search
main
0

Красота простоты

Наука, что растет не вверх, а вширь

Самая счастливая жизнь – простая. Это когда мы не подгоняем себя под заданный кем-то стандарт, а обустраиваем жизнь, хорошо зная свои потребности, свой внутренний мир. При этом не ориентируемся на внешние оценки и не обслуживаем чужие ожидания. Учитель истории и обществознания школы №2 города Судогды Анна РОМАШКОВЕЦ полностью убедила меня в верности этого жизненного правила.

 

От судьбы не уйдешь

Предмет «История» в школе Анне давался легко. Она до сих пор помнит уроки учителя, который дал, по ее словам, прекрасную подготовку. Охотно заполняли таблицы и схемы на уроках, красиво оформляли записи, готовили кроссворды и сообщения. Все это делало мир истории очень увлекательным, жизненным. Однако, как ей стало понятно позже как учителю, приобретенные знания не создавали целостную историческую картину.

– К примеру, помню хорошо уроки истории в шестом классе, – делится Анна Владимировна. – При изучении темы политической раздробленности представления о том, почему появляются имена новых князей, не было. Александр Невский вообще существовал вне времени. Понять суть явлений, все это связать вместе было трудно. Вообще замечу, что в 6‑7‑х классах целостная картина истории формируется трудно, ученикам не хватает опыта, чтобы понять сложные исторические процессы, знания накапливаются отрывочно друг от друга.

Говорят, что сохранять детские впечатления во взрослой жизни – это особый талант. Они помогают понимать глубже жизненные явления порой на каком-то интуитивном уровне. Не всем это удается. И отрадно встретить человека, обладающего таким даром.

Педагогом стать Анна Владимировна вовсе не мечтала. Хотя перед глазами был пример мамы, человека, любящего свою профессию, преданного детям и школе. Она была всегда занята заботами об учениках, подготовкой к урокам, конечно, не в ущерб семейным отношениям. До сих пор Татьяна Николаевна Куликова ведет уроки в сельской школе, уже находясь на пенсии.

Для Анны село Мошок в 35 километрах от Судогды – место силы. Здесь в окрестностях немало любимых с детства мест, где так хорошо побыть наедине с природой в редкие минуты отдыха. Село старинное, с богатой историей. Впервые оно упоминается в прописи князя Михаила Ивановича Воротынского. «Государь царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич дал мне в Муромском уезде село Мошок со всеми деревнями», – значится в документе, датированном февралем 1569 года. Бытует мнение, что название села связано с болотистой мшистой почвой. Правда, существует еще одна версия: когда в нем проездом побывала Екатерина Великая, то заметила, что больно много здесь водится мошек. Впрочем, версии не противоречат друг другу: где болота, там и мошки.

Владимирская земля благодатна для историков. Кстати, темой для своей кандидатской диссертации Анна Ромашковец взяла отмену крепостного права во Владимирской губернии. В этом году предстоит защита.

Поступив после школы на исторический факультет Владимирского университета, Анна думала посвятить себя науке. Но на четвертом курсе она поехала в лагерь, где ей довелось круглые сутки быть с детьми.

– Детская любознательность, искренность, доверие не могли не затронуть душу, – признается Анна. – Я поняла, что мне нравится не только быть рядом с почемучками, но и помогать им находить ответы на вопросы, разбираться в жизни.

Педагогический стаж Анны Ромашковец девять лет. За это время она успела многое. Думаю, потому что просто шла своим путем. С благодарностью принимала посылаемое судьбой. Вышла замуж, родила дочку, поступила на работу в самую лучшую школу города, стала учиться в аспирантуре… Список можно продолжать. В ответ на вопрос о самом главном в цепочке жизненно важных дел Анна Владимировна называет рождение дочери Киры, которой сейчас шесть лет. Одно из любимых совместных с дочерью занятий в минуты отдыха – шитье кукол. Маме очень нравится делать подарки своими руками. Дочь с удовольствием принимает в этом процессе посильное участие. Куклы получаются разными, у каждой свой характер, но все они любимы и несут радость тем, кому делаются в подарок.

 

Три дорогих сердцу места

Если расписать каждый день недели Анны Владимировны, то невольно удивишься: как можно все успеть?! Помимо уроков в школе, где у нее еще полставки завуча по инновационной деятельности, она преподает в центре поддержки и развития одаренных детей «Успех», занимается научной деятельностью на кафедре истории России Владимирского госуниверситета, является экспертом по проверке развернутых ответов итоговой аттестации. Может, Анна Ромашковец потому все успевает, что при множестве дел главной ценностью считает полученное удовольствие от занятий с учениками и студентами, от общения с коллегами и вообще радость от каждого плодо­творно прожитого дня.

Вот как проходит, к примеру, понедельник у Анны Владимировны. В семь с половиной она садится за руль, чтобы успеть на занятия к своим студентам. До Владимира от Судогды 30 километров. Примечательно, что такое же расстояние до родного села Мошок от Судогды. Получается, что три дорогих сердцу места удачно расположились рядом. День в университете – это занятия со студентами, 4-5 пар. Анне Владимировне в этом году дали вести методику обучения истории и обществознанию. Так что понедельник – насыщенный день, полностью посвященный работе со студентами. Преподаватель признается, что ей интересно познавать, как один и тот же материал по предмету усваивают школьники и студенты. Уровень рассуждений у последних, конечно, более глубокий, уже есть жизненный опыт, да и мотивация на учебу высокая. По дороге домой, вспоминая прошедший день, Анна Владимировна находит чему порадоваться и что учесть при подготовке к следующей встрече со студентами.

 

Как учить? Чему учить?

Во все времена главными вопросами для педагога остаются одни и те же: чему учить и как учить? Чтобы найти верный ответ, прежде всего надо хорошо знать тех, кого учишь, считает Анна Ромашковец.

У современных детей совсем иначе развиты и работают внимание, память, зрительные и слуховые анализаторы, считает она. Дети привыкли воспринимать действительность через экран и монитор. Значит, прежде всего их надо научить слушать, концентрировать свое внимание на главном, работать в команде. Опыт показывает, что ученики любят исторические игры, различную групповую работу. Им можно предложить оформить выставку в музее, потом провести по ней экскурсию, заполнить модуль по теме и многое другое. Конечно, учителю потребуется немало труда, чтобы осуществить задуманное, но оно того стоит. Вопрос только в том, нужно ли устраивать яркий праздник для учеников на каждом уроке, любой ли материал можно изучить методом проектов, игр, судов, театрализованных действий и так далее. Тем более следует учесть, что изучение предмета заканчивается экзаменом в форме ОГЭ или ЕГЭ. И на нем нужно показать сугубо предметные результаты. Что важнее – знание требуемого предмета или деятельность, ориентированная в большей мере на метапредметные, личностные результаты? Как совместить изучение академического материала через учебные ситуации и разные способы, формы, виды деятельности ученика на уроке? Педагогу приходится придумывать, искать, напряженно трудиться. А награда за это – интерес учеников к предмету, огонек в их глазах и атмосфера сотворчества на уроках…

Почему современные дети так любят компьютерные игры? Анна Владимировна не раз задавала себе этот вопрос. В компьютерных играх, в социальных сетях они умеют быстро реагировать на изменения в окружающей действительности, могут быстро решить проблему героя – поставить цель, выбрать средства, оценить результат деятельности, организовать себя для прохождения уровня игры. Но отчего эти навыки ребята  не применяют в учебе, на уроках? Не созданы для этого условия? Значит, закономерным становится процесс переноса игровых приемов, методов и технологий в образование. В практике своей работы с детьми Анна Владимировна стала использовать элементы технологии игрофикации (или геймификации). И это дало положительные результаты. (Опыт учителя Анны Владимировны Ромашковец по разработке и внедрению на уроках истории в 5‑9‑х классах технологии геймификации с применением возможностей модели цифровой образовательной среды судогодской школы №2 «Учительская газета» представит на своих страницах в ближайшее время.)

Анна Владимировна считает, что выбор игровых механик и элементов зависит от конкретной изучаемой темы. Важен баланс между игрой и содержанием урока. Например, использовать игровые механики при изучении Великой Отечественной войны, опричнины, Смуты невозможно, так как есть риск потерять весь воспитательный потенциал занятий. Выстраивать уроки в технологии геймификации удобно при обобщении и повторении пройденного материала, при изучении большого объема теории (например, культуры, быта, социально-экономического развития), где большую роль играют как раз динамизм и наглядность.

Перед конкурсным уроком истории «Экономические преобразования Петра I» Анна Владимировна волновалась, ведь для нее важно всегда сотворчество с детьми на уроке: удастся ли ей сплотить ребят, совпасть с ними, чтобы вместе получить удовольствие от урока, от приобретенных в ходе его знаний?

Ученикам буквально с первых минут был дан определенный стимул для совместной работы в группах. Почему возникла необходимость преобразований? Обозначена проблема – это отсутствие выхода в Балтийское море. Как ее решение отра­зится на сельском хозяйстве, торговле, промышленном производстве, налоговой системе? Школьники заинтересованы найти ответы на вопросы. При этом на доске и на экране заполняются пустующие кружочки.

В результате школьники сумели в полной мере оценить то, насколько результативными были меры царя, «прорубившего» окно в Европу. Работали увлеченно, поэтапно продвигаясь в осознании всей глубины и масштабности задуманных царем преобразований для дальнейшего развития страны. А энергия сотворчества, царившая на уроке, захватила ребят настолько, что они, выходя из класса, продолжали обсуждать между собой моменты, вызвавшие споры.

Надежда ТУМОВА, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте