. При этом 90% женщин в этой ситуации считают себя замужем. Так что же это за явление – гражданский брак? Репетиция перед семейной жизнью, настоящая семейная жизнь, или завуалированная форма блуда, пытающаяся его как–то оправдать?
Заимствованное с Запада, это явление получает все большее распространение в России, несмотря на несхожесть наших менталитетов, нравственных устоев и традиций. Проблема «гражданского брака» уже стала предметом пристального изучения психологов, социологов, юристов (Дружинин В.Н., Захаров А.И. и др.).
Традиционно малые города, благодаря компактности проживания, преобладанию частного сектора домов, преимущественно сельскому укладу жизни, придерживаются патриархальных традиций и менее подвержены новомодным течениям, в том числе и в отношении брака. Однако отношение молодежи малого города к этой проблеме, современная оценка обществом подобной формы семейных отношений изучены недостаточно. Противоречие между нарастающей распространенности данного явления среди современной молодежи и малой его изученности в условиях малого города привело к проблеме изучения гражданского брака и отношения к нему молодежи. Объект исследования – понятие брака в обществе.
Предмет. Гражданский брак как одна из форм семейных отношений с точки зрения молодых людей малого города.
Цель. Изучить проблему гражданского брака в современном обществе и определить отношение к нему молодежи малого города.
Гипотеза исследования:
– Появление и массовое распространение гражданского брака в современном российском обществе является следствием несоблюдения культурных традиций.
– Большинство школьников и студентов г. Кувандыка определяют гражданский брак как репетицию семейных отношений и положительно относятся к нему.
Задачи исследования:
1. На основе изучения истории брачных отношений, раскрыть понятие «гражданский брак».
2. Рассмотреть традиционное отношение к браку в российском обществе.
3. Изучить данные социологических исследований отношения к гражданскому браку в обществе.
4. Определить отношение молодежи г. Кувандыка к гражданскому браку.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение;
– эмпирические: анализ литературы, опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, статистической обработки данных.
Новизна исследования: предпринята попытка рассмотреть проблему гражданского брака комплексно, обобщив историю возникновения, степень распространенности, отношение молодежи малого города к этой проблеме.
Теоретическая и практическая значимость: проведенное социологическое исследование дополнит данные социологов по этой проблеме; результаты могут быть использованы также педагогами, родителями, молодыми людьми, вступающими в семейные отношения.
Базой исследования послужили учащиеся 9-11 классов школы № 1 и студенты гуманитарного юридического колледжа г. Кувандыка.
Этапы работы:
I этап – изучение научно-популярной литературы (сентябрь-декабрь 2005г.);
II этап – сбор и обработка статистических материалов (январь-май 2006г.);
III этап – анализ и обобщение результатов исследования, текстовое оформление работы (июнь-октябрь 2006).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Глава I. Традиционное понимание брака в обществе
1.1 История становления семейных отношений на Руси.
Понятие семейных отношений – это сложный феномен, который охватывает не только сферу личностной жизнедеятельности, но и национальную культуру и традиции. У славян переход от многоженства в язычестве к моногамии произошел достаточно поздно (10 в.) и был форсирован принятием христианства.
Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Православная церковь начинает играть важнейшую роль и в государственных делах и в жизни народа. Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (10-11 вв.) – это наиболее ранние из известных нам документов, содержащих нормы семейных отношений на Руси. Они осуждали многоженство, наложничество, прелюбодеяние и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Законным признается церковный брак, как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, управляемая отцом. Авторитет главы семьи подчеркивался тем, что муж, отец занимал главное место за столом и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью, жена находилась в подчинении.
В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. – в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие».(6) Православная церковь признавала возможность развода, основным поводом которого являлось прелюбодеяние.
В середине 50 годов 16 века появляется документ Домострой. Обязанность главы семьи («государя») по Домострою – забота о благосостоянии дома и воспитание членов семьи. Жена является регулятором эмоциональных отношений в семье. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Нравы были строгие, сексуальные отношения находились под жестким контролем общественного мнения, в особенности для женщин.
