Предложение Сбербанка России пригласить 15 педагогов – читателей «Учительской газеты» для участия в уникальной программе SAT (от Seekers After Truth, «Искатели истины») на территории Корпоративного университета Сбербанка в нашей редакции восприняли как новый эксперимент. Мы были уверены, что программа живой легенды современной психологии и психотерапии Клаудио Наранхо, направленная на раскрытие потенциала личности, комплексное интеллектуальное, эмоциональное, физическое, профессиональное и духовное развитие, вызовет интерес у учителей. И в этом мы не ошиблись.
Для конкурсного отбора 15 счастливчиков было предложено всего два условия: желание и эссе на тему «Почему я хочу стать участником программы SAT?». В ответ мы получили настолько интересные работы от педагогов из 53 регионов России, что было принято совместное со Сбербанком решение пригласить к участию в программе не 15, а 20 педагогов – авторов лучших эссе.
Но не будем скрывать – часть эксперимента для нас заключалась и в том, чтобы понять, что действительно могут дать такие программы современным учителям, что наши учителя могут дать таким программам, стоит ли продолжать и дальше такие совместные занятия учителей с представителями других профессий, которые систематически обучаются в Корпоративном университете Сбербанка. Ответы на эти вопросы еще формулируются. А некоторые из 20 «искателей истины» сегодня делятся своими впечатлениями о том, что было до и что стало после августовской недели их образовательного путешествия по программе SAT.
Кажется, и в этот раз что-то очень важное у нас всех вместе получилось. Надеемся, будет получаться снова и снова.
Я никогда до этого так искренне не распахивал душу
Александр СМИРНОВ, учитель истории и обществознания, Ямало-Ненецкий автономный округ:
– В апреле, читая очередной номер «Учительской газеты», я увидел статью об организации для учителей программы SAT. Истина, что это такое? Любого человека интересует этот вопрос, я не исключение. Продолжаю читать дальше: «Курс позволит педагогу овладеть техниками управления собой и развития эмоционального интеллекта, повысит коммуникативные возможности и стрессоустойчивость». Вот это то, что я подсознательно искал всю свою педагогическую жизнь. Работа учителя несет в себе большие риски профессионального выгорания, психологического равнодушия. Большинство педагогов, которые долго работают в школе, с этим сталкиваются. И у меня был подобный негативный опыт, я не представлял, как можно было этого избежать. Осталось дело за малым – написать эссе и получить возможность участия в этой программе. Я этого очень хотел, поэтому на бумаге изложил все, что меня волновало и тревожило, мое эссе было криком души, и он был услышан.
Июнь и июль жил в предвкушении, прочитал всю возможную информацию о SAT и о Клаудио Наранхо. От прочитанного еще сильнее хотелось, чтобы наступил август, никогда я так сильно не желал последнего месяца лета. И вот август. Домодедово, такси, деревня Аносино, Корпоративный университет Сбербанка.
Все завертелось буквально сразу – тренинги, теоретические и практические занятия с утра до позднего вечера. Обсуждения и дискуссии не прекращались и ночью. Спали мало, но усталости не было. Зато был колоссальный объем информации, впечатлений, эмоций, открытий. Каждый день, каждую минуту. Абсолютно все для меня было новым, я никогда до этого так искренне не распахивал душу, но на SAT это было как-то естественно. Быть открытым и искренним человеком, постоянно совершенствоваться, уважать себя и других, взрастить в себе ребенка (как учили нас тренеры) – возможно, это и есть тот инструмент, который спасет меня и от выгорания, и от стресса. Спасибо всем, кто сделал SAT возможной для учителей России!
Гармония, к которой имеет смысл тянуться
Ксения МИРОНИК, учитель русского языка и литературы, искусства, МХК, Санкт-Петербург:
– «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка» – так начиналось мое конкурсное эссе. Учитель – профессия, предполагающая процесс отдачи. Времени, сил, эмоций, знания, смыслов, идей. Десять лет я старалась не отставать, внимательно слушать и быть чуткой, разбивать конфликты, компенсировать отсутствие диалога родителей с ребенком, быть лидером системы образования и являть собой пример успешного взрослого ребенку, переживала за результат каждого, пыталась полюбить видеоигры и рэп. С последними пунктами вышла осечка. В остальном я преуспела до такой степени, что потеряла собственные желания, смыслы и ориентиры. Стало страшно, потому что даже длинный отпуск больше не решал проблему усталости и опустошенности внутреннего ресурса. Отдавать оказалось нечего не только детям, но и друзьям, семье.
Мне по законам жанра встретились потрясающе мудрые люди, сдувшие скепсис и давшие в руки инструменты для того, чтобы трудную дорогу можно было преодолеть. Сопутствующие оказались чудесными помощниками. Конечно, вычистить годами приобретенное, наросшее и окостеневшее за восемь дней видится невозможным. Но это начало сложной, долгой, очень нужной самостоятельной работы, пути к себе, к истине, к осознанности, к поиску новых целей. И пока я не соберу все воедино, не буду с прежним неуемным энтузиазмом браться за отдачу.
Отдавать нужно осмысленно. Отдавать можно только тогда, когда есть чем дышать самому. Мы сегодня часто говорим о том, что в детях нужно развивать soft skills, что за эмоциональным интеллектом будущее. Но точно ли мы сами являемся достаточно компетентными носителями этих навыков, для того чтобы прививать их другим? Или мы, все знающие, на самом деле иллюстрируем собой вариацию хрестоматийного «не читал, но осуждаю»? Одно дело – прошерстить несколько книг про EQ, прослушать цикл лекций и совсем другое – оказаться в ситуации погружения, когда привычная логика не работает, а опираться в решении кейса нужно на что-то давно забытое и вытесненное полученными образованием и жизненным опытом. Этот вызов не появляется в уютном классе с аккуратно расставленными партами. Его нет и в современном, насыщенном, даже интересном уроке.
Кажется, я теперь действительно немного понимаю, что такое гибкие навыки. Но только лишь потому, что мне удалось попробовать. Я безмерно благодарна организаторам программы и тренерам за красоту, которая оказалась найденной, за гармонию, к которой имеет смысл тянуться.
Вначале нам было сложно
Михаил ГАРУС, учитель математики, Белгородская область:
– Скажу честно, меня пугало название программы, думаю, как и многих моих коллег. Но я немного авантюрист и люблю подогревать ощущения неизвестностью. Поэтому я четко для себя решил, что ничего об этой программе читать не буду. И я не прогадал! Единственное, от чего я не смог удержаться заранее, – это изучить информацию о Корпоративном университете Сбербанка России. Условия проживания, организация работы программы, питание, режим, в котором мы находились, дополнительные услуги к сервису (бассейн, сауна, хамам, трансфер (туда и обратно), предоставленные университетом, – все было на высшем уровне. Что касается самой программы, скажу от себя и, уверен, выражу мнение большинства учителей, которые в ней принимали участие: вначале нам было сложно. Почему? Во-первых, мы, учителя, сами привыкли учить детей, как мы умеем, а здесь нас собрались учить. Признаюсь, было непросто перестроиться.
Во-вторых, эта программа предполагает глубокое погружение в управление собой. Очень трудно отключить разум, освободить мысли и дать телу воспроизводить то, что ему хочется. Ведь мы, учителя, привыкли все держать под контролем и не упускать нить происходящего. Это самый главный барьер, который мне было трудно преодолеть на занятиях.
В-третьих, на мой взгляд, эта программа больше рассчитана на людей, испытавших душевные травмы, переживания, обиды, которые не могут выйти у них из головы и мешают жить. А мне казалось, что это не мои проблемы. Я начал ощущать эффект уже во время практических занятий, когда каждый из нас пропитался огромным количеством любви, этим чистым, бескорыстным, неземным, светлым чувством друг к другу, несмотря на то что мы были знакомы только шесть дней. За это огромное спасибо тренерам!
Вы не поверите, приехав домой, я несу эту любовь до сих пор с верой, что буду нести ее всю жизнь.
Когда ты телом ощутил свою цель, от нее невозможно отказаться
Дмитрий ХОРЕВСКИЙ, учитель русского языка и литературы, Севастополь:
– Почему я здесь? В чем мое предназначение? На своем ли я месте? Наверное, каждый из нас задавал себе подобные вопросы. И чем чаще они возникают в голове, тем сложнее становится жить, тем выше эмоциональный накал. В момент подобного эмоционального напряжения я увидел на почте письмо, которое сообщало о том, что, если я выиграю конкурс эссе, я смогу принять участие в некой программе SAT, которая может указать пути поиска ответов на эти вопросы. У меня, как у закоренелого скептика, крупицы информации о программе, с трудом полученные в Интернете, не вызвали особого энтузиазма. Но жадность к знаниям не позволила проигнорировать возможность участия, и я написал эссе. Написал в последнюю ночь и сразу отправил. В эссе не хотелось выпрашивать участие, хотелось указать на актуальные проблемы образования, которые будет проще решать со знаниями тренеров. Со временем я начал чувствовать, что эта манящая таинственная аббревиатура (Seekers After Truth) может привнести качественные изменения в мою жизнь. Может, действительно мне помогут хотя бы на шаг приблизиться к правде?
Когда были объявлены результаты, я не поверил своим глазам. В списке 20 победителей – моя фамилия. И я подумал, что все в этом мире не зря. Я с волнением ждал недели SAT, поскольку ничего об этом не знал. Это, как я понял потом, было к лучшему. Знание о том, что происходит на SAT, может смутить, вызвать недоверие. Но только вначале. Стоит только отвергнуть скепсис и выполнять просьбы тренеров, начнет происходить магия.
Для меня SAT оказалась непрерывной борьбой с зажимами, стеснением, зависимостью от мнения других. Особенно в этом помог театр под руководством Консуэлы. Театр позволяет по-другому воспринимать свои желания, стремления, дает возможность их прочувствовать и прожить. И это самое главное: когда ты телом ощутил свою цель, от нее невозможно отказаться. Ее невозможно забыть.
SAT без преувеличения полностью изменила мою жизнь: дала мне силы принимать решения, свободнее общаться с людьми.
Жить и дышать здесь и сейчас
Наталия ЯНИКОВА, учитель физики, информатики, астрономии, Псковская область:
– Программа SAT только что завершилась. Вечер. Я выхожу из здания Корпоративного университета Сбербанка на улицу. «Интересно, – думаю я, – программа направлена на управление собой, а моя спина совершенно перестала болеть, я физически не ощущаю напряжения». Вдыхая влажный воздух, направляюсь в сторону амфитеатра, который эффектно подсвечен. Иду очень медленно, совсем не так, как хожу обычно. Прислушиваюсь к звукам вокруг: где-то стрекочет сверчок, где-то тинькает птичка. Провожу рукой по деревянным скамейкам и маленьким прохладным лужицам на них. Удивляюсь тому, как остро стала ощущать этот мир. Как будто я настроила свой внутренний радиоприемник на те самые волны, с помощью которых можно разговаривать с природой. В траве я замечаю маленький желтый листочек и куда-то спешащую улитку рядом с ним. Меня охватывает непреодолимое желание разуться и ходить по мокрой траве босиком. Ногами ощущаю прохладную свежесть травяного ковра, замираю на месте.
Все одинаковые. Все разные. В ходе SAT понимаешь, что ни профессия, ни должность, ни уровень дохода, ни место жительства, ни опыт прожитых лет не влияют на то, какие эмоции мы испытываем, и вообще на то, насколько счастливыми мы себя ощущаем. Лично для меня понять именно это было очень важно. Ведь я здесь. Дышу. Живу.
Что ты чувствуешь, решая эту задачу? Почему-то я никогда не задавала ребятам такого вопроса, хотя работаю в школе 15 лет и решаю задачи по физике со своими учениками ежедневно. Для меня всегда были важны уровень сложности задачи, выбранный ход решения, его обоснование, межпредметные связи, региональный компонент и все что угодно, только не чувства, которые вызывает процесс решения. Мне казалось, что я понимаю разочарование и отчаяние, в которое впадают мои ученики, если задача оказалась крепким орешком. Я также считала, что каждый ребенок получает радость и удовлетворение, дойдя до конечного ответа. Но ведь есть целый спектр эмоций, которые могут выразить состояние ученика: усталость, неудовлетворенность, зажатость, ущербность, обделенность, недосказанность, обман. Или торжество, участие, сопереживание, гордость, радость.
Еще одно открытие: не каждый ребенок показывает свои чувства, и далеко не все могут сказать о них прямо. А почему они чувствуют именно то, что чувствуют? И как сделать так, чтобы эмоции от решения задачи были положительными? Я думаю, что ученики, родители и учителя хотели бы ответить на этот вопрос. Но ответ на него совсем не лежит в плоскости знаний. И поиск этого ответа есть весьма интересный эксперимент, подразумевающий остановки в пути, которыми является учеба. И потому задача современного учителя не в том, чтобы передавать знания, которые можно загуглить, а в том, чтобы научить проживать эти знания. В нашем динамичном мире это становится возможным через коммуникацию, через развитие эмпатии, стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта, при включении креативности и командной работы. Именно это как основную идею я увожу с собой после окончания программы SAT, которую сделали и прожили мы, команда.
Дышу. Наконец понимаю, что мокрая трава, на которой я стою уже достаточно продолжительное время, весьма холодная. И эта бодрящая прохлада наполняет меня с ног до головы.
Мне не хочется убирать сертификат в папку
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики, Карачаево-Черкесская Республика:
– Незаметно бегут дни, отдаляющие меня от обучения по программе SAT. Передо мной сертификат на 88 часов о том, что я прошла программу. Обычно после прохождения курсов я быстро заношу данные по ним в портфолио на своем сайте, отношу копию документов завучу – и все. Курсы и курсы, сколько их было и будет еще! А сейчас все по-другому. Мне не хочется убирать сертификат в папку. Всю неделю я бережно перелистываю в памяти эти восемь дней учебы, да учебы ли? Это была настоящая маленькая жизнь, которую мы прожили, поддерживая друг друга, открываясь друг другу, принимая друг друга такими, какие мы есть. Сегодня меня спросили, как поможет мне это обучение в работе. И вообще нужно ли оно мне было. Отделавшись какими-то дежурными фразами, я задумалась. Перечитала свое эссе, которое писала для конкурсного отбора. И, знаете, наверняка Вселенная меня услышала, дав именно то, что я хотела.
Мы часто слышим о выгорании педагогов. Мало того, мы его видим рядом с собой, а иногда и внутри себя замечаем. А кто-то предпочитает вовсе не загораться, так, наверное, проще. Я так не могу. Мне стало скучно просто проводить уроки. Мне жизненно необходимо и самой постоянно совершенствоваться, общаться с единомышленниками, получать новые знания. И при этом хорошо бы находиться в гармонии с собой, семьей, искать этот баланс между работой и домом. Научиться легко отстраняться от неважного, ненужного, суетного. Понимать: что для меня важно на тот или иной момент, расставлять правильные приоритеты. С такими мыслями я и подавала заявку на участие в конкурсном отборе. Безусловно, я понимала, что желающих будет много, тем радостнее было получить приглашение на неведомую тогда программу. Практические занятия нас очень сближали, давали ощущение доверия и защищенности, а к концу программы сделали нас одной большой семьей. И было уже не важно, кто ты там, вне программы, – психолог, работник Сбербанка, обычный учитель или очень важный начальник.
Мы прошли эту маленькую жизнь, прожили, продышали ее. Остались тепло и любовь ко всем, кто там был, а еще глубокая благодарность «Учительской газете», давшей возможность участвовать в отборе, и лично Петру Положевцу, а также Сбербанку в лице Юлии Чупиной и Германа Грефа. Было бы очень здорово, если бы подобные программы для учителей продолжались и дальше! Отдельное спасибо Марине Михайловой, программному директору фонда Сбербанка «Вклад в будущее», за то, что она была с нами рядом, заботилась и поддерживала в минуты сомнения!
Что осталось у меня после этих августовских дней? Только лишь сертификат? Нет, прежде всего новые друзья, цели, смыслы, воспоминания и фотографии, огромная любовь к испанскому языку и небольшой словарный запас «наших» слов, замечательные книги, которые нам подарили организаторы, постоянно растущий список друзей в Фейсбуке (а лица-то все такие родные!), а главное – чувство огромной любви ко всем людям и к себе тоже. В своем эссе я писала, что каждый август в моей жизни несет перемены. Август, ты был щедр, как никогда!
Даже не трогаем лапой
Виктория ЧЕРНЫШЕВА, учитель географии, Липецкая область:
– Когда человек изо дня в день посвящает себя другим, он может закончиться. И тогда из жизни человека пропадают удовольствие и вдохновение, которые нужны учителю, которые мотивируют его на поиск нового, помогают решить сложнейшие коммуникативные задачи, свойственные профессиональной деятельности.
