Числа. Первое впечатление – в прошлом году работ было заметно меньше. Дюжина географов (и примкнувшие к ним биолог с информатиком) прислали 14 работ в 3 номинациях. В прошлом году было 8 работ шести авторов. Какой вывод можно сделать? Стабильно сохраняется положительная дельта в 2 работы.
Биологов в этом году оказалось 32, им помогали химик и географ, все вместе они представили 63 работы во всех 5 номинациях. Для сравнения – в прошлом году было всего 10 работ девяти авторов.
Но самым впечатляющим приростом могут гордиться физики: на прошлом конкурсе была одна работа (но очень высокого уровня!), а теперь 20 учителей прислали 30 работ в 4 номинациях. Не думаю, что учителя других предметов смогут повторить когда-нибудь этот рекорд.
Адреса
Наша страна огромна! И отовсюду в редакцию «Учительской газеты» шли письма с работами. 6 раз на доставшихся мне конвертах фигурировала Кемеровская область, 5 раз – Республика Хакасия, 4 раза – Краснодарский край и по 3 раза – Алтайский край, Иркутская область и Удмуртская Республика.
Не знаю, сколько школ в Абакане, но знаю, что четыре из них (2-я, 7-я, 19-я и 25-я) приняли участие в конкурсе «Сто друзей».
Самой южной из моей группы следует признать гимназию №2 п. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики (43°44’N), а самым северным – лицей №1 Норильска (69°21’N), самый западный адресат – школа №13 н.п. Белое Море Мурманской области (32°20’E), а дальше всех на восток расположена школа №8 Усть-Илимска Иркутской области (102°39’E).
Имена
Честно признаюсь, хотелось бы поименно перечислить всех участников, но, боюсь, тогда на газетных страницах просто не останется места, поэтому назову только некоторых.
Сначала меня посетило легкое чувство дежа-вю, но, разобравшись, я успокоилась: у меня не двоится в глазах, просто свои работы прислали Елена ВЕСЕЛОВА, учитель физики профессионального лицея №19 из п. Сафроново Североморского района Мурманской области, и Татьяна ВЕСЕЛОВА, учитель биологии средней школы №18 г. Бийска Алтайского края.
А среди физиков оказалось трое ПОПОВЫХ (точнее, четверо): Ольга Михайловна из самой западной школы и супруги Александр Михайлович и Татьяна Павловна, учителя физики школы №85 Тайшета (а четвертый Попов – их сын Роман, ученик 9-го класса). Семья Поповых – коллективный автор настоящего шедевра – учебно-методического пособия «Физика в мультфильмах».
Вот еще одна семейная пара – ЛИПАТОВЫ, учителя биологии. Петр Иванович работает в школе №10, а Людмила Николаевна в детском доме-школе №5 «Единство» Междуреченска Кемеровской области. Они прислали сборник «Лабораторный практикум по анатомии и физиологии человека с основами антропологии».
А в семье ЖУКОВЫХ из станицы Каневской Краснодарского края оказались сразу и биолог, Ольга Павловна из средней школы №2, и физик, Николай Александрович из средней школы №11. Каждый из них прислал на конкурс по семь замечательных работ. Вклад этой пары имеет все шансы на победу не только числом, но и умением!
Встретив дважды фамилию ПАВЛОВА, я решила, что это снова однофамильцы или супруги – и ошиблась. Просто учитель биологии средней школы №25 с углубленным изучением предметов Абакана Республики Хакасия Наталья Павлова прислала сразу два сценария – урок по биологии и классный час «Путешествие по Японии».
Нужно сказать, что работы учителей этой школы мне попались по всем трем предметам: учитель физики Юлия ИЁШКИНА прислала элективный курс «Небесная механика», а еще две общие работы выставили на конкурс две тезки, учитель биологии Галина ХАМИНА и учитель географии Галина ЗОГОЛЬ.
На мой взгляд, просто отлично, что на конкурс стали приходить работы творческих коллективов. Татьяна ПОЗДНОВА, учитель географии, и Ирина КОСЯЧЕНКО, учитель информатики Введенской школы Лотошинского района Московской области, вместе составили урок-презентацию «Своеобразие органического мира Австралии», а Светлана ЛЮБИНА, учитель биологии, и Ирина ТЯПКОВА, учитель химии средней школы №11 с углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольска из Республики Татарстан, вдвоем подготовили и ведут элективный курс биохимии.
Клоны
Но вернемся к двойникам. Фамилию ФИЦ я встретила дважды и определенно уже встречала где-то раньше… Где же? А, вспомнила! Сергей Фиц стал учителем года Кузбасса в 2003 году. Он тогда читал с учениками «Доктора Айболита» и вычислял, как попасть в Африку. Именно этот урок он подробно описал в номинации «Сценарии уроков» и его же привел в качестве примера во второй своей конкурсной работе, по объему и глубине больше напоминающей диссертацию, – «Технология проектирования учебного процесса как способ освоения знаний школьниками»…
Вообще создается впечатление, что некоторые авторы решили подстраховаться и один и тот же материал, слегка перекроив и подправив, направили сразу в несколько номинаций. Например, в «Сценарии уроков» – «Видообразование» и в «Материалы к уроку» – «Видообразование»; в «Сценарии уроков» – «Урок-конференция «Наш космический дом: Солнце, планеты, Земля» и в «Организацию внеклассной работы по предмету» – «Учебная конференция по физике «Тепловые явления в атмосфере».
Жемчужины педагогического опыта
Перечислю лишь некоторые находки конкурсантов.
В номинации «Технологии и методики преподавания» я бы выделила работу Любови КАЛАЧЕВОЙ из школы №5 г. Усть-Катава: разработанный ею полный комплект КИМов «Экзаменационный материал по физике за курс основной школы» составлен очень грамотно.
Самая массовая номинация – «Сценарии уроков», поэтому и претендентов в ней много. Учитель биологии викуловской средней школы №2 Елена АРЕФЬЕВА из Тюменской области предложила на уроке по теме «Кровь» раздать ученикам разноцветные футболки с надписями (красные – «эритроциты», белые – «лейкоциты» и черные – «тромбоциты») и организовать соревнование трех команд.
Ее коллега Марина МОСИНЦЕВА из средней школы №1 Новоалтайска Алтайского края на уроке «Класс земноводных», выстроенном в технологи РКМЧП, придумала очень красивый вызов – в качестве описания классифицируемого животного прочла фрагмент романа А. Беляева «Человек-амфибия».
Возможно, примером для учителя географии школы №5 Нарьян-Мара Ненецкого АО Татьяны КАНЕВОЙ послужила работа прошлогоднего победителя, ее тезки – учителя географии Татьяны ИОНИНОЙ. Сравните: «Первое кругосветное путешествие, или Как важно быть добрым» очень похоже на работу «Океания, или Как выжить на необитаемом острове». Пример оказался удачным, работа этого года не уступает предшественнице.
Материалы к урокам прислали многие. Физики отличились в задачах и лабораторных работах. Надежда КУЗЬМИНА из профессионального лицея №19 поселка Сафроново Североморского района Мурманской области составила учебное пособие «Задачи и упражнения по физике с профессиональной направленностью (профессия – судостроитель-судоремонтник металлических судов)». А Геннадий ПЕТРОВ из Сюрбей-Токаевской общеобразовательной школы Комсомольского района Чувашской Республики кроме набора тестов «Звуковые волны» прислал динамический плакат «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» с инструкцией по изготовлению и примерами детских работ.
Ольга БИТЮКОВА из школы №2 ЗАТО Первомайский Кировской области может всех научить, как легко и просто запомнить биологические термины: хоть животные ткани – Э(пителиальная)С(оединительная)М(ышечная)иН(ервная)
Е(диное)Ц(елое), хоть последовательность эмбриональных стадий – Б(ластула)еГ(аструла) оН(ейрула)иЯ.
Учитель биологии гимназии №5 Сергиева Посада Московской области Наталия КОМОЛЬЦЕВА предложила шесть разработок, все они очень интересны, но меня из этого многообразия больше всего поразили биологические карты «Строение клетки» и парные карточки «Проблемы и перспективы современной генетики и биотехнологии». Наталия Александровна еще и педагог дополнительного образования, в номинации «Организация внеклассной работы по предмету» она описала игру-соревнование на экологической тропе для учащихся
5-6-х классов. В приложении приведены примеры заданий (с указанием источников, что очень важно!) и полевой дневник «Школа природы».
В номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» хочу отметить занятие по ОБЖ «Пить или не пить?» Елены СВИРИДОВОЙ из погранично-таможенно-правового лицея Пскова, выстроенное на редкость логично и гармонично, оно наверняка поможет ее ученикам правильно ответить на этот сложный вопрос.
Елена ЗАЧЕСОВА, методист и преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии