Михаил БЕЛОГЛАЗОВ, учитель физического воспитания средней школы N 2 села Большие Березники Большеберезниковского района Республики Мордовия, сторонник здорового образа жизни, занимался по системе Порфирия Иванова, прошел суровую школу спецназа. Одна из главных целей уроков Белоглазова – воспитать у подростков силу духа, ответственность, готовность прийти на помощь товарищу.
“Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам” – с этих слов Михаил Николаевич начал свой показательный урок с десятиклассниками. Занятия прошли по-армейски строго и организованно, разминка сопровождалась ритмичной музыкой. В финальной части урока Белоглазов разбил старшеклассников на две группы по шесть человек и провел с ними военизированную эстафету. Мальчишки мысленно перенеслись на полигон, ползали по-пластунски под “колючей проволокой”, роль которой играли низко опущенные планки, пробегали по “бревну” – перевернутой гимнастической скамейке.
В завершение конкурсного урока Белоглазов, как бывший спецназовец, продемонстрировал свои физические возможности. Сначала разбил ногой два красных кирпича, уложенных друг на друга. А когда в руках у одного из десятиклассников оказался двухметровый шест диаметром 5-6 сантиметров, в спортзале воцарилась гробовая тишина. Школьник размахнулся и нанес сокрушительный удар по корпусу учителя, который принял защитную стойку. Члены жюри и зрители ахнули! И что же вы думаете? Палка с треском переломилась, а Михаилу Николаевичу хоть бы что. “Возможности человека не ограничены, и каждый из вас может добиться того же, если будет вести здоровый образ жизни и заниматься спортом”, – сказал он ребятам и, прощаясь, пригласил их к себе в гости в Мордовию.
Учитель физической культуры средней школы поселка Синегорье Ягоднинского района Магаданской области Александр ИГНАТЬЕВ верит в способности детей. Пятидесятитрехлетний педагог “не играет в детство, а старается оживить в себе мальчишку и искренне, азартно пускается в путешествие – на уроке, на лыжне, в турпоходе”. За это ребята из школы поселка Синегорье прозвали его супербизоном.
Главный принцип Игнатьева в том, что он “должен быть интересен детям, должен разделить с ними свой мир”. Кроме этого, Александр Иванович – человек творческий, мастер изготовления нестандартных спортивных снарядов, некоторые из которых он привез в Москву. Конкурсный урок в 9-м классе Игнатьев провел живо и интересно, ярко продемонстрировав свои творческие находки. Спортивный зал был разделен на две части заградительной сеткой, по обе стороны которой учитель подвесил обручи разного диаметра. Они служили мишенями, в них девятиклассники метали мячи и полукилограммовые резиновые гранаты. Во второй половине урока с помощью учеников спортзал был разбит крест-накрест волейбольными сетками. Команды мальчиков и девочек осваивали азы волейбола.
Елена ИШАНОВА, учитель химии и биологии средней школы N 59 города Узловая Тульской области, связывает свои уроки с экологией родного края. И это неудивительно, ведь в Узловой и ее окрестностях работают несколько десятков химических предприятий, повышен радиационный фон – последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
Елена Юрьевна провела в 11-м классе показательный урок по теме “Белки”. Эпиграфом к нему послужили слова Фридриха Энгельса: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Следовательно, белок – высшая форма материи. В его состав входят такие элементы, как кислород, сера, железо, фосфор, водород, углерод. В каких растительных продуктах максимальное количество белка? Прежде всего в бобовых. Много белка содержат пшеничная мука, мясо, яйцо, рыба и молоко. С помощью учителя ребята выяснили, что вредит белкам, узнали их защитные свойства. Были приведены примеры из жизни. В результате соединения спирта и белка происходит разрушение последнего, денатурация. Вот вам пагубное влияние алкоголя. Так же разрушительно на белок действуют соединения тяжелых металлов, содержащиеся, например, в выхлопных газах. Это очень актуально, особенно в крупных городах. Старшеклассники поняли, почему нельзя собирать грибы вдоль оживленных дорог и автострад, узнали защитные свойства молока.
Конкурсный урок в 9-м классе по теме “Применение знаний по теории электролитической диссоциации” провела Ирина МАРКИНА, учитель химии лицея N 34 города Майкопа Республики Адыгея. Школьники отправились в плавание по океану химии. Ирина Владиславовна предложила ребятам “химическую лоцию” с разгадыванием ребусов. За правильные ответы ученики награждались специальными значками и становились “лоцманами”.
Цель урока Маркиной – научить детей правильно применять полученные знания, работать с терминологией, проводить самоанализ. Педагог напомнила девятиклассникам, что в лабораторных работах очень важно соблюдать технику безопасности – следить за тем, чтобы жидкость не попала на кожу, ни в коем случае не пробовать химический раствор на язык. Заповедь химика Ирина Владиславовна выразила в стихотворной форме: “Химик правила обмена не забудет никогда, в результате непременно будет газ или вода, выпадет осадок, вот тогда – порядок”. Из плавания по волнам обратимых и необратимых реакций ребята перенеслись в сказку. Ведь обладая знаниями реакций ионного обмена, можно получить и “молочные реки”, и “кисельные берега”. В конце урока учительница превратилась в волшебницу. Она “по мановению волшебной палочки” зажгла спиртовку и устроила легкий фейерверк.
Занятия в 3-м классе прошли в форме игры, которую провела Юлия МИЩЕНКО, учитель английского языка гимназии N 35 города Тольятти Самарской области. Ее урок прошел на одном дыхании, легко и непринужденно. Учитель вошла в класс в элегантном костюме спортивного покроя. На стенах и доске были вывешены рисунки с изображением детей, занимающихся спортом. Юлия Сергеевна знакомила третьеклашек с новой лексикой, отрабатывала применение модального глагола “can”. Любопытно то, что в ходе урока Мищенко не произнесла ни одного слова по-русски. Но дети ее понимали, активно двигались, отвечали на вопросы. Чем вы можете заниматься летом, спрашивает учитель. Плаванием, футболом, теннисом, туризмом. А зимой? Можем кататься на санках, коньках и лыжах, играть в хоккей. Юлия Сергеевна играла с детьми в “рыбки”, а после финальной сирены – школьного звонка – наградила маленьких спортсменов импровизированными медалями.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии