Надежда КОГУТ, воспитатель детского сада №1 комбинированного вида «Любознайка» города Кургана:
– Старший дошкольный возраст – период, где особое место занимает познавательный мотив. Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости ребенку содержания исследуемой проблемы и его социального и познавательного опыта. А что может быть понятнее и доступнее, чем семья, любимый город? Именно краеведение может стать для детей средством познания окружающего мира.Новизна опыта заключается в подборе, систематизации и рациональном использовании методического обеспечения, способствующего активизации познавательного интереса старших дошкольников: – построение системы работы по развитию познавательного интереса дошкольников через краеведческую деятельность; – разработка технологических карт по ознакомлению с родным городом детей 5-6 лет в различных видах детской деятельности; – составление рабочих тетрадей по краеведению «Путешествие с Любознайкой»; – реализация долгосрочного образовательного проекта «Теплые ладошки» с детским садом города Ханты-Мансийска.Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, весь объем распределен по тематическим блокам: – «Достопримечательности города Кургана»; – «Природа родного Кургана»; – «Спортивная жизнь в городе Кургане»; – «Культурная жизнь в городе Кургане»; – «Трудовые будни города Кургана»; – «Героическая летопись города Кургана».При распределении содержания образования ввели «жизненные ситуации», которые возможно и необходимо рассмотреть в рамках каждого блока, и специально смоделированные ситуации.Например, блок «Достопримечательности города Кургана». Ребенку жизненно необходимо ориентироваться на улицах города, называть улицу, на которой расположен детский сад, знать домашний адрес, название близлежащих учреждений, парков, театров. А вот «смоделированная» ситуация – создание макета «Башня Царева городища» – будет стимулировать любознательность детей, под влиянием познавательного интереса дети будут стараться найти новые стороны в интересующем их предмете, установить более глубокие связи и отношения.Поддержанию интереса детей к истории и культуре родного города во время организованной образовательной деятельности способствует использование такого действенного приема, как «музей в чемодане» с выносом реального экспоната в группу, где ребенок может самостоятельного обследовать его и использовать по назначению.Еще один прием – «путешествие в прошлое»: использование в течение дня предметов XVIII-XIX веков для бытовых нужд. Например, «Использование за обедом деревянной ложки», «Вечернее чаепитие у самовара», «Проглаживание кукольного постельного белья с помощью рубеля и скалки».В течение года запланировано 9 занятий с выходом в краеведческий музей Кургана. Запланированы экскурсии в художественный музей, музей истории города, к значимым и узнаваемым для горожан местам (центральная площадь, городской сад).Чтобы решить задачу, способствующую повышению активности родителей в формировании познавательного интереса у ребенка, предлагаем им принять участие в составлении тематических буклетов, альбомов, в выставке рисунков «День города», «Новогодняя площадь Кургана», «Зимние пейзажи», в оформлении новой странички в альбоме о родном городе, в организации игры «Из бабушкиного детства» и ее проведении на прогулке с детьми. Родительская инициатива проявляется и в реализации проектов, посвященных Кургану: «Запахи и краски Зауралья», «Сказки из бабушкиного сундука», «Во что играли мамы во дворе». Ежеквартально в группе организуется деятельность родительского клуба «Кургана улицы прямые». Можно отметить высокий процент посещения этих мероприятий, родители проявляют живой интерес к информации о городе Кургане.Создан мини-музей, где представлены экспозиции посуды, мебели, бытовых приборов конца XIX – начала XX века. Коллекции фотографий, книг, значков, медалей позволяют детям ярче представить себе интересы и увлечения взрослых и детей.
Комментарии