Удмуртские традиционные ковры вызывают восхищение у специалистов – сочетание цветов говорит об отменном вкусе мастеров, а в орнаменте зашифрованы древними знаками, образами, символами традиционные представления удмуртского народа о мироздании. В Удмуртии действует широкая программа восстановления народных промыслов. В нашей школе созданы национальные классы. Поэтому и возникла идея приобщить учащихся к традиционным народным ремеслам. Данный курс предназначен для учеников 6-7-х классов и предполагает знакомство с народным костюмом, методами окрашивания тканей растениями-красителями и химическими красителями.
Алевтина КОРЕПАНОВА, учитель химии и биологии средней школы №97 города Ижевска Республики Удмуртия, победитель XII конкурса «Сто друзей»
Цели курса:
– развивать интерес ребят к родному краю, его истории и ремеслам;
– привлечь внимание учащихся к веществам и их превращениям;
– формировать у детей интерес к биологии, химии, способствовать приобретению экспериментальных умений и навыков.
Методические рекомендации
Особенность занятий – тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений.
Знания учащихся должны иметь мировоззренческий, политехнический и экологический характер. Курс включает элементы занимательности, что содействует положительной мотивации изучения химии и биологии. Используются объяснительно-иллюстративные и личностно ориентированные технологии.
При подготовке к практическим работам особое внимание обратите на правила безопасности при манипуляциях с реактивами и химической посудой. Желательно на всех занятиях держать под рукой аптечку для оказания медицинской помощи. Если занятия проводятся в каникулярное время, целесообразно сократить теоретическую часть, а большую часть времени отвести на экскурсии, знакомство с родным краем.
Оборудование заранее и тщательно проверяем. Руководитель дает время на ознакомление с инструкцией. В случае необходимости ребята получают дополнительные разъяснения, разрешение на выполнение работы.
Занятие следует заканчивать обсуждением результатов и выводов, полученных в каждой группе. Анализируйте удачи и неудачи в каждой группе: что понравилось, что не понравилось, что мешало работе, как можно было бы эти трудности устранить. А самое важное – чтобы дети осознанно могли ответить, что нового они узнали и что еще хотят знать.
Тематическое планирование
Тема 1. Знаете ли вы, как выглядит народный костюм удмуртов?
История народного костюма удмуртов.
Первые поселения на территории Удмуртии. Находки предметов быта при раскопе поселений на территории Удмуртии. Народный костюм, его составляющие части. Что носили зимой, а что летом. Цветовая гамма.
Экскурсия в музей.
Демонстрация фотографий костюмов, находок с мест раскопов.
Игра-конкурс «Чей костюм лучше?».
Тема 2. Какими красителями пользовались наши предки?
Исторические сведения о природных красителях и крашении. Типы природных красителей. Цветовая гамма. Технология крашения. Демонстрации. Коллекция природных красителей. Коллекция окрашенных природными красителями тканей. Рисунки природных красителей. Таблица «Технология крашения».
Практическая работа «Технология крашения».
Тема 3. Какие местные растения можно использовать как красители? Местные растения-красители.
Знакомство с гербарными образцами. Экскурсия – изучение растений-красителей в природе.
Демонстрация коллекции местных растений-красителей.
Практическая работа «Окрашивание ткани».
Тема 4. Химические красители, что это?
Химические красители. Классификация красителей. Азотокрасители. Сернистые красители. Кубовые красители.
Волокнистые вещества. Сущность и способы крашения.
Демонстрация коллекции тканей, окрашенных химическим путем, коллекции химических красителей.
Практическая работа «Окрашивание ткани химическими красителями».
Тема 5. Легко ли изготовить куклу-оберег?
Народный костюм, его составляющие части. Кукла-оберег в народном костюме. Демонстрация коллекции кукол в народных костюмах, куклы-обереги. Викторина.
Творческая работа «Изготовление куклы в народном костюме».
Содержание программы
Курс рассчитан на 10 часов.
Занятие 1. Знаете ли вы, как выглядит народный костюм удмуртов?
Лучше всего это занятие провести, посетив экспозицию одного из музеев. Побывав в музее, ребята увидят подлинные костюмы, узнают их историю, ознакомятся с историей народного костюма удмуртов. Также они узнают о первых поселениях на территории Удмуртии, рассмотрят находки археологов.
Выяснят, что носили зимой, а что летом. Обратят внимание на цветовую гамму народного костюма удмуртов.
Перед посещением музея необходимо задать детям вопросы, ответы на которые они получат, выслушав экскурсовода. Это нужно для того, чтобы учащиеся из потока информации выделили необходимую.
Примерные вопросы:
1. Из чего изготовлена одежда?
2. Что носили летом, а что зимой?
3. Чем отличается женский костюм от мужского?
4. Какие цвета преобладают в одежде?
5. Как изготавливали одежду?
Занятие 2. Игра-конкурс «Чей костюм лучше?»
Учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Каждая группа получает задание придумать свой костюм, опираясь на рисунки народных костюмов. На это отводится 15-20 минут. Ребята рисуют эскизы костюма. Остальное время занятия отводится на творческую защиту костюма.
Занятие 3. Исторические сведения о природных красителях и крашении
Это занятие можно начать с вопроса: «Как ткани, из которых изготовлена одежда, приобретают окраску?»
Ребята обычно отвечают: «Их покрасили». Но следующий вопрос «А чем их покрасили?» обычно вызывает затруднения. Тут начинаются самые различные предположения, обычно связанные с их жизненным опытом. Роль учителя сводится к тому, чтобы направить беседу в нужное русло с помощью вопросов.
Учитель сообщает исторические сведения о природных красителях и крашении, о типах природных красителей, о цветовой гамме.
Демонстрация коллекции природных красителей, коллекции окрашенных природными красителями тканей, рисунков природных красителей.
Занятие 4. Практическая работа «Технология крашения»
В начале занятия необходимо провести инструктаж по правилам безопасности при работе.
Ребята изучают инструкцию по крашению ткани.
Объемы ткани и растительной вытяжки должны соотноситься как 1:20. Поместите в кастрюлю ткань и налейте в нее красильный раствор так, чтобы он с запасом покрывал окрашиваемую ткань. Поставьте кастрюлю на электрическую плитку. Красильный раствор должен слабо кипеть в течение 45 мин, а ткань необходимо непрерывно переворачивать. После крашения выньте ткань пинцетом или двумя прутиками из кастрюли, тщательно промойте водой и высушите в тени.
Реактивы и оборудование: вытяжка растительного материала – 3 л, кастрюли (можно использовать большие консервные банки) – 3, белая хлопчатобумажная ткань – 3 куска (20-30 см2), веселка (прутик), электрическая плитка – 1, спички, пинцет – 3.
До занятия руководитель готовит вытяжку растительного материала. Для этого в кастрюлю или банку помещают 1 часть сухого измельченного растительного материала и 10 частей воды, полученную смесь нагревают 3-4 ч примерно при 80°С, периодически перемешивая суспензию. Через 3-4 ч вытяжку процеживают.
Демонстрация таблицы технологии крашения.
Занятие 5. Красители из растений
Сообщите ученикам исторические сведения о природных красителях и крашении. Ознакомьте ребят с местными растениями-красителями сначала по фотографиям, гербарным образцам, затем в природе. Лучше это занятие проводить на поляне или на лугу среди растений.
Занятие 6. Окрашивание ткани
В начале занятия необходимо провести инструктаж по правилам безопасности.
Практическая работа «Окрашивание ткани» проводится с заранее подготовленным растительным материалом (собран и высушен). Ткань, которую предстоит окрасить, стирают и выдерживают в течение часа в растворе квасцов для протравы. Готовят раствор так: на литр воды берут столовую ложку квасцов, не содержащих хром.
Ребята знакомы с технологией окраски ткани по предыдущему практическому занятию. Они получают инструкцию и задание по окраске белой ткани в различные цвета (каждая группа окрашивает ткань в свой цвет).
Реактивы и оборудование: раствор квасцов – 3 л, кастрюли (можно использовать большие консервные банки) – 3, белая хлопчатобумажная ткань – 3 куска (20-30 см2), веселка (прутик), электрическая плитка – 1, спички, пинцет – 3.
Занятие 7. Химические красители, что это?
Сообщите учащимся о современных способах окраски тканей, их преимуществах и недостатках. Ознакомьте с различными химическими красителями. Если есть возможность, организуйте экскурсию на производства, связанные с химическими красителями.
Занятие 8. Практическая работа «Окрашивание ткани химическими красителями»
До занятия руководитель готовит химические красители и, если необходимо, их растворы.
В начале занятия необходимо провести инструктаж по правилам безопасности. Окрашивание ткани проводится согласно инструкции по использованию химического красителя.
Занятие 9-10. Легко ли изготовить куклу-оберег?
До занятия руководитель готовит весь необходимый материал для изготовления куклы (лоскутки из разных тканей, можно использовать те, которые окрасили на предыдущих занятиях, нитки, ножницы). Ребята с увлечением делают кукол, иногда еще и не одну, поэтому подготовьте побольше материала.
Для изготовления куклы-завертки необходимы:
– лоскуток плотной ткани (драп) размером 7-15 см (из него изготовим основу куклы);
– лоскут белого ситца размером 10-10 см (из него изготовим лицо);
– лоскут любого цвета размером 4-6 см (из него сделаем платье);
– лоскут любого цвета размером 2-4 см (из него сделаем фартук);
– лоскут любого цвета размером 8-15 см (из него сделаем платок).
Окрашивание ткани проводится согласно инструкции по использованию химического красителя.
Комментарии