search
main
0

«Красиво писать – красоту творить». Прописи для первоклассников помогают привить любовь к русскому языку

Письмо многим детям дается гораздо сложнее чтения. Умение выводить угловатые линии, складывая их в буквы и потом в отдельные слова, требует кропотливости, настойчивости. Ребенку такое занятие кажется скучным. Когда я сама училась в начальной школе, прописи выглядели довольно однообразно: линованные тетради с выведенными черным буквами, красная обложка была самым ярким элементом. Вызвать интерес маленького школьника к занятию письмом – непростая задача для педагога, по крайней мере, так было раньше.

 Работа в прописях развивает в детях не только понимание правил написания букв, но и образность мышления, дает простор для творческого самовыражения, помогает формировать уникальный почерк ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы учебный процесс увлекал детей и являлся для них интересной игрой. Современные прописи выглядят совершенно иначе: сохранив основные учебные функции, эти учебные пособия наполнены яркими цветными рисунками и включают в себя творческие задания.

Современная школа стремительно мчится, старается идти в ногу со временем. Изменился тот социум, в котором мы живем. Все стало более наглядным, информативным, мобильным. У современных детей младшего школьного возраста, хорошо владеющих ноутбуками, смартфонами, нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Современный ребенок привык видеть все наглядно, в ярких красках. «Красиво писать – красоту творить» – гласит народная мудрость. Что случилось с почерком, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе? Эти вопросы все больше и больше волнуют не только меня, но и многих родителей, ведь красивое письмо – это еще и грамотное письмо. Нам приходится искать новые методы, формы, приемы работы или вдыхать новую жизнь в забытые формы.

«Точка, точка, запятая… Это ведь так просто!» – скажут взрослые. «Как может не получиться написать просто наклонную линию?!» – ругают родители. Но это для взрослого просто символы, а для привыкших играть ребят, для которых не было никаких правил, – очень сложно.

Хочу обратить внимание на учебный комплект «Прописи: 1 класс. В 4 частях: к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука. 1 класс. В 2 частях» автора М.А.Козловой под редакцией Е.В.Волковой, выпущенный издательством «Экзамен» в 2022 году.

Данный комплект прописей представлен в четырех частях. Первое, что я заметила, – это яркое содержание. Рабочие страницы представлены не только в привычном варианте, в линейку, но и в клетку.

В первой части прописи представлены элементы, которые на первый взгляд далеки от букв. Но это только кажется. Многие дети не умеют правильно держать ручку, правильно располагать тетрадь. Благодаря именно таким элементам рисования ребенок в простой для него форме может ознакомиться с этими навыками. Также хочется отметить, что письмо, как и чтение, делится на добукварный и букварный периоды. Этот момент очень хорошо прослеживается в первой части. Ведется очень хорошая подготовка к написанию букв (штриховка, обведение по контуру, закраска, заполнение элементами рисунка).

Рисунков немного, внимание детей не отвлекается. Хочется отметить разнообразные и очень интересные задания, которые помогают не отбить у ребенка желание научиться красиво писать.

Немаловажно, что переход от элементов к написанию букв происходит плавно. Вторая часть пособия – букварный период, здесь не только написание букв, но и составление слогов. Также ведется звуко-буквенная работа, которая начинается с написания гласных букв. Каждая буква – это разворот страницы. Поскольку у детей в этом возрасте развито наглядно-образное мышление, хорошо подобраны ассоциативные рисунки. Это позволяет при звуко-буквенном разборе выделить звук и обозначить его буквой на письме. Ребята знакомятся с правилами русского языка, узнают, что такое собственные и нарицательные имена существительные (эти понятия, правда, не даны в полном объеме, но помогают узнать, что некоторые слова пишутся с заглавной буквы).

На этом этапе проводится анализ разницы между печатной и прописной буквами, работа над их правильным соединением. Известно, что тут у детей могут возникнуть трудности при чтении прописных слогов. В этой части прописные слоги в словах выделяются дугой, чтобы детям легче было выявить их в слове. Очень понравились задания на соотношение слов и схем – знания детям не даются в готовом виде, а приобретаются в ходе деятельности. Есть свободные строки для индивидуальных заданий или отработки изученных навыков. Предлагается разнообразная работа со схемами, что позволяет плавно перейти к написанию слов.

Самое главное – процесс обучения организован ярко, красочно и очень интересно, при этом у детей развивается не только зрительная память, но и – благодаря ребусам и загадкам – логическое мышление.

И вот настал тот момент, когда ребенок готов записать первое слово. На данном этапе очень важно дать понять школьнику, что писать красиво – это еще не все, надо уметь писать грамотно. Поэтому в третьей части пособия ученику предлагаются задания на списывание с печатного текста. Задания увеличиваются, сложность растет. Элементы строчной и заглавной букв даются на частой косой линейке, это помогает плавно перейти к письму в тетради. Продолжается работа со схемами, представлен очень разнообразный дополнительный материал: ребус, шарады, загадки. Работа в прописях перекликается с чтением. Работа над развитием речи организована с использованием элементов устного народного творчества.

Стоит отметить работу над орфограммами. В интересной форме отрабатываются задания на сочетания «чк-чн», вводится схема предложений, дано определение границ предложений. Дети понимают, что предложение состоит из слов, которые пишутся раздельно.

Каждый учитель знает: парные согласные вызывают у детей немало сложностей. Тренировочные задания на это правило помогают выработать зоркость в написании слов с парными согласными. В процессе отработки таких заданий ребята учатся находить опасные места в словах и так, шаг за шагом, «точка за точкой», уверенно двигаться вперед, не замечая, что в какой-то момент они уже пишут не отдельные слова, а именно предложения.

В четвертой части происходит актуализация изученного, предложены задания на закрепление знаний об именах собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных. Каждой букве посвящен целый разворот. Здесь много свободных линий, в которых ученик может самостоятельно писать. Для меня очень важно, что есть место именно для самостоятельного письма, предложены задания для чтения печатного текста и написания его прописью. Также представлены разно­образные задания для развития критического мышления, например, составить из слов правильное предложение. А еще здесь негласно вводятся части речи: прилагательное, существительное, глагол.

Также я отметила для себя задания на составление сложных слов с соединительными гласными и орфограммы «ча-ща», «чу-щу».

В процессе их выполнения ребята учатся устанавливать связь в предложении. Особые сложности возникают у школьников при написании слов с йотированными гласными, поэтому данному вопросу в прописях уделяется особое внимание. Хочется отметить работу над правописанием разделительных мягкого и твердого знаков, звуко-буквенным анализом. Практически во всех заданиях прослеживается системно-деятельностный подход, все они продуманы таким образом, что учащимся приходится добывать знания, быть всегда в действии.

Подводя итог, еще раз подчеркну, что письмо для многих детей – предмет трудный. И, как мы знаем, если что-то трудно дается, этим заниматься совсем не хочется. Ведь для того, чтобы почерк стал красивым, а написанный текст – грамотным, необходимо приложить очень много усилий. Данный методический комплект составлен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Каждая часть начинается с повторения пройденного. Навыки письма необходимо развивать и постоянно практиковать, потому что образованные люди говорят: «Думать – это не перебирать мысли, ходя из угла в угол, а записывать и переписывать их вновь и вновь». Благодаря тому что в пособии очень много интересных и разнообразных заданий, школьники осваивают навыки каллиграфии, овладевают орфографией, фонетикой, синтаксисом, знакомятся с правилами русского языка.

Татьяна ИВАХНОВА, учитель начальных классов гимназии №9 Черкесска, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте