Психология утверждает, что по живописным полотнам можно определить настроение художника на момент его работы над картиной, если, конечно, это пишется от души. Жесткие, почти графические наброски свидетельствуют об острой ситуации в жизни автора. Мягкие, пастельные тона – об умиротворении, лирическом настрое. Рассматривая работы Анатолия Скамницкого, невольно обратила внимание на этот контраст. Чего в них больше: остроты или сглаженности, тревоги или радости?
Мне, много лет знающей А.А.Скамницкого, его живописные пристрастия открылись недавно. В картинах поразили удивительное цветосочетание, манера в красках рассказать о недавних годах жизни. А они были не из легких.
Начну с того, что в послужном списке Анатолия Анатольевича карьерный рост выстраивался с завидным подъемом. Школьный учитель, директор школы-интерната для глухих детей, руководитель Куйбышевского (Самарского) института усовершенствования учителей, проректор Республиканского института повышения квалификации руководителей образования, высокие должности в Министерстве образования и Министерстве печати. Защита кандидатской, а затем и докторской диссертаций по педагогике и, как следствие – назначение Анатолия Анатольевича на должность ректора Института проблем развития среднего профессионального образования. В придачу каждый этап подкрепляется наградами: благодарностями, Почетными грамотами и званиями, медалями. Кульминацией стало лауреатство премии Правительства России в области образования за 2003 год.
И вдруг Министерство образования и науки РФ решило создать под своим патронатом новую научную структуру. И хотя никакой концепции не существовало, пять институтов, находившихся в ведении Федерального агентства по образованию, взмахом пера были объединены в единую организацию, уважаемым профессорам через третьих лиц передали, что они стали «вчерашним днем», ничего не понимающими в современной педагогике. Скамницкий был среди них.
Нынче профессор Скамницкий возглавляет теоретический, научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», который продолжает знакомить читателей с современным уровнем работы ссузов. На его страницах публикуют статьи преподаватели и руководители средних специальных учебных заведений, видные ученые, занимающиеся проблемами профобразования.
Барометр популярности журнала – подписка, только за год она выросла на треть. Проведенный изданием конкурс научных, методических работ СПО-2006 вызвал всплеск авторской активности, практически из всех регионов России в адрес редакции были направлены материалы, многие из которых заслуживают самой высокой оценки.
Оргкомитет конкурса из числа ведущих ученых руководителей, преподавателей наградил победителей почетными дипломами и грамотами. С какой радостью восприняли ссузы знак своих заслуг! В нескольких учебных заведениях эти награды вывешены на стендах на самых видных местах.
Талантливый человек талантлив во многом. Это истина. В редакции «УГ» с интересом познакомились с художественными работами Анатолия Анатольевича. Наверное, только специалист отметит изъяны в его работах. Но он ведь и не профессионал. Здесь невольно вспоминаются слова Булата Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит». А «дышит» профессор чувством к прекрасному. И работы его интересны.
Хотя Анатолия Скамницкого по праву можно назвать молодым художником, в Москве, в Культурном центре Чайковского, в начале июля прошла его персональная выставка. Это была не просто демонстрация картин, а еще и благотворительный аукцион в пользу больных детей-сирот. Анатолий Анатольевич нашел точные слова, назвав выставку лаконично: «Чуден Божий Мир». В буклете-приглашении в нескольких строках обозначено сокровенное: «Самым важным периодом в моей профессиональной жизни была работа в интернате для глухих детей. Здесь я чувствовал свою причастность к большему, чем обучение и воспитание. Школа научила сострадать всем, кто в этом нуждается».
P.S.
1 июля профессору Анатолию Анатольевичу Скамницкому исполнилось 60 лет. Редакция «УГ-Москва» сердечно поздравляет юбиляра и желает ему многих лет жизни.
Комментарии