Мой практический опыт учителя по предмету «Технология» показал, что многие учащиеся очень быстро осваивают школьную программу и хотели бы творить сами, выходя за круг предлагаемых стандартов. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
Для этого необходимо было включать в процесс работы новые методы и технологии обучения прикладному творчеству. Это расширило творческие возможности учащихся. Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя. Моей основной задачей в работе по направлению «Конструирование и моделирование одежды» является не только преподавание материала, но и пробуждение интереса, раскрытие и реализация возможностей, организация познавательной и творческой деятельности каждого ребенка. Для этого я организовала образовательный процесс таким образом, чтобы развивались творческая активность и индивидуальные качества каждого, работая по программе по конструированию и моделированию одежды «От простого к сложному». По данной программе обучаются девушки в возрасте от 11 до 17 лет.
Ученицы получают знания в области истории костюма, дизайна, стилей одежды, стилизации, выполнения эскиза, цветового решения, декоративно-прикладного искусства, которое тесно связано с дополнением и украшением костюма, осваивают его практическое применение в моделировании, конструировании и технологической обработки швейных изделий. В моей педагогической копилке множество бесед по истории моего предмета. Это дает возможность определить путь совершенствования благодаря творческим способностям людей.
Кроме традиционных занятий использую и нетрадиционные, такие как занятие-игра, занятие-мастерская, занятие-дефиле. Проведение занятий в игровой форме возможно на любом этапе работы над учебным материалом. На таких занятиях учащиеся могут обмениваться друг с другом информацией, спорить, советоваться, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения девочки начинают лучше разбираться в учебном материале.
Занятие-мастерская – интересный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. В мастерской предоставляется возможность каждому выбирать индивидуальный образовательный маршрут.
Мастерская дает ребенку творческий опыт деятельности. Я как педагог становлюсь консультантом и советником, помогаю организовать работу, осмыслить продвижение в освоении способов деятельности и составить программу действий.
Для развития творческой активности в области дизайна одежды и профессионального интереса к предмету целесообразно применение проектного метода обучения.
Творческий проект коллекций моделей учениц 9-11‑х классов – это авторская самостоятельная творческая работа юных дизайнеров, начинающаяся с источника вдохновения и заканчивающаяся коллекцией моделей на подиуме. Такое выполнение проекта способствует развитию инициативности, дает возможность для самореализации и самоутверждения.
Школьницы создают стильные и модные коллекции одежды разных направлений, подбирают ткань, аппликации, аксессуары, прически, цветовую гамму. Каждая девочка старается сделать особенную и интересную работу. Учащиеся представляют свои изделия на школьном показе. В этом году «показ мод» прошел на выпускном. Были представлены коллекции, сделанные руками учащихся, в том числе выпускные платья.
Выполняя проекты разной направленности, ученицы развивают навыки мышления, групповой работы, учатся искать информацию, анализировать ее, экспериментировать и принимать решения. Главное, чтобы в итоге у детей был сформирован интерес к изготовлению объектов труда своими руками, появилось желание создавать новое, чтобы они понимали, что добиться успеха можно, лишь проявив упорство, старание и творчество.
Свой творческий потенциал в области дизайна одежды девушки активно реализовывают, принимая участие во Всероссийской олимпиаде по технологии, в национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в чемпионате «Абилимпикс».
И как результат – наши воспитанницы становятся обладателями дипломов и наград, призерами и победителями конкурсов, которые дают растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, формируют эстетическую воспитанность и нравственную культуру, обучают и социализируют. Поощрения, которые получают дети, являются стимулирующим моментом в обучении, в развитии их творческого потенциала. Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от его профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба воспитанников: поступление в высшие учебные заведения, приобретение знаний и умений, которые помогут утвердиться в жизни.
Многие из учениц стараются продолжить профессиональное обучение в специальных образовательных учреждениях в области дизайна одежды. Участница чемпионата «Абилимпикс» 2019 года Вероника, получившая диплом третьей степени, успешно учится на бюджетной основе в технологическом колледже №34 по специальности «конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады 2021 года Анастасия поступила в колледж малого бизнеса №4 на бюджетной основе. Знания, полученные на занятиях по конструированию и моделированию в школе, помогают ей сдавать сессию на «отлично».
Как сказал Максим Горький, «нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества». У каждого ребенка от природы есть способности и таланты, дети любознательны и полны желания учиться. Моя задача как педагога – дать талантам раскрыться!
Ирина ЧИРКОВА, учитель технологии школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника
Комментарии