Для меня программа стала «кислородной маской», которую в первую очередь нужно надеть на себя. И до сих пор поражает эта формулировка, ведь о себе человек-учитель обычно думает в последнюю минуту. Поразил инструмент: мы так много сегодня говорим об эмоциональном интеллекте, но, оказывается, даже не трогаем его лапой. Чтобы действительно понимать, что это, мало обрасти терминологией, прочитав толстую книгу или статью в Гугле. Нужно вспомнить, что жить – это по-другому, что дышать очень важно, что есть не только прошедшее и будущее время. Есть настоящее! Если упорно отказывать себе в том, что любишь, не получится быть тем, кто отдает, к кому стремятся и кто действительно нужен современному маленькому человеку.
Освобождение своего внутреннего ребенка
Михаил КОМАРОВ, учитель математики, Москва:
– Кто может назвать себя искателем истины? Думаю, что в той или иной степени каждый из нас искал ее или все еще находится в состоянии поиска смыслов, путей, в конце концов самого себя.
С первого же дня стало ясно, что все мы будем «прокачивать» свой эмоциональный интеллект, работать со своим телом, эмоциями и чувствами. Спустя пару дней мы – кто-то чуть быстрее, кто-то чуть медленнее – стали погружаться в себя, в свое детство, осторожно добираться до самых потаенных уголков души, в которых у большинства из нас живут страхи, комплексы, барьеры, а где-то и незалеченные раны, которые мешают жить, делают нас не до конца счастливыми. По своему опыту могу сказать, что, какой бы уверенный в себе человек, ни стоял перед вами, какие бы удивительные маски он ни надевал, стоит понимать, что он пережил в своей жизни не только множество счастливых, но и какие-то печальные моменты, которые изменили его, заставили надеть тяжелую многослойную броню.
Все, что происходило во время обучения, было направлено на то, чтобы мы смогли освободить своего внутреннего ребенка – спонтанного и непосредственного. Я бы назвал его и нашим внутренним голосом, к которому мы редко прислушиваемся.
С каждым бесценным днем во время обучения с нами происходили изменения. Постепенно мы – незнакомые друг другу люди – обнажали свое нутро, делились сокровенным. Было все: слезы и крики, утешение и теплые объятия. Мы становились на какое-то время одним организмом, когда дышали в унисон, когда воспринимали друг друга как себя, как родного человека, которого хочется обнять, о котором хочется позаботиться.
Я получил удовольствие от одной простой мысли: я просто жив, я живое существо! Признайтесь, разве часто мы говорим это себе и наслаждаемся просто самим фактом жизни? Вслед за этим неожиданным удовольствием я осознал, что только сейчас я начинаю жить. Просто жить и получать от этого удовлетворение. Жить и не бояться ошибиться, не бояться быть не таким, как все. Я горжусь своими коллегами, которые, так же как и я, что-то переосмыслили для себя, нашли свое истинное и подлинное. Искренне полюбил наших великолепных тренеров, без которых все описанное выше было бы невозможным. Их энергия, неповторимая харизма и бережное отношение к нам сделали со многими из нас, казалось бы, невозможное.
Я принимаю тебя таким, какой ты есть
Ирина БОРИСЕВИЧ, учитель русского языка и литературы, Мурманская область:
– Программа SAT открыла в моем сердце слова, которые я со всей нежностью обращу к своим ученикам, слова, которых очень часто не хватало мне и моим детям: «Мой ребенок! Мой ученик! Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я помогу и поддержу, если у тебя что-то не получается. Я с уважением приму твой выбор. Не обижу словом. Я позабочусь о тебе. Всегда буду рядом!»
Программа SAT помогла мне понять то, что происходит со мной сейчас, и то, что происходило, когда я была в возрасте своих учеников. Познавая себя, я начинаю глубоко понимать своих детей. Я с огромной благодарностью буду вспоминать все, что произошло со мной за эту неделю. Сейчас я смотрю в зеркало и вижу счастливые глаза. Именно о такой учительнице мечтала когда-то я сама и именно такую учительницу первого сентября увидят мои ученики. Огромное спасибо «Учительской газете» за невероятный поворот в моей судьбе!
Текст подготовили Татьяна ПОГОРЕЛОВА, Диана БРОДКИНА
Комментарии