search
main
0

Красота по-пензенски. Гимнастика удлиняет молодость человека

В октябре 2009 года в регионе был дан старт межведомственному комплексному плану «Семья – дети – здоровый образ жизни». Так стала рождаться некая особая «инфраструктура здоровья», которая позволила заработать всем механизмам взаимодействия между различными социальными институтами. И это, по мнению министра образования Пензенской области Светланы КОПЕШКИНОЙ, помогает воспитывать новую личность – цельную, красивую, мудрую.

– Светлана Константиновна, как вы раскрываете суть лесгафтовской фразы: «Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью»?- План по развитию популярности активного образа жизни состоит из семи взаимосвязанных модулей: «Школа – территория здоровья», «Физическая культура и спорт», «Школьное питание», «Творчество и увлечения», «Профилактика вредных привычек», «Семья и здоровье ребенка», «СМИ и пропаганда здорового образа жизни».Задача каждого субъекта реализации плана – помочь ребенку вырастить свой собственный «цветок здоровья», который поможет каждому ребенку осознать ценность своего здоровья, сформировать привычку заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни, быть социально активным гражданином своей Родины. Плакаты с эмблемой «Цветок здоровья» размещены в каждой школе. Вокруг этой эмблемы учреждение размещает информацию о ходе реализации комплексного плана в форме фотоотчетов, информации, высказываний школьников. В игровой форме каждый ребенок «выращивает» свой цветок. Он может быть сделан из аппликации или оригами. Каждое участие в мероприятии ребенок размещает в виде лепестка соответствующего цвета на своем собственном цветке. Таким образом, он наглядно демонстрирует свое участие в реализации общего плана, при этом осознавая всю ценность происходящего, а педагог в конце года оценит степень участия каждого ученика во внеурочной деятельности. – Что на самом деле необходимо сделать всем ведомствам и каждому специалисту, работающему с ребенком, чтобы сформировать у него навыки здорового образа жизни, осознанного отношения к своему физическому и духовному развитию? – Еще в самом начале мы провели специальный форум. Творческие площадки продемонстрировали его основные направления:     «Школа – территория здоровья» (диспансеризация школьников, работа медико-реабилитационных центров, индивидуальные занятия физической культурой с детьми с ослабленным здоровьем);     «Академия успешной семьи» (воспитание в семье: семейные обеды, традиции и праздники в семье, «обучение с увлечением»);     «Здоровое питание – основа долголетия» (организация горячего питания в школах с использованием новых технологий приготовления пищи, программа «Школьное молоко»);     «Здоров по собственному желанию» (профилактика негативных проявлений в детской и молодежной среде, акции против курения, наркомании, сквернословия);     «Спорт – формула жизни» (зарядка в школе и дома, уроки физкультуры, организация занятий в спортивных секциях, групп ОФП и ЛФК, организация занятий для учащихся и их родителей в бассейнах и физкультурно-оздоровительных комплексах, организация семейных спортивных праздников);     «Через творчество к здоровью» (психологическое благополучие школьников, совместные праздники детей и родителей, культурно-досуговые программы и мероприятия, школа – социокультурный комплекс организации работы по месту жительства);     «Наш формат – здоровье» (информационное обеспечение здорового образа жизни на страницах газет, TV, школьных вестников и сайтов). На творческих площадках был предложен интересный опыт работы по каждому представленному направлению, традиционные и новые, наиболее эффективные, формы работы. Определили схему межведомственного взаимодействия по организации работы со школьниками. Но заявить о намерениях мало. Необходим был диалог, честный, открытый, определяющий, что здоровье детей – это общая проблема семьи и общества. Итогом диалога стал призыв поддержать эстафету форума в каждом районе и городе нашего региона. Делегации районов и городов Пензенской области получили пакет информационных и методических материалов к комплексному плану.Сейчас заседания межведомственной рабочей группы проводятся раз в квартал. На этих встречах обсуждаются проблемы реализации плана, пути их решения и вырабатываются дополнительные меры по формированию навыков здорового образа жизни среди несовершеннолетних и укреплению института семьи через совместную деятельность.Всего в рамках реализации межведомственного комплексного плана «Семья – дети – здоровый образ жизни» состоялось более полутора тысяч мероприятий различного уровня: спортивные соревнования, пропагандистские, культурно-просветительские мероприятия, которые широко освещаются в средствах массовой информации.- А как отреагировали на инициативу дети? – Год назад на базе пензенской школы №74 собрались ребята из всех городов и районов области на слет школьников «Здоров по собственному желанию». Прекрасная атмосфера! Скажу честно, только там я поняла, что на самом деле все не так плохо. Мода на ЗОЖ уже вошла в школьную среду.Боевой задор вылился в областной фестиваль победителей смотра-конкурса классов, свободных от курения, «Здоровью – да, курению – нет!». Молодежи нашего региона идея пришлась по вкусу. Процесс пошел. – Но ваш цветок вырос не на голой почве, в области уже шла работа по формированию у детей положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом? – Безусловно. И мы давно осознали, что к привитию навыков здорового образа жизни надо подходить комплексно. Во-первых, это создание условий для физического и духовного развития самого ребенка. Во-вторых, это формирование здоровой среды, которая будет содействовать становлению и развитию ребенка.Пензенская область обладает уникальным опытом создания отделений профилактики и реабилитации на базе общеобразовательных учреждений. Еще в 2005 году были открыты отделения профилактики и реабилитации в 32 школах, что позволило следить за самочувствием детей без отрыва от учебного процесса. Так как подобная практика оправдала себя, в 2007-м появилось еще 30 отделений. И на сегодняшний день их 65.В составе отделений профилактики и реабилитации оборудованы кабинет врача-педиатра, физиотерапевтический кабинет, стоматологический кабинет, кабинет лечебной физкультуры, кабинет массажа и вспомогательные подразделения.В школьных бассейнах и физкультурно-оздоровительных комплексах приводят мышцы в тонус не только ученики, вечером сюда приходят тренироваться и их родители, молодежь микрорайонов. В течение учебного года в общей сложности на базе ФОКов организуется более 2,5 тысячи спортивно-массовых мероприятий. Здесь же порой проходят различные семинары, так как разработку методических материалов по физкультурно-оздоровительной работе проще представить наглядно. Министерством образования Пензенской области реализуется программа «К здоровью через движение». Это третий урок физкультуры, который нам удалось ввести за счет регионального компонента в 2005-м. В ряде школ дополнительный час отведен для аэробики и футбола. Это индивидуальная работа с детьми, освобожденными от занятий по состоянию здоровья, – использование заданий по карточкам, проектная работа. Это дневники здоровья и дневники личных спортивных достижений школьников. И созданные в 2009-м при каждом муниципальном органе управления образованием наряду с районными методическими советами учителей физкультуры лаборатории творчески работающих учителей. Задача школы – подружить ребенка с физкультурой и спортом. Именно в школе на уроках и во время спортивно-массовых праздников прививается потребность быть активным. Сегодня 96,9 процента школьников с основной и подготовительной группами здоровья посещают уроки физкультуры. Дети со специальной группой здоровья не оставлены в стороне, они работают вне учебной программы по индивидуальному плану.С целью создания условий для того, чтобы привлечь школьников, увеличить их двигательную активность, с октября 2009 года в школах области стартовал проект-практикум по максимальному вовлечению учащихся в занятия физической культурой – это группы общей подготовки и группы лечебной физкультуры.- То есть какая она сегодня – школа Пензенской области?- 3 урока физкультуры, занятия в спортивных секциях, ежедневная утренняя зарядка в школе, динамические паузы и «часы здоровья», занятия в группах ОФП и ЛФК 1-2 раза в неделю. Школа, где ребенку дана возможность двигаться.- Какими видами спорта увлекаются в основном жители этого края?- Весьма популярны массовые виды спорта – легкая атлетика и лыжные гонки. С сентября 2009 года началась планомерная работа по развитию в области спортивной ходьбы. Прошли зональные семинары и мастер-классы для педагогов. Обучение прошли более 250 педагогов. В настоящее время открыто 110 секций по спортивной ходьбе, занятия вошли в учебную программу по физической культуре в раздел «Легкая атлетика». Соревнования по этому виду спорта включены в зачет спартакиады школьников. Вообще, считаю, очень важным показателем физического развития является системность. Мы ежегодно проводим областную спартакиаду среди школьников по 11 видам спорта и учащихся учреждений НПО и СПО по 9. Особенность спартакиады – ее многоуровневость: от внутришкольных соревнований, районных, зональных до областных. В конце учебного года Министерством образования по факту участия в спортивных мероприятиях и количеству завоеванных призовых мест выстраивается рейтинг среди районов и городов. Совместно с Комитетом Пензенской области по физической культуре и спорту, РОСТО (ДОСААФ) в течение года проводятся областные соревнования по военно-прикладным видам спорта, шахматам, шашкам.Наиболее массовым является участие всех школ области во Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», проводимой ежегодно 30 ноября.С 2007 года в области реализуется программа «К здоровью через движение» по проектам «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Самый спортивный класс», «Скажем спорту – да, вредным привычкам – нет!», «Обаятельные и привлекательные», «Тесты губернатора». Ежегодно растет не только количество участников фестиваля по фитнес-аэробике, но и качество подготовки юных спортсменок.В последние годы при содействии Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту, Федерации футбола Пензенской области развиваются футбол и мини-футбол. Уже третий год в регионе реализуются общероссийские проекты «Школьная футбольная лига» и «Мини-футбол – в школу». Так, количество школ, участвующих в проекте, возросло со 120 до 364. В этом сезоне заявлено 867 мини-футбольных команд. Только в финальных соревнованиях приняли участие 45 команд юных футболистов. 240 школ получили по региональной программе «Развитие футбола в Пензенской области» мячи на общую сумму более 2,3 млн рублей, от Федерации футбола Пензенской области – манишки и литературу. Учитывая возросший интерес к занятиям футболом, с 2008 года на базе 6 общеобразовательных учреждений Пензы открыты профильные классы по футболу. В 2010 году открыто 2 футбольных класса в областном лицее-интернате.Третий год успешно реализуется межрегиональный проект «Школьная баскетбольная лига «КЭС БАСКЕТ». Министерством образования заключен договор с «КЭС-Холдиногом» на проведение турнира в регионе. От дирекции «КЭС БАСКЕТа» все команды получили комплекты мячей, победители районных (зональных) соревнований – комплекты формы. Наши юные спортсмены – не профессионалы, школьники – выступают всегда блестяще.- Вы упомянули «Тесты губернатора». Это очередной экзамен?- Это мониторинг физического развития школьников области, проводимый в рамках спортивных состязаний «Тесты губернатора». Они позволяют каждому испытать себя – познать свои возможности, реакции, резервы здоровья, оценить свой потенциал, самому наметить программу исследования физического саморазвития и выполнить ее, что становится главным стимулом для серьезных занятий физической культурой и спортом.Цель мониторинга – определение динамики уровня физической подготовленности по всем возрастным группам школьников. Он проводится в начале и конце учебного года по пятибалльной системе.Луначарский говорил: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». Поэтому мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, жизнелюбивыми, красивыми. И были гармонично развиты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте