search
main
0

Красота в плитках. Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Русские изразцы»

Цель: знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства, выработка умений применять полученные ранее знания для практической работы.

Задачи: изучить образцы изделий ДПИ и повторить изученный ранее материал;

поддержать познавательную активность детей на примере создания полезных в быту вещей;

развивать творческое воображение и моторику пальцев;

развивать интерес к историческому и культурному наследию русского народа.

Оборудование

Плакаты с символикой в русском ДПИ и фотографиями изразцовых печей, раздаточный материал – фотографии изразцов ХVII-ХVIII вв. и изразцов, украшающих станции Московского метро, картон, пластилин, стеки, печатки, баночки с водой, кисти, краски, тряпочка, баночки с гипсом (у учителя).

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала

Многие из вас, ребята, знают, что такое изразец. Кто-то видел их на станциях метро, украшенных изразцовыми плитками, кто-то – в музеях, в Боярском домике на улице Разина, Софийских палатах Новодевичьего монастыря, Воскресенском соборе Нового Иерусалима. Из какого же материала изготовляются подобные плитки?

(Из глины).

В словаре «Пластические искусства» дается следующее определение: «Изразцы – керамические плитки для облицовки стен, каминов, полов, печей, водоемов; с лицевой стороны могут сохранять натуральный цвет обожженной глины (терракотовые) либо быть покрыты непрозрачной глазурью и часто расписаны (майоликовые). С обратной стороны изразец имеет коробку (румпу) для закрепления в кладке. Применение керамических плиток для облицовки восходит к архитектуре Древнего Египта, Вавилона, Ассирии. Изразцы обильно применялись в Европе и Латинской Америке в ХVI-ХVII веках, в России – в ХVII веке».

Однако в других источниках приводятся другие сведения о времени расцвета изразцового искусства на Руси.

Щедра на секреты техника изразца, не менее богата загадками и его история. Истоки возникновения архитектурной керамики проглядываются еще в ранних цивилизациях Древнего Востока. Вавилонская башня, согласно преданиям, сверкала радугой глазурованного кирпича. Истоки русского изразцового искусства – в Древнем Киеве Х-ХI веков, старой Рязани и Владимире ХII века. И само слово «изразец» – тоже из старых: от слова «образить», то есть украсить. Это не просто плоская плитка, ее архитектурную принадлежность выдает специальный глиняный выступ – румпа для крепления на стене, которая вытягивалась на гончарном круге или вылепливалась вручную. Татаро-монгольское иго почти оборвало нить этого искусства на Руси. И второе рождение оно получает вместе с поднимающимися из руин городами в ХV веке. Изразец возрождается робко, еще не как самостоятельное искусство, а как дублер белокаменной резьбы, повторяя на начальном этапе декор камнерезов. Цвет пришел в русскую архитектурную керамику уже в ХVI веке, заявив об огромных своих возможностях на главном куполе храма Покрова на Красной площади, на других московских соборах, зданиях Дмитрова, Ярославля, Вологды, Великого Устюга, Мурома и многих других. Время сохранило нам имена лучших мастеров – Игнатий Максимов, Степан Иванов и др.

В Ярославле, где в конце ХVII века последней яркой вспышкой расцветилось искусство русского изразца перед тем, как уступить место западным художественным приемам, привнесенным в русскую культуру Петром I, Петр приказывает переиначить русский изразец на манер голландских кафлей, для чего выписывает мастеров из-за границы. Правда, даже в изразцах, сработанных по иностранному подобию, русские мастера сумели отразить свое видение мира, окружающих вещей, природы, но техника ремесла, его секреты стали уже иными.

Что же изображали русские мастера на изразцовых плитках? Рассмотрите фотографии плиток ХVII-ХVIII вв., розданные вам.

(Сказочные птицы, сказочные животные, диковинные, райские деревья, львы и единороги).

Действительно, как мы с вами уже знаем из предыдущих уроков, эти изображения унаследованы мастерами из язычества. Подобные изображения мы встречаем в устном народном творчестве, можем видеть в вышивке одежды и полотенец, домовой резьбе, росписях деревянных изделий (демонстрация на плакате). И это не просто украшение, но и символ, оберег.

Кто из вас может привести примеры изображений-оберегов?

(- Покровители славян – птицы-девы Сирин и Алконост;

– фигурка утки – символ, в котором заключена очистительная сила воды;

– Китоврас (Кентавр) – человеко-конь и Грифон – крылатый лев с головой орла;

– символы солнца: солнечные розетки, петух, предвестник восхода солнца, конь, запряженный в огненную колесницу;

– Русалка – берегиня дома).

Что такое «Древо жизни» или «Мир дерево»?

(Так наши предки представляли устройство мира, жизни. Поэтому древо должно быть красивым, пышным, богатым).

Каков же процесс изготовления изразца? В глину добавляется крупнокварцевый песок и шамот – гранулированная обожженная глина, для того чтобы изразец меньше давал усадку при сушке и не трескался при обжиге. Глина дает усадку на 15%, поэтому гипсовую форму делают по размеру больше. Прямоугольную гипсовую форму плотно заполняют материалом, снимая излишек деревянной дощечкой. Форму переворачивают на лист фанеры и осторожно освобождают слепок. Затем просушивают недели две, раскрашивают, опять просушивают и обжигают.

Керамисты прошлых веков подметили, что на лессовых, богатых кальцием глинах, которые преобладают в Средней Азии, хорошо, прочно держатся щелочные эмали и глазури. А на их основе окиси меди и кобальта как раз дают очень яркие голубые и синие тона. Наши же русские глины большей частью красные, богатые железом. На них лучше держатся глазури и эмали, богатые свинцом и оловом, на основе которых те же самые окиси меди дают не голубые, а зеленые тона («муравленые изразцы»). Синий же цвет выходит более блеклым. Изразец, раскрашенный цветными поливами, получается многоцветным. В старину его называли «ценинный».

Сегодня мы попробуем выполнить изразец по собственному эскизу. На небольшом листочке бумаги выполните эскиз будущей работы (сказочные птицы и животные, Древо Жизни и т.п.).

Ученики выполняют эскиз изразца в карандаше.

Теперь мы должны выполнить форму для изразца. Делать мы ее будем из пластилина. На картонке очерчен квадрат 10 х 10 см. В размер этого квадрата сделаем из пластилина пластинку толщиной не менее 1 см. Стекой переносим выполненный ранее эскиз на пластилиновую основу. Стеками, печатками (колпачки от фломастеров) и пальцами «выбираем» изображение. Рисунок должен получиться вдавленным. Затем из пластилина выполняем бортик для формы по всему периметру квадрата высотой не менее 1 см.

В процессе работы контролирую последовательность, правильность выполнения работы и ее качество (края рисунка должны быть гладкими, бортик хорошо примазан к пластинке).

Самая ответственная часть нашей работы завершена. Как вы ее выполнили, покажет следующий этап.

Вы уже знаете, что изразцы делают из глины. Но работа с ней очень трудоемка и длительна (подготовка глины, сушка изделия, обжиг), да и материал подходящий не всегда можно приобрести. Поэтому глину мы заменим гипсовым раствором.

Прошу помощников от каждого ряда взять баночки с гипсовым раствором и помочь мне заполнить формы, выполненные ребятами.

Пока изделие сохнет, дети убирают рабочие места и готовятся к росписи.

Проверьте, высохло ли ваше изделие. Аккуратно отделите пластилиновую форму. Если все в порядке, приступайте к раскрашиванию.

Подведение итогов

Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку, в которой есть и райский сад, и жар-птицы, и сказочные животные. Эти работы мы покроем лаком (получится имитация поливы) и украсим стену в группе продленного дня.

Нина БАКАЛОВА, учитель изо школы-лаборатории №799, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте