“Не проложив новой колеи в способах преподавания…нельзя достигнуть существенной цели образования”, – писал Н.И.Пирогов. Эти слова как нельзя лучше подходят к нынешней ситуации в педагогике, когда многообразие предметов, а следовательно, информации, широкий спектр требований, предъявляемых к оценке знаний, ставят ученика перед неизбежным фактом “школьного стресса”.
Призыв к личностно- ориентированному подходу для каждого ребенка должен помочь снять остроту проблемы. Но чтобы выявить факторы, вызывающие тревожность ребенка по отношению к учебе, педагогу по отношению к учебе, педагогу требуется помощь психолога, кропотливая работа с учеником для того, чтобы “привести” его в нормальное состояние. Однако эта работа постфактум. А можно ли сразу проанализировать эмоциональный фон класса и каждого ученика, можно ли строить учебный процесс, основываясь на данных этого анализа? Можно. Рассмотрим это на опыте работы педагогического лицея при ВГПУ. Детская любовь к рисованию широко известна, причем с возрастом она не угасает. Рисуют на обложках тетрадей, отдельных листах, записных книжках. Рисуют на переменах и на уроке, в школе и дома. Это не Репины и не Глазуновы. Просто так, для души, для интереса, “вырисовываться”, как выговориться порою.
Это можно использовать и педагогу. В начальных классах нашего педагогического лицея не первый год используется хорошо известный метод выявления психоэмоциональной тревожности – так называемые “Лица”. У каждого ребенка есть три нарисованных “лица” – “какой я сейчас в данный момент”:
Грустный, подавленный, обычный, деловой, веселый, радостный. И ребенок, оценивая свое внутреннее состояние, делает выбор в пользу той или иной “рожицы”.
Даже сменив одну ведущую деятельность на другую, игру на учебу, дети еще долго живут в привычном образе жизни. Поэтому применение подобной методики учителем понятно и обосновано, поскольку учитывает возрастные особенности ребят.
В начале и в конце каждого урока учитель просит детей поднять свое “нынешнее лицо”, чтобы посмотреть на эмоциональный фон класса перед опросом и объяснением темы, а затем выявить то же самое после объяснения и закрепления материала. Почему в начале и в конце каждого урока? Допустим, получил ребенок хорошую оценку за ответ и по окончании занятия оценил себя “радостно”, а на перемене поссорился с товарищем, и “радость” сменилась на “грусть”. Вот это-то изменение и увидит педагог и среагирует на него. А бывает и наоборот: “унылый двоечник”, набегавшись на перемене, забудет о своей неудаче, и с началом нового урока он вновь радостный, готов к работе.
Продолжением такой экспресс-диагностики могут быть т.н. “цветные конверты” (4-5 шт.). На обычный конверт наклеивают квадрат цветной бумаги 4х4 – красный (задание повышенной трудности), зеленый (трудные задания), синий (обычный программный материал), коричневый (относительно легкие) и, может быть, черный (легкие). По нашим наблюдениям, черный квадрат даже при неблагоприятном эмоциональном статусе дети берут редко – “цвет не нравится”, “я могу решать трудные задачи, зачем мне “легкотня” и т.п.
Сам процесс выбора конвертов при ответе тоже диагностика – диагностика не только эмоций, но и уровня притязаний учеников. А если это пролонгированная диагностика, то учитель сразу может выявить детей с заниженной или с завышенной самооценкой и уровнем притязаний в отношении конкретных предметов, после чего ему легко корректировать свою работу применительно к каждому ученику. Для “сильных”, “продвинутых” – продолжение работы на факультативных и дополнительных занятиях, для слабоуспевающих – привлечение учеников 10-х специализированных лицейских классов, т.н. “школа будущего педагога”.
Таким образом, личностно-ориентированный подход наряду с групповыми формами работы дает возможность педагогу строить оптимальную учебно-воспитательную среду применительно к данному, конкретному классу и формировать перспективные пути его дальнейшего развития.
Подобные методики можно использовать вплоть до 6-го класса включительно. А метод “цветных конвертов” имеет место даже в 10-11-х классах в отношении отдельных дисциплин. С 7-11-го класса у нас в лицее проводится эмоциональная оценка учениками каждого предмета. Данное мероприятие проходит раз в четверть и позволяет выявить динамику эмоциональных отношений школьников по каждой учебной дисциплине.
Для анализа используется 5 критериев:
1. Красный – интерес, стремление к познанию;
2. Зеленый – комфортность, уверенность;
3. Желтый – ясность мысли, спокойствие;
4. Фиолетовый – скука, лень;
5. Черный – непонимание, угнетенность.
Цветная матрица эмоциональных выводов учеников дает наглядное представление об отношении детей к тому или иному предмету и служит основой для более глубокой диагностики межличностных разноуровневых взаимоотношений в школьном коллективе.
Проведя анализ всех факторов, психолог видит ясную картину отношений, сложившихся между конкретным педагогом и конкретным классом. Если эти отношения благоприятны, нам остается только радоваться. Если же нет, психолог обязательно посещает уроки такого преподавателя, наблюдает за ним и всем классом, а также другими классами, где педагог преподает, и делает вывод, что же не складывается или что мешает взаимоотношениям между учителем и детьми. Об этом он и беседует с педагогом, а при необходимости привлекает администрацию, чтобы локализовать имеющиеся проблемы в самом начале и нормализовать обстановку.
О.ЯПРЫНЦЕВ,
психолог педагогического лицея при ВГПУ
Воронеж
Комментарии