В проекте «Педагогический совет», ежегодно проводимом Малой академией наук «Интеллект будущего», особое внимание уделяется роли регионального компонента при изучении различных предметов в школе. Своим опытом использования материалов регионального компонента на уроках математики делится С.Власова. На сайте future4you можно ознакомиться с лучшими работами участников педагогических конкурсов, с примерами задач, отражающих историю, географию и жизнь родного края.
Казань – город с богатым историческим, духовным, архитектурным наследием. Это город мирного сосуществования религий, сплетения культур более ста национальностей. И использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности дает большой объем знаний по разным направлениям: культура, история, жизнь выдающихся людей. Краеведческий материал на уроках математики положительно влияет на результативность знаний учащихся.Но в учебниках по математике нет регионального компонента, поэтому встает вопрос поиска, отбора и привязки найденного краеведческого материала к изучаемой теме учебной программы. К этой работе привлекаются учащиеся. При составлении задач используются литература, Интернет, архивные материалы. Эта работа увлекательна и требует креативного подхода. Учащиеся с удовольствием подбирают материал, составляют задачи по темам «Казань историческая», «Архитектура Казани», «Казань спортивная», «Казань культурная», «Жизнь выдающихся людей». Тем самым ребята закрепляют, углубляют свои знания. С такой задачей могут справиться учащиеся с разным уровнем подготовки в соответствии со своими возможностями и ученики, у которых трудности с математикой, но отличные способности в другой области. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – критерий успешной работы.Такая деятельность прививает любовь к родному краю, дает наглядное представление о связи математических знаний с окружающей действительностью, способствует развитию креативного мышления.Привлечение регионального компонента в математику дает возможность использовать нетрадиционные методы обучения: конкурсы, проекты, экскурсии. Например, ученики с рулетками, мелками, карандашами и блокнотами под руководством учителя во время прогулки исследуют достопримечательности, измеряют части памятников, имеющих форму геометрических тел, изучают виды и количество насаждений. В результате появляются рисунки, чертежи, записи в блокнотах. Затем дети продолжают работу дома, в классе: находят в архивах, энциклопедиях, Интернете информацию о данном объекте, составляют задачу, используя полученные результаты измерений, и предлагают решить ее своим одноклассникам.Например, в 5‑м классе при прохождении темы «Дробные числа»: «Количество зеленых насаждений в городе за последние годы увеличилось на 1/5 часть и теперь насчитывает 4000 га. Сколько было ранее зеленых насаждений?» Или в 7‑м классе: «Сколько театров в Казани, вы узнаете, решив следующее уравнение: 7х – 93 = 2х – 58».Проведение уроков с использованием материалов регионального компонента формирует активную жизненную позицию учащихся, позволяет им ощутить себя частью мира, в котором мы живем.Светлана ВЛАСОВА, МБОУ «Гимназия №9», Казань
Комментарии