Реформы Петра I, которые коренным образом изменили социально-политическую жизнь российского общества, отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. Одним из важных указов Свода Законов Российской Империи был указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния, приговора одной из сторон к вечной каторге, неизлечимой болезни, посягательства на жизнь другого супруга, безвестного отсутствия и поступления в монашество.
В 18 – середине 19 в.в. в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии, не включая родственников по боковой линии (двоюродные, троюродные братья, племянники и т.д.). Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью. Большая семья у горожан отмерла в 18 веке.
В 19-20 в.в. в странах Европы появляется гражданская форма заключения брака, существовавшая либо как альтернатива церковному, либо как дополнение к последнему. Но Российская империя до конца своего существования не признавала гражданский брак. Обращает на себя внимание тот факт, что во второй половине 19 – начале 20 вв. в России практически не было разводов.
Семейные отношения в 19 в. определялись Сводом Законов Российской Империи «О правах и обязанностях семейных». В дореволюционной России были сильны патриархальные и авторитарные воззрения, которые включали учение церкви о подчиненности жены мужу. Крестьянская семья была самой традиционной, наименее подверженной изменениям. До начала 20 в. Россия оставалась крестьянской страной. В регулировании семейных отношений в крестьянской семье главную роль играл не закон, а обычаи и традиции. Женитьба была моральным долгом каждого. В силу этого в русской деревне вплоть до начала 20 в. сохранялся высокий уровень браков. Молодые вступали в брак по родительской воле, которая отражала не прихоть старших, а интересы семьи в целом. Семья рассматривалась как фактор благополучия. У русских крестьян преобладала большая отцовская семья. Итак, патриархальная семья отличалась четко выработанными нормами семейной жизни. В условиях нелегкой крестьянской жизни иерархичные отношения обеспечили долгое существование семьи, как социально института.
Наиболее качественные, но отнюдь не положительные изменения в брачно-семейных отношениях происходят вследствие победы Октябрьской революции 1917 г. и политики государства в отношении семьи и брака, направленной фактически на разрушение семьи. Первый гражданский брак в 1917 году зарегистрировала Александра Коллонтай с супругом. К слову сказать, этот союз не был удачным и через некоторое время распался. В течение первых лет советской власти провозглашается свобода брака и развода, устанавливается принцип раздельности имущества супругов (ст. 105 Семейного кодекса 1918 г.). Новым становится вовлечение женщин в общественное производство. Одной из важных задач советской власти становится «освобождение и равноправие женщин». Политика советской власти была направлена на то, чтобы свести роль отца к нулю, а всю ответственность за воспитание детей переложить на «общество».
20 января 1918 года, новое российское правительство приняло Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Государство и общество было объявлено атеистическим (атеизм – отрицание Бога). Утверждается полная независимость от церкви, юридическую силу приобретают только браки, зарегистрированные в органах загса. Семья рассматривается как главный оплот коммунизма.
По мнению современных исследователей, уже в 1960-1970-е г.г. преобладающей становиться эгалитарная семья, основанная на равноправии супругов. Наряду с этим распространяются теории раскрепощения полов и свободной любви. Политика навязывания коллективного хозяйства, запрещение институтов частной собственности и наследования направляется, прежде всего, на уничтожение многовекового крестьянского уклада семейной жизни, характеризующегося многодетностью. Дружинин В.Н. определил «семью» в СССР как пример наиболее яркого проявления краха нормальной семьи. «Лишение мужчин социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и нести за нее ответственность, а также воспитывать детей, привело к краху семьи как социального института». (4;С.45) В соответствии с п.2 ст.1 СК РФ признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, фактические брачные отношения не влекут возникновение взаимных прав и обязанностей супругов.
Современная семья находиться в состоянии кризиса. Она уменьшается в размерах, увеличивается число разводов (так, в Оренбуржье на 1000 браков приходится 850 разводов), а молодые люди вообще не испытывают потребность соединить свою жизнь с другим человеком, предпочитая кратковременные контакты или гражданский брак. Ценность приобретает индивидуальная жизнь человека, не обремененная семьей. Требование быть верным в браке многими людьми расценивается как претензия на личную свободу. Библия говорит о том, что верность супругов друг к другу является одной из характерных черт богоугодного брака (Гал. 5:19). «Брак у всех будет честен и ложе непорочно; блудников и прелюбодеев судит Бог» (Ев. 13:4). Но сегодня блуд и прелюбодеяние, благодаря пропаганде средствами массовой коммуникации, многими расценивается как нормальный, здоровый образ жизни.
Итак, определенные законы и нормы, столетиями определяющие уклад семейной жизни сегодня постепенно теряют свою актуальность. Современная семья – это уже не патриархальный институт. По образу жизни мы все более приближаемся к типу западных семей, ориентированных на равноправие. В итоге это привело к тому, что женщина, а не мужчина фактически является сегодня главой семьи. Об опасности такого положения говорят не только церковнослужители, но и профессиональные психологи (Дружинин В.Н., Захаров А.И. и др.), называя семью, где доминирует мать, аномальной.
1.2 Понятие брака в православной традиции.
Семья как социальный институт появилась значительно раньше классов, наций и государств. Сотворив первую пару Адама и Еву, Бог осуществил свой замысел создания института брака, в котором мужчина и женщина становятся одной плотью (Быт. 2:24), т.е. едиными в духе, душе и теле. Брачные узы так, как замыслил их Всевышний, дают человеку многие преимущества. Они обеспечивают близкие личные отношения и потребность в общении: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 1:18). Брак – это законный путь, которым дети приходят в мир. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28). Во второй главе Бытия определены отношения между мужем и женой, где жена является помощницей мужа.
В результате грехопадения многое изменилось в отношении между мужчиной и женщиной. Одно из следствий грехопадения заключается в разрыве отношений с Богом, и соответственно люди стали строить свою жизнь по собственному усмотрению, игнорируя Божии установления.
В структуре семьи Библия определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее положение: «Жена да убоится своего мужа» (Еф 5:33). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…». Брак, с точки зрения христианства, – это союз навсегда. Два человека дают очень серьезное обещание перед Богом или перед людьми, что они будут вместе, несмотря на все трудности, которые могут их ожидать. Преодолевая конфликты и трудные периоды, они пройдут рука об руку всю свою жизнь. Это и есть содержание брака, которое отражено в его форме. Отказываясь от формы, люди отказываются и от ответственности.
Интересно, что русское слово \”брак\” происходит от слова \”брать\”. Вступая в брак, партнеры берут на себя некие обязательства относительно друг друга. И что важно, делается это перед значимой инстанцией – перед Богом (в церкви), перед законом (в Загсе), и перед людьми – «свидетелями», (хотя сейчас участие «свидетелей» в брачной церемонии не обязательно).
Любовь заключается в подлинных, а не свободных обязательствах друг перед другом. И дело не в форме как таковой, а в том, что эта форма свидетельствует о серьезности намерений, о готовности принять на себя ответственность.
1.3 Брак с точки зрения башкирской культуры
C древнейших времен в башкирской культуре заключение брака, воспитание и в физическом, и в духовном отношении здорового потомства считались делом, достойным настоящего человека, заботящегося не только о своем личном благополучии, но и о судьбе своего народа. «У того, кто не женится, корни иссохнут», «И у птицы есть гнездо», «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретает», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет», – предупреждало взрослое поколение тех, кто легкомысленно относился к своему долгу, будущему своего рода, судьбе нации.
Понятия «брак» и «семья» в народном сознании неразрывно переплетались с понятием «любовь».
Любовь для башкира – возвышающее и облагораживающее начало («Краса жизни – с любимым», «В любящей душе лжи не бывает»). Это вдохновенное, страстное состояние души, вырывающее человека из привычного и обыденного мира, заставляющее страдать и мучиться («У невлюбленного душа спокойна», «Любить – огонь глотать»). Мифопоэтические произведения, сказочный фольклор, песенное творчество башкир изобилуют яркими образами влюбленных, защищающих чистоту и неприкосновенность своих чувств, право на любовь и счастье. В беззаветно и преданно любящих друг друга эпических образах Урал-батыра и Хумай, Хаубана и Нэркэс, Заятуляка и Хыухылу и др. народ выразил свою мечту об абсолютной взаимной любви, не омраченной сомнениями и не оскверненной физическими и нравственными уродствами. Любовь для башкир – основа жизни, обретение осмысленности своего пребывания в мире.
Брак для башкир – это гармония, соединение двух и физически, и духовно здоровых начал, ответственных за продолжение рода, за воспитание подрастающего поколения, способного стать достойным продолжателем национальной традиции. С древнейших времен башкиры с особой заботой относились к нравственной чистоте будущей матери. В частности, большое количество пословиц и поговорок в башкирском паремическом творчестве, отражающих представления людей о девичьей и женской чести, социальные требования к нравственному облику женщины, являющиеся идейными ориентирами традиционного семейного воспитания, позволяет судить о том, какое значение придавалось подготовке башкирской девочки к предстоящим в жизни изменениям ее онтологического статуса в качестве взрослой девушки и женщины (будущей жены и матери).
Отгремели свадебные торжества. Вступление молодоженов в разряд супругов очерчивает перед ними целый ряд нравственных обязательств по отношению друг к другу, к близким, родственникам, окружающим, обществу. Суть этих обязательств в лаконичной форме определяется пословицей: «Пусть после тебя род сохранится, на том месте, где ты жил, очаг сохранится». Как бы испытательным сроком для молодой семьи является годовой период, в течение которого она находится как бы в переходном состоянии, когда советы и помощь родителей и родственников жизненно необходимы. С появлением на свет первенца за молодой супружеской парой окончательно закрепляется общественный статус семейных людей со всеми вытекающими отсюда правовыми и этическими нормами, продиктованными родительским долгом и ответственностью за сохранение брака.
Выводы по I главе.
Рассмотрев историю возникновения семейных отношений, мы выяснили, что на Руси во времена язычества существовала полигамия, с принятием христианства и установлением моногамии институт семьи укрепляется и поддерживается церковью. Патриархальный уклад семьи начинает разрушаться после Октябрьской революции, брак признается государством лишь после регистрации в ЗАГСе.
Брак, с точки зрения христианства, – это союз навсегда. Главенствующее положение в семье занимает отец.
Подобное же отношение к браку и в башкирской культуре, где брак воспринимается как соединение двух любящих людей для продолжения рода.
Глава II Гражданский брак в понимании современной молодежи
2.1 Социологические исследования проблемы гражданского брака в обществе.
По данным Агентства региональных исследований, поступивших в ИТАР – ТАСС, большинство россиян (72%) считают самой приемлемой формой семейных отношений официальную регистрацию в ЗАГСе (9). Особенно официально оформленный брак привлекателен для женщин.
В отечественной юридической практике под гражданским браком понимаются незарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной, живущими вместе на одной территории и ведущими совместное хозяйство в течение 1 месяца.
Исследования свидетельствуют о том, что добрачное сожительство – это не лучший путь подготовится к браку или избежать развода. Так, увеличение количество сожительств не является позитивной семейной тенденцией, а сожительствующие союзы ослабляют институт брака и ведут к разводам.
Совместная жизнь до брака повышает риск насилия над женщиной, риск физических и сексуальных оскорблений детей. Брачный показатель для сожительствующих пар снизился. За последнее десятилетие процент сожительствующих матерей, которые заключили брак с отцом ребенка, снизился с 57% до 44%. Выяснилось, что пары, не жившие вместе до свадьбы, имеют гораздо больше шансов сохранить брак. Исследования свидетельствуют о том, что неженатые пары менее счастливы и благополучны, чем женатые. Ежегодные показатели депрессии среди сожительствующих пар более чем в 3 раза выше, чем среди женатых. Люди, готовые сожительствовать, как правило, более проблемные, поэтому и отношения с ними непростые, нестабильные. Они намного быстрее и легче расстаются (9).
В своей работе мы используем также данные социологического исследования, проведенного среди студентов Омского государственного аграрного университета (13). Почти половина (45%) респондентов считает гражданский брак приемлемой формой отношений. Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. Опрошенные студенты проявили абсолютную солидарность с этим мнением (100%).
Респонденты заявляют, что гражданский брак позволит научиться уважать пространство чужой жизни (75%), ценить собственную свободу (15%) и обрести бесценный сексуальный и житейский опыт (см. Приложение 1).
В «гражданском браке» человек изначально настроен на то, что отношения будут безоблачными. А если они вдруг станут напряженными, то пусть к отступлению свободен, ты можешь тут же убежать. Это заложено изначально, в самой сути «гражданского брака» и чаще всего это приводит к разрыву, реже – к осознанию того, что надо вступать в настоящий брак.
По мнению Гурболикова В. (6), молодому человеку зачастую очень трудно отделить форму от содержания. Он страшный формалист. И ему кажется, что причиной развода на самом деле является штампик в паспорте.
Ему кажется, что вся беда состоит в том, что люди приняли друг перед другом некие формальные обязательства. А вот если бы они их не приняли, то все было бы по-другому. Тут как раз и возникает идея, что свободное сожительство, «гражданский брак» – это самое лучшее средство для того, чтобы избежать формализации семейных отношений и впоследствии создать настоящую глубокую серьезную семью.
Когда человек хочет избежать зла, когда молодые люди думают, что на основе «свободного» сожительства можно создать какие-то крепкие отношения, они опираются на мысль, будто такое сожительство не является браком, будто бы «гражданский брак» является некой репетицией перед созданием настоящей семьи. «Если я не расписался, не венчался, то еще не произошло ничего непоправимого, ничего серьезного. При всех наших чувствах мы свободны от обязательств, мы любим друг друга просто так – чисто и светло».
Проблема здесь в том, что они, на самом деле, уже создали семью и взяли друг перед другом те же обязательства, которые берут супруги в обычном зарегистрированном браке, но не осознали этого. Такое положение грозит бедой вашей семье, которая уже есть. Если вы любите друг друга – не бойтесь друг друга любить всецело (6).
2.2 Отношение к гражданскому браку молодежи г. Кувандыка
Город Кувандык с населением около 30 тыс. человек относится к так называемым малым городам. Большой частный сектор домов, компактность проживания, преимущественно сельский уклад жизни способствуют сохранению в городе патриархальных традиций, в том числе в отношении брака. Однако подобная форма семейных отношений все чаще встречается в молодежной среде кувандычан. С целью выявления отношения жителей нашего города к гражданскому браку мы провели опрос среди населения нашего города. В группе респондентов от 25 до 60 лет (всего 30 человек, из них 20 женщин и 10 мужчин) категорически против такой формы брака высказались 24 человека (80%), причем абсолютное большинство из них женщины – 18 человек (90%) и 6 мужчин (60%).
На вопрос «Как Вы относитесь к гражданскому браку?», 38 (25%) опрошенных ответили положительно, 85 (56%) отрицательно, 27 (18%) человек выбрали ответ «безразлично».
Из числа положительно оценивающих гражданский брак 22 (58%) юноши и 16 (42%) девушек.
В ходе исследования мы попытались ответить на вопрос «Чем чаще всего заканчивается такой брак – официальной регистрацией или разводом?». Нам стало известно о 8 парах, живших гражданским браком; пять из них оформили свои отношения, три пары распались. Нам удалось побеседовать с одной из пар, год проживших в гражданском браке, и затем зарегистрировавшихся и повенчавшихся в церкви. Чета В. считает, что этот год помог им лучше узнать друг друга, проверить свои чувства. Студент П., проживший со своей избранницей полгода и расставшийся с ней, очень переживает этот разрыв и считает, что жениться нужно сразу, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили».
В 11 классе состоялась дискуссия на тему «Гражданский брак: «за» и «против». Почти все мальчики и половина девочек поддерживали гражданский брак как необходимый этап перед женитьбой. Но обосновывали эту необходимость по-разному: девочки считали, что в быту, когда проходит романтика отношений, люди меняются и необходимо познать человека с этой стороны, а мальчики говорили о том, что если они в этот период встретят другую и влюбятся, то еще будет не поздно все изменить. После такого «аргумента» несколько девочек пересмотрели свои взгляды на гражданский брак. В ходе дискуссии мы пришли к выводу, что глубоко узнать будущего супруга до брака невозможно, как и вообще познать другого человека и даже себя до конца практически невозможно. По мере развития отношений между мужчиной и женщиной эти отношения проходят через три основных стадии: 1. Жених и невеста 2. Муж и жена 3. Отец и мать. И никакая репетиция семьи не предугадает, как молодые люди пройдут эти стадии.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что более трети молодых людей города Кувандыка оценивают положительно такое негативное явление как гражданский брак, что может иметь отрицательные последствия для укрепления социального статуса семьи и приведет к дальнейшему снижению демографических показателей. Необходима систематическая работа по воспитанию в молодежи отношения к браку, к семье, как к традиционной ценности нашего народа.
Выводы по II главе.
· Согласно социологическим исследованиям 72% россиян считают самой приемлемой формой семейных отношений официальную регистрацию в ЗАГСе.
· Городская молодежь более терпима к гражданскому браку: половина опрошенных студентов ОмГАУ считают такую форму семьи приемлемой для себя.
· В малых городах положительно относящейся молодежи к гражданскому браку меньше – 38%. Этот показатель – свидетельство того, что негативная тенденция отхода от традиционного семейного уклада коснулась и малых городов.
Заключение
В данной работе нами прослежена история становления семейных отношений на Руси, которая показала, что с 10 века и по начало 20 века на Руси брак освящался церковью и определялся христианскими канонами. Супруги давали обет верности друг другу перед высшей инстанцией – Богом, и на протяжении тысячелетней истории России разводов практически не существовало.
С отделением церкви от государства последнее взяло на себя обязанность защиты и сохранения института семьи. Супруги заключают брак перед законом. Государство заинтересовано в сохранении семьи, разводы не поощряются, хотя уже не редкость.
Заимствованный с Запада, так называемый гражданский брак воспринимается большинством как репетиция брака. Молодые люди не хотят отягощать себя какими-либо обязательствами, брак заключается друг перед другом – низшая инстанция.
Проведенные социологические исследования показали, что третья часть молодежи малых городов считает приемлемой такую форму семьи как гражданский брак, что является следствием несоблюдения вековых традиций в провинции, одним из показателей нравственной деградации российской глубинки.
Библиография
1. Аргентова Т. Е, Лидовская Н. Н. Гражданский брак как предмет социально-психологического исследования Интернет http://www.woman.ru, 2003.
2. Ареева Т.Ю. История развития брачно-семейных отношений, начиная с библейских времен // http://www.hrigaz.narod.ru, 2003.
3. Большая российская энциклопедия Интернет:http://www.hrono.ru.
4. Вантадаш// Соотечественник.-2003.-№1 С.23-26.
5. Гончаров Ю.М. Историческое развитие семьи в России в 18 -начале 20 века // Преподавание истории в школе. 2001. №7. С. 21-32.
6. Гурболиков В. От репетиции к предательству. О «гражданском браке» и «пустых формальностях» //Фома.-№4.- 2005.-С.62-66.
7. Дружинин В. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
8. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.
9. Косова О.Ю. Существуют ли \”фактические браки\”? // СибЮрВестник. – 1999. – № 1.
10. Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука о сотворении мира. М., 2001.
11. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона Интернет: http://russia.agama com/bol/.
12. Носкова А.В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси: Социологический анализ // Вестник московского университета. 2002. №1. С. 75-84.
13. Отношение к гражданскому браку студентов ОмГАУ. Результаты соц. исследований Интернет: http://www.naritsyn.ru, 2003.
14. Психология семьи. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2000.
15. Ромашевсая Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. М., 1999.
16. Соловьев С.М. История и рассказы по истории России. М., 1989.
17. Сорокин А.И. Российская семья и три законопроекта по ее охране. М., 1999.
18. Чалая Л.А., Бочкова Т.А. Эволюция семейно-брачного права и особенности его развития в России: Сравнительно-правовой экскурс // История государства и права. 2001. №1. С. 28-30.
19. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996.
20. Шестун Евгений, протоиерей. Православная семья. Самара, 2000.
21. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
Комментарии