search
main
0

Красные vs белые. Революция: добро или зло?

В столетнюю годовщину революции 1917 года в Свердловском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная грандиозному событию, которое в последнее время оценивается более чем неоднозначно.

Сталкивать ли лбами приверженцев разных взглядов на главное «происшествие» XX века, повлиявшее на существование всей планеты? Если и присутствовали у организаторов первоначальные планы собрать скандальную экспозицию, то постепенно верх взял аналитический подход. Задача историков не выносить суждения, а предоставлять факты. Тем не менее восприятие экспозиции зрителями получилось ярко-эмоциональным.   «Урал. Революция. Судьбы» – так называется выставка. Эти годы газета «Уральский рабочий» в 1916 году назвала «время великих дел и маленьких людей». Экспозиция рассказывает о событиях начала прошлого столетия через личные дороги разных людей. Все они оказались заложниками исторического процесса. Вот семья Батмановых. Ее основатель Алексей Никифорович, нотариус из Екатеринбурга, зачинатель библиотеки имени Белинского, сегодня самого крупного книжного собрания области. Один из его сыновей остался вне политики. Другой несколько раз менял взгляды, искал правду. Еще два служили в Белой гвардии. Результат же был один: никто не миновал лагерей…Трудно складывалась и судьба Константина Мячина: внутренние метания, переход с одного края на другой, то он «красный», то «белый»; бежал из Советской России – вернулся, чтобы быть арестованным; освобожден, служил в НКВД, но в 1938 году был расстрелян – позднее реабилитирован. Проще всего в мирную пору вынести строгое суждение человеческим поступкам, но каково было разобраться в происходящем тогда? Документы, плакаты, знамена. Солдатские шинели, форма сестер милосердия. И оружие, много оружия, начиная с шашек времен Первой мировой войны и заканчивая пулеметами, что пошли в ход в годы Гражданской. Фрагмент решетки Нижне-Туринской тюрьмы, где содержались политзаключенные, среди них Яков Свердлов. Личность человека, давшего название целой области, воспринимается по-разному: кто-то объясняет его революционный экстремизм идеологическими убеждениями, кто-то считает, что жестокость нельзя оправдать никакими обстоятельствами. С портретов смотрят лица людей, чьими именами еще недавно были названы улицы Екатеринбурга: Петр Ермаков, один из участников расстрела царской семьи, Яков Юровский, комендант Дома особого назначения. Часть экспозиции посвящена гибели Романовых. Дом Ипатьева, где была казнена семья последнего русского императора, можно увидеть с помощью интерактивного экрана. Теперь на месте дома сооружен храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Под звуки революционных песен посетители переходят из зала в зал. Спорят, возвращаются к уже увиденному. Одни рьяно доказывают: «Все было правильно, революция высвободила народную силу! Да, много людей погибло, но потом были победа над фашизмом, полет в космос, торжество социализма!» Другие возмущаются: слишком высокая цена заплачена страной за негативный опыт. – Да, история безальтернативна, она уже случилась, – говорит заместитель директора музея Владимир Быкодоров. – Но та история, что творится в каждый конкретный момент, зависит от живущих ныне людей, в том числе от их оценки прошлого. Что-то забывается; сто лет – срок немалый. Но революция – это не «египетские пирамиды», это живая история. Сейчас, в летние каникулы, выставку посещают школьники, отдыхающие в летних лагерях. Перед ними тоже встает вопрос, которым экспозиция и начинается, и заканчивается: «Свершившаяся революция. Добро? Зло?»Пока он без ответа. Или у каждого ответ свой